Краткая история Розенкрейцерских Обществ — Eric Midnight
Краткая история Розенкрейцерских Обществ
Начало XVII века в Европе ознаменовалось событием, вызвавшим великое волнение среди ее жителей, стремления которых были направлены к Возвышенным Идеям и познанию Истины, и великую тревогу среди тех, кто желал провозгласить превосходство материи над Вечной Жизнью. Это были манифесты Розенкрейцеров, таинственных и неведомых Алхимиков, незримо пребывающих среди людей, и желающих Реформации Общества, «предсказывающих большой мятеж», и, между прочим, «верно предсказывающих грядущее» (Генри Адамсон, «Плач муз» (Перт, 1638). Они обещали благоухающую Розу познания всех тайн Вселенной тому, кто сможет взойти на Крест, отдав за Знание свои эгоистические устремления.
Их первый манифест, «Fama Fraternitatis», появился в Германии, и со скоростью мысли распространился по всей территории Европы. В нем рассказывалось о жизни и смерти Брата C.R.C., не нашедшего достаточно знаний среди своих соотечественников, и отправившегося за Тайной Мудростью в Дамаск, где был обучен всему, чего жаждал. По возвращении он знал, что не может отдавать это знание каждому, но вместо распространения среди случайных людей он собрал вокруг себя достойных Братьев, с которыми в тишине и безмолвии они делали свою Работу, исцеляя людей, не беря за это платы, и отрекшись от мыслей о важности преходящих человеческих проявлений. Приходя в чужеземную страну, они принимали обычаи этого места и одевались в привычные для него одежды, и исполняли то, что надлежало исполнить. Подобно трудолюбивым пчелам, они собирали нектар Розы, кружа вокруг нее и впитывая ее нектар, нектар исцеления и вечной молодости, чтобы затем вкусить Амброзии. Никто не ведал о них на протяжении ста двадцати лет, они же передавали тем, кто будет трудиться, Крест и Розу, находя себе преемников. По истечении этих ста двадцати лет могила Брата C.R.C. была открыта, а Братья Розенкрейцеры смогли теперь сказать миру о своем пребывании в нем.
Во втором манифесте, «Confessio Fraternitatis Rosae Crucis. Ad eruditios Europae» («Исповедание Братства Розенкрейцеров. К ученым Европы») раскрывается имя Брата C.R.C., - Христиан Розенкрейц, и говорится о тщетности человеческой учености, которая не спасает мир, а только питает гордыню, и о грядущем Страшном Суде, когда после ночи Сатурна снова настанет век счастья, а также о том, что насладиться перед уничтожением мира светом и жизнью, каковые были даны Адаму до первородного греха, смогут те, кто проникнется Духом Братства, следуя всегда и во всем спасительной Библии.
Вслед за этими Манифестами последовало множество комментариев к ним, и множество печатных обращений к Братьям с просьбами принять их в Общество. Однако, Розенкрейцеры сами приходили к тем, кто в действительности желал встречи с ними больше жизни, и не было нужды искать их в каком-либо городе или месте, так как они приходили сами. Более того, в этом не было прока. «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам». - гласила афиша, появившаяся в 1622-м году на стенах зданий центральной площади Парижа. Многие разочаровались в Братстве, решив, что его не существует, так как к ним никто не пришел. А врачи били тревогу, так как Братья предлагали в своих Манифестах вечную жизнь. Они нападали на Манифесты Розенкрейцеров, уверяя, что вечная жизнь невозможна, и возможно только временное лечение материального тела, боясь потерять своих пациентов.
Иоганн Андреа, который приписывал себе авторство «Химической Свадьбы Христиана Розенкрейца», позже уверял, что этот Манифест, инспирированный работой Джоном Ди «Иероглифическая Монада», была лишь шуткой, и в своих последующих работах насмехался над Алхимией. Однако, если он когда-либо и принадлежал к Розенкрейцерам, то, признавшись в этом, и отрекшись от своей работы, затем раскаивался.
Говоря о Розенкрейцерах, стоит вспомнить и о Elias Artista, который будет говорить устами каждого, кто пожелал этого, но тут же покинет его, допусти тот хоть один промах, которых можно допустить множество, не отказавшись от Инволютивных влияний. Возможно, Elias Artista - и есть «Первый и Последний» Откровения Иоанна Богослова, из уст которого выходил «острый с обеих сторон меч», и имеющий ключи от ада и смерти. Elias Artista также полагается Пророком Илией, чье имя переводится как «Бог мой Яхве». В Главе 3 Стиха 2 сказано: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим».
«Красное солнце является обителью существа, которому Парацельс, впервые на этой земле, дал имя Elias Artista.
Elias Artista - это ангел Креста и Розы. Никому, даже его избранникам, не дано знать, кто он. Все, что можно о нем сказать, сводится к утверждению, что он является притягивающей и гармонизирующей силой, стремящейся соединить разрозненные единицы в монолитное тело.
Станислас де Гуайта так говорит о нем:
«Elias Artista непогрешим, бессмертен и, кроме того, неподвластен слабости, ущербности и комичности людей телесных; он объявляет себя миру через них и с их жертвенного согласия. Это Дух света и прогресса воплощается в существах доброй воли, каковые его призывают. <...> и тогда, совершив свою миссию, он исчезнет - провозвестник будущих времен, святой Параклет в человеческом облике, демон знания и свободы, мудрости и справедливости - Elias Artista!» («Розенкрейцеры: История и Учение» Поль Седир).
Но такое проявление Братства Розенкрейцеров стало лишь проявлением, на самом же деле, можно видеть, что о Братстве было сказано многим ранее, чем в семнадцатом столетии. Иисус в Евангелие от Матфея (13:10-23) говорит о том Эзотерическом Христианстве, которое может прийти к каждому, кому «дано знать тайны Царства Небесного», и разъясняет своим ученикам значение притчи о сеятеле, и говоря о том, что зерно может быть посеяно при дороге, на каменистых местах, в тернии, и на доброй почве. Розенкрейцерские Общества способны провести подготовку вступления своего члена в Незримое Братство, которым руководят Высшие Неизвестные, вырвавшиеся из цепи материальных перевоплощений, то есть избежавшие притяжения Теневого Конуса Земли, потому что не обладали ни одним из эгоистических желаний, способствующих Инволюции. Теневой Конус и Великий Змий Планеты (по Г.О.М.) поэтому не могли их притягивать, чтобы вновь воплотить в материи. Розенкрейцерские Общества, в свою очередь, способствуют пониманию своими членами Знания с помощью притч. Из Инициатической речи для приема в Мартинистскую Ложу Станисласа де Гуайты мы видим, каково может быть отношение к этим скрывающим, но и разъясняющим, притчам:
«Я заверяю тебя, что ты можешь найти в них непогрешимый критерий Оккультизма и что именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте, находится главный ключ к эзотерическому синтезу. Но зачем настаивать, если ты можешь понять и если ты хочешь верить? В противном случае тем более, для чего настаивать?
Ты волен принимать то, что мне осталось сказать, за мистическую аллегорию, легковесный литературный вымысел или даже дерзкую ложь...
Ты свободен; но Послушай; - прорастет ли зерно или сгинет - я буду сеять!»
Можем ли мы рассматривать Розенкрейцерские Общества в отдельной стране, когда это Общество существовало еще до появления нынешних стран, и когда оно само по себе является Всеобщим Братством, не подразделенным на страны, и не дробимым, в котором не существует раздельности? Разве Идеи принадлежат людям, и разве Братство одной Идеи может быть разделено на страны?
Мы обратимся к Розенкрейцерским Обществам, расположенным в разных странах.
Во-первых, к Ордену Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной Мартинеса де Паскуалли, потомственного Масона, преобразовавшего Французскую Ложу в Ложу Французская Избранница, расширив Три Степени Святого Иоанна (Ученик, Подмастерье, Мастер) Системой Высших Степеней, в которых постепенно раскрывалось тайное Учение о Всеобщей Реинтеграции, которое достигается с помощью Теургических операций и Экзорцизма, индивидуального и Вселенского. Однако, в полном своем виде оно представлялось лишь в заключительной степени, степени Рыцаря Золотого и Розового Креста. Мартинес де Паскуалли ценил терпение в своих студентах, и тем, кто излишне скоро стремился перейти к практике, и после жаловался ему на неудачи, он говорил только о похвальном терпении Жан-Батиста Виллермоза, который в течение десяти лет учился, в то время как его же собственные ученики порой удовольствуются и двумя годами, а то и годом.
Мартинс де Паскуалли до конца своих дней развивал Орден, и он приобрел большое уважение среди Масонских кругов. Но, к сожалению, с его смертью Ложа Французская Избранница была лишена своих Высших Степеней, в которых содержалось Учение о Реинтеграции, и сам Орден стал приходить в упадок. К счастью, у Мартинеса де Паскуалли были надежные студенты, стараниями которых Доктрина Мартинизма (или, вернее в данном случае будет сказать Мартинезизма) была сохранена.
Луи Клод де Сен-Мартен, бывший личным секретарем де Паскуалли, основал свою линию, Мистический «Путь Сердца», который не предполагал какой-либо административной структуры, Ордена, и в которой Инициация проходила через рукоположение. Написанные им книги служат большим утешением и помощью тем, кто желает взойти на Крест, и познать истинную Науку, которая может исходить, как сказано в афоризмах самого Сен-Мартена, только от Бога. Пожалуй, это и есть обретение Розы после восхождения на Крест. Его Учение объясняется с такой простотой, далеко не присущей человеческой науке, что ее сложно понять, не понимая «Пути Сердца». Это не высшая математика и не химия со сложнейшими формулами, это Каббала и Алхимия, святая в своей простоте и невинности, и потому слишком сложная для ученого человека. Высшим благом Сен-Мартен полагает абсолютное руководство Бога над человеком, Наука может быть дарована только через Молитву, и наиболее ученым оказывается тот, кто более всего молится. Перед Богом такой человек является ребенком, который абсолютно послушен его Воле, и именно в этом обретается наилучшее из возможных счастье для человека. Но, кроме того, такой человек уже одним своим присутствием способен вызывать трепет у присутствующих, и в этом - величайшая сила.
Жан-Батист Виллермоз, обладающий необыкновенной добродетелью, сделал все возможное и наилучшее для иного способа сохранения Доктрины Мартинеса де Паскуалли. Он сохранил его в добавочных степенях для лож строгого послушания провинции Овернь, причем склонив к таким изменениям не только французскую ветвь Ордена, но и германскую при этом ему не помешали никакие возражения со стороны других Лож Строгого Послушания, таких как Ложа Баварских Иллюминатов Адама Вейсгаупта. Великие Приораты Благодетельных Рыцарей Святого Града, или Шотландского Исправленного Устава, не были повреждены и во время Французской революции, и сейчас имеют большое распространение во многих странах мира, таких как Франция, Германия, Швейцария, Бельгия, Испания, Португалия, Бразилия и т.д. По словам А.Э. Уэйта, Шотландский Исправленный Устав «сохраняет в ритуальной форме суть тайного учения», и, не смотря на то, что не вбирает в себя Теургические практики Ордена Избранных Коэнов, тем не менее, несет в себе его дух.
Однако, в 1884-м году учение Мартинеса де Паскуалли переходит в форму Ордена Мартинистов, основанных Жераром Анкоссом (Папюсом) и Огюстом Шабосо, которые, встретившись и узнав друг в друге Посвященных, объединили две линии, происходящие от Луи Клода де Сен-Мартена. Папюс, кроме того, владел архивами Ордена Избранных Коэнов и записями Мартинеса де Паскуалли, которые затем были опубликованы, вместе с Катехизисами Избранных Коэнов, в журнале, посвященном Мартинизму, вместе с весьма ценными комментариями и разъяснениями Папюса. Они содержат в себе и сведения о Теургических Практиках Избранных Коэнов, включая указания Виллермозу самого де Паскуалли о том, как к ним нужно готовиться.
Орден Мартинистов включал в себя четыре степени, причем четвертая была введена во время Первой Мировой Войны, чтобы сохранить Учение, и каждый из Высших Неизвестных мог бы образовывать свой кружок, где передавал бы Инициацию. Стоит отметить, что в военное время Папюс был верен правилам Розенкрейцеров, не боясь болезней и бескорыстно излечивая больных, причем не глядя на то, к какой из противостоящих сторон они относились. Не страшась болезней, он скончался от туберкулеза, которым заразился на фронте.
В 1888-м был также основан Каббалистический Орден Розы+Креста, созданный Станисласом де Гуайтой и Жозефом Пеладаном для того, чтобы противостоять деятельности колдунов и адептов Черной Магии. О том, что из себя представляет колдун или адепт Черной Магии, довольно можно прочитать в «Храме Сатаны» Станисласа де Гуайты. Как первый, так и второй служат (правда, по-разному) испорченным сущностям, против которых, собственно, в Доктрине Мартинеса де Паскуалли совершается индивидуальный и Вселенский Экзорцизм. В особенности деятельность Ордена Розы+Креста была направлена против Кармелитов Эжена Вентры, которые считали, что содействуют Эволюции с помощью сношения с сущностями Астрального Плана. В общем-то, идея довольно странная и абсурдная, учитывая, что человек должен обладать невообразимой гордыней, чтобы решить, что от соединения с испорченными сущностями он возвышает их, а не опускается сам. Вспомним о Инкубах и Суккубах, которые специально сношаются с людьми, чтобы выпивать из них силы, а также производить свое потомство. Нам кажется, ни одна из этих вампирических сущностей таким образом никуда не вознеслась, но зато получила огромную паразитическую пользу. Абсурдность и преступность действий Кармелитов, конечно, не могла остаться без внимания Каббалистического Ордена Розы+Креста.
После окончания Первой Мировой Войны Орден Мартинистов пришел в разлад, и его члены разделились на Орден Мартинизма и Синархии (OM&S) и Традиционный Орден Мартинизма (OMT), основанный Огюстом Шабосо, Виктором-Эмилем Мишле и Люсьеном Шамюэлем, выжившими членами Изначального Высшего Совета 1891-го года. В 1939 Императору AMORC (ДМОРК (Древнего Мистического Ордена Розы и Креста)) Ральфу Максвеллу Льюису была направлена просьба из Традиционного Ордена Мартинистов о распространении Мартинизма в США, не смотря на то, что он был Инициирован в Ордене Мартинизма и Синархии. В дальнейшем это обстоятельство повлекло за собой определенную неурядицу, связанную с разладом в F.U.D.O.S.I. (Всемирной Федерации Инициатических Орденов и Обществ), которое было призвано объединить Мартинистские Ордена, но вместо этого ДМОРК, начавший предварительное обучение Доктрине Мартинизма по почте, привел F.U.D.O.S.I. к распаду, так как не многие могли согласиться с такой политикой. Тем не менее, в ДМОРК считают, что истинное Посвящение невозможно получить без вступления в Орден, и предварительное обучение не является чем-либо предосудительным. Интересно заметить сходство политики ДМОРК с действиями Кроули в отношении публикации материалов Герметического Ордена Золотой Зари. В обоих случаях свободный допуск всех желающих к материалам приводил к разногласиям и распаду организации. В настоящее время Традиционный Орден Мартинистов действует под началом ДМОРК, и от него также поступало заявление о решении предоставлять самоинициацию для проходящих вводный курс Мартинизма. Интересно отметить в связи с этим мнение Сара Игнатиуса по поводу Мартинистской Передачи, которое осуществляется рукоположением. Он задается вопросом: «Передачи чего именно?» Он полагает Инициатические Ритуалы обыкновенным «стимулом для покорения Горы Мудрости». Рукоположение же кажется для него «анекдотичным». Что ж, пожалуй, именно такое понимание Инициации является мощным стимулом для разрешения проведения, каким-то образом (каким именно?), самоинициации.
Однако, стоит обратиться к развитию Мартинизма в Англии, а именно - к Уильяму Уинну Уэсткотту, Масону и Оккультисту, о котором А.Э. Уэйт писал в своем дневнике, что, стоит его случайно спросить о каком-нибудь практически неизвестном Уставе, и окажется, что он имеет к нему непосредственное отношение. Действительно, Уэсткотт, по его собственным словам, желал Оккультного знания, и всегда был рад получить его. И потому стремился добыть Оккультное знание во многих Уставах и Обществах. В отношении Английского Общества Розенкрейцеров (S.R.I.A.), он считал, что цели этого Общества состоят во взаимоподдержке для познания тайн Вселенной, способствовании изучению философии, основанной на Каббале и Учении Гермеса Трисмегиста, «которые были привиты изначальным Германским Братством Розы Креста н.э. 1450 года» («История S.R.I.A.», У.У. Уэсткотт, 1900 г.). Находясь на посту Supreme Magus, он стремился убедить его членов в необходимости проводить обширные исследования по Оккультизму и истории Масонства, а также в существовании Тайных Розенкрейцерских Обществ. Его собственные исследования были направлены на то, чтобы пробудить в читателях интерес и стремление продолжить его метод.
Желая Оккультного знания, похоже, он нашел его источник во время его двухлетней «отставки», которую он проводил в Хэндоне. В записке, написанной Джоном Яркером, есть ссылка на «Английскую версию Ордена (Неизвестного Философа) Луи Клода де Сен-Мартена Трех «Этических» Степеней, Переведенных У.У. Уэсткоттом в 1880/1893 с манускриптов 1778-го». В записи также добавляется, что «Доктор У.У. Уэсткотт, член Трех Градусов этического Ордена Сен-Мартена, имеет право передавать их, без платы, любому, кого он сочтет подходящим». Это явная отсылка к Ордену Мартинистов, который был основан в 1884-м французским Оккультистом Папюсом (Доктором Жераром Энкоссом), и Ритуалы которого были составлены в период с 1887 по 1890-й годы. Если Уэсткотт переводил Мартинистсткие тексты в 1880-м, то они вряд ли были Ритуалами». (из работы Бр. Р.А. Гилберта «Уильям Уинн Уэсткотт и Эзотерическая Школа Масонских Исследований»).
В 1887-м году Уэсткотт получил от А.Ф.А. Вудфорда рукописи, в которых, как оказалось после перевода, порученного Мазерсу, другу Уэсткотта, находились Инициатические Ритуалы Ордена Золотой Зари. Кроме того, в рукописях значились и адрес, а также Розенкрейцерский девиз фройлейн Анны Шпренгель - Sapiens Dominabitur Astris, которой написал Уэсткотт. Таким образом были получены остальные Инициатические Ритуалы, а также разрешение на учреждение Герметического Ордена Золотой Зари, который был основан в 1888-м году. Он состоял из Внешнего и Внутреннего Ордена, причем второй назывался Орденом Рубиновой Розы и Золотого Креста (Rose Rubee & Auree Crucis - R.R.A.C.)
В самом деле, Уэсткотт, ставивший своей целью возрождение Розенкрейцерского Общества, смог добиться определенных результатов. Под влиянием его работ, как исследовательских, так и переводов классических трактатов по Герметизму, появился ряд достойных исследователей в сфере Оккультизма. Он считал также губительным появление в S.R.I.A. членов, в действительности не желающих Оккультного знания, и, утверждая вслед за основателями S.R.I.A. Робертом Вентвортом Литтлом и Кеннетом Маккензи его преемственность от Розенкрейцерского Общества, существовавшего несколько столетий тому назад, а также сходность членов нынешнего Английского Общества Розенкрейцеров с Валентином Андреа, Василием Валентином и Якобом Беме, он прививал стремление к Розенкрейцерству во вступающих или уже вступивших в S.R.I.A. Кроме того, сам Уэсткотт, пожалуй, обладал Розенкрейцерскими добродетелями, не имея большой привязанности к материальному и его соблазнам, полностью посвящая себя делу. Он не стремился вступать в дискуссии с клеветниками, и советовал то же поступать и другим членам Английского Общества Розенкрейцеров. Во время уличения его в фальсификации рукописей, в которых содержались Инициатические Ритуалы Золотой Зари, он не дал по этому поводу никаких комментариев.
«Эти провозвестники Абсолютного не побуждают своих сторонников защищать собственные убеждения и не тратят времени на возражения клеветникам. Поступки и одних, и других зависят от того, насколько они способны принять свет, явленный им». («Розенкрейцеры: История и Учение» Поль Седир)
Потому Уэсткотт не мог доказать юридически происхождение Герметического Ордена Золотой Зари, и он никогда не тратил времени на споры с клеветниками. Нуждается ли Истина в апологии, и стоит ли тратить время на спор, когда это только лишь временные условия, которые будут свержены после очищения Сатурна, как сказано в Книге Числа о семи металлах, или о участии Семи Планет в Реинтеграции, и те, кто не мог видеть и не мог слышать, хотя и видел, и слышал, наверняка будут продолжать упорствовать в своей глухоте и слепоте, даже подвергаясь мучениям из Книги под семью печатями. Он не стал приводить незримых доказательств Мазерсу, который требовал невозможного, и его отношение к просьбе о деньгах для судебного иска против Кроули, публиковавшего материалы Золотой Зари, было справедливо. Уэсткотт потребовал в замен на деньги извинений Мазерса в его неверии.
После распада Герметического Ордена Золотой Зари члены Ордена, сохранившие преданность Мазерсу, сформировали Орден Храма Альфы и Омеги. Уэйт же вступил во владение парижским Храмом Исиды-Урании. Однако, заменив Магическую Практику в Ордене на Мистицизм, он вызвал новый раскол, и предпочитающие Магический путь развития, основали Order of the Stella Matutina (Орден Утренней Звезды), руководителями которого стали Роберт Фелкин и Джон Броуди-Иннес. Уэйт же заменил Орден на Братство Розового Креста, в Конституции которого утверждал, что он не имеет отношения ни к Stella Matutina, ни к Независимому и Исправленному Уставу (Устав Мазерса), и что Братство занимается «поисками Благодати, а не поисками Силы». Интересно отметить определенное сходство между Уэйтом и Сен-Мартеном, но, к сожалению, не без знака «минус». Подобно Сен-Мартену, Уэйт всегда тяготел к Мистицизму, и чувствовал расхождение с Магическими Практиками своего Ордена. Однако, Сен-Мартен просто прекратил свою деятельность в Ордене Избранных Коэнов, где не приняли его идеи о Мистических Практиках после смерти Мартинеса де Паскуалли, и стал заниматься передачей своей Доктрины в кружках подходящих для того людей, что привело к успеху его Доктрины. Уэйт же попытался навязать Мистицизм в Храме Исиды-Урании, тем самым вызвав новый раскол в его среде. Кроме того, далее Уэйт переживал не лучший период своей жизни. Память же о нем после смерти оказалась куда менее блистательной, чем память о Сен-Мартене. Впрочем, можно сравнить и признание Уэсткотта с признанием Уэйта. Уэсткотт был удостоен Награды Великой Ложи от своих Братьев-Розенкрейцеров, что было воспринято многими сочувствующими его деятельности как признание Оккультных исследований Уэсткотта со стороны Вольных Каменщиков. О нем было написано много доброжелательных отзывов, и он был похоронен со всеми почестями. Уэйта же упомянули в кратком некрологе исключительно как поэта и автора работ по Франкмасонству, не смотря на его широкую деятельность в области написания Ритуалов и лекций. А его могила по сей день пребывает в запустении. Пожалуй, здесь будет уместным вспомнить слова из «Откровения» Иоанна Богослова о том, что оставшийся среди творящих беззакония и распри, будет участвовать в них, и тем самым загрязнится, чего не может допустить тот, кто стремится войти в Царство Божие.
© Eric Midnight, Teurgia.Org 2010 г.