Биография Эдварда Келли
Эдвард Келли
Эдвард Келли родился в 1555 году (умер в 1597-ом), в Ворчестере. Это был как раз тот самый год, когда Джон Ди предстал перед судом в Звездной Палате по обвинению в колдовстве и государственной измене. Мы знаем об этом благодаря тому, что Ди составил гороскоп Келли. Подробности биографии Келли неизвестны. Существуют мнения, основанные на не достоверных источниках, и не подтвержденных историческими данными. Так, по одной из наиболее правдоподобных версий он служил подмастерьем аптекаря, возможно у собственного отца. Может быть, Его настоящая фамилия была – «Телбот»; возможно так же, что он недолгое время посещал Оксфордский Университет – когда ему было около 17 лет – прежде, чем исчезнуть «в облаке дыма».
Его юность окружают самые не лестные слухи, способные оставить грязные пятна на репутации не просто добропорядочного человека, - они способны замарать репутацию даже Мага и Оккультиста, репутация коего всегда сомнительна с точки зрения обывательского общества. Так, по одной из версий он был поставлен к позорному столбу в Ланкастере за подделку документов или за фальшивомонетчество. Так же, вполне вероятно, что в наказание за какое либо из этих преступлений ему отрезали уши, хотя никаких доказательств этому опять же нет. Возможно, речь идет о разных случаях, и уши ему отрезали в наказание за что то иное.
Однако более всего он известен тем, что вместе со своим другом дворянского происхождения - Полем Ворингом - выкопал труп нищего, похороненный на кладбище церкви Уолтон-ле-Дэйл в графстве Ланкашир, и вызвал дух мертвого, чтобы узнать будущее юного дворянина. Есть причины полагать, что этот акт гнусной и низменной некромантии действительно имел место, в частности потому, что позднее сам Эдвард Келли признавался Джону Ди в хорошем знании Гоетии, и демонстрировал подробные знания об этом предмете. Касаемо Гоетии же, известно, что многие из семидесяти двух Духов упоминаемых в гримуаре, обучают вызывающего их разного рода вредоносным искусствам (если их об этом попросить), в том числе и некромантии, - одному из самых гнусных и омерзительных среди черных колдовских занятий.
Вполне возможно, что печальная известность, которую получил сей эпизод, и заставила Эдварда Келли оставить должность судебного писца, отправившись в длительное путешествие по Уэльсу. Как гласят разного рода легенды и слухи, во время как раз этого путешествия, в Уэльсе Келли купил у хозяина одной из таверн две шкатулки, содержащие белый и красный алхимические порошки, и алхимический манускрипт под названием «Книга Святого Дунстана». Считается, что трактирщик получил эти порошки от грабителей могил, укравших их из склепа католического епископа. При правильном использовании белый порошок превращал исходный металл в серебро, а красный – в золото.
Существует так же другая версия этого эпизода из жизни Келли, гласящая, будто Джон Ди и Эдвард Келли вместе отправились Гластонбери, и именно там Келли обнаружил порошки и книгу. Эта странная версия была предложена Элиасом Эшмолом, который писал следующее:
«Широко известно, что доктор Ди и сэр Эдвард Келли были необыкновенно удачливы, обнаружив на развалинах аббатства Гластонбери огромное количество эликсира, который был таких высоких качеств (1:272330), что они потеряли немалую часть его во время проекции (как испытание), прежде чем узнали истинную силу препарата».[1]
Здесь эликсир жизни перепутан с красным порошком проецирования. Элиас Эшмол, скорей всего имеет ввиду то, что одна часть порошка могла превратить 272330 частей базового металла в чистое золото. Относительно этого романтического путешествия Ди и Келли в Гластонбури, Шарлотта Фелл Смит[2] заключает: «Другая версия этой истории состоит в том, что Ди и Келли вместе обнаружили порошок к Гластонбери. Эту версию можно исключить».
Обе версии этой истории сомнительны, каждая по своему. Но, совершенно не вызывает сомнений то, что когда Эдвард Келли прибыл в дом Джона Ди в Мортлэйке, у него при себе уже был алхимический манускрипт, который он называл «Книгой Дунстана», и небольшое количество того, что сам он искренне считал красным порошком проекции.
Алхимия являлась страстью всей жизни Эдварда Келли. Вероятно, сей предмет стал ему интересен еще в детстве, когда он наблюдал своего отца, со ступкой и пестиком смешивающим лекарственные порошки и снадобья. Существует так же прямая связь между желанием изготовить золото Алхимиков, и подделкой денег, которая заключалась в изготовлении серебряных и золотых монет из других металлов. К Джону Ди Эдварда Келли привело единственное желание – расшифровать «Книгу Святого Дунстана», и изготовить чудотворный красный порошок.
[...]
В 1582-ом году Келли и Ди начали сотрудничество, продлившееся до 1587-ого года. Они тесно сотрудничали как в Англии, так и в последствии на континенте, в Европе. И именно этот союз дал миру откровение, называемое «Енохианской Магией». В 1587-ом году они начали расходиться, окончательно порвав друг с другом в 1589-ом году. Джон Ди повиновался приказу Королевы Елизаветы, и вернулся в Англию, а Келли остался в Богемии, продолжая попытки изготовления золота для императора Рудольфа II.
Разрыв все же произошел по инициативе Келли, а не Ди, уговаривавшего его отправиться с ним. Эдвард Келли погиб при падении, пытаясь сбежать из заключения в одной из башен в замке императора Рудольфа. До известия о гибели Келли Ди продолжал надеяться на воссоединение со своим ясновидящим и всегда называл его «мой добрый друг».
Причиной гибели Келли, и самого разрыва с Ди, скорей всего послужила его стремительно возраставшая популярность как алхимика, вследствие которой он все больше времени проводил при дворе императора Рудольфа и в обществе дворян Богемии. Келли продемонстрировал Рудольфу достаточно убедительное зрелище, чтобы тот даровал ему титул «eques auratus», что впоследствии было переведено на английский как «рыцарь». Ди говорил о Келли как о «Бароне Богемского королевства».
Можно предположить, что если Ангелы удовлетворили интерес Ди и Келли к алхимии, то Келли получил способность изготовлять подлинный красный порошок, по крайней мере – на какое-то время. Несмотря на то, что эта версия выглядит фантастической, только она способна объяснить внезапные успехи Келли в алхимии. Старший сын Джона Ди – Артур, позже неоднократно утверждал, что в Богемии сам видел, как Келли изготавливает золото, и сам играл новыми золотыми слитками. Но, как бы там ни было на самом деле, фактом является то, что Келли в Богемии наслаждался новообретенным богатством и славой, что по всей видимости и привлекло к нему внимание императора. Возможно, Рудольф потребовал от Келли открыть ему секрет изготовления красного порошка, и тот отказался, в силу очевидных причин невозможности передачи такого знания в принципе[3]. Конечно, это вызвало гнев императора, повлекший арест и заточение в башню.
Однако, возможно, что Келли потерял способность изготавливать красный порошок, а император посчитал, что Келли его обманывает. Что, безусловно, так же могла повлечь роковые последствия. Нельзя исключать версию и того, что Келли вознамерился все же вернуться к Джону Ди, а Рудольф просто не хотел отпускать Келли – ведь это столь удобный источник обогащения королевской казны.
Можно, конечно же, предположить, что Келли делала фальшивое золото, и в итоге это раскрылось, но сия версия скорей может послужить лишь слабым утешением для скептического и излишне рационального разума, для защиты этого разума от претящего ему признания реальной возможности алхимической трансмутации, нежели правдоподобным объяснением этой истории.
Примечания и источники:
1 Цитата приводится по книге Дональда Тайсона «Enochian Magic for Beginners: The Original System of Angel Magic», в которой автор цитирует один из трудов Элиаса Эшмола без ссылки на сам труд.
2. Шарлотта Фелл Смит – одна из исследовательниц герметической философии, алхимии, и Западной Магической Традиции.
3. Я убежден, что столь великие Оккультные Тайны не передаются, и не объясняются. Их можно постигнуть только на собственном мистическом опыте. – Брат B.’.H.’.
Портрет Э. Келли взят из книги "A True & Faithfull Relation of What paffed for many Yeers Between Dr. John Dee", Meric Casaubon D.D.
© Составлено по мотивам Зодческой Работы Baal-Hiram, 2010 год