Синопсис Гримуара «Малый Альберт ("Le Petit Albert") — перевод Eric Midnight
Синопсис Гримуара «Малый Альберт» ("Le Petit Albert")
«Малый Альберт» - магический Гримуар, источником вдохновения для написания которого, вероятно, послужили сочинения Святого Альберта Великого. Впервые данный Гримуар был издан в печатном виде во Франции в 1668 году, и с тех пор пережил множество переизданий, пользуясь большой популярностью, не смотря на свою неоднозначную репутацию, или же благодаря ей. «Малый Альберт» связан, также, с другим Гримуаром, «Великим Альбертом», и, кроме того, часто его приводят в связке с календарем-справочником, который, по крайней мере для крестьянина, может оказаться весьма полезным. Это составной, по большей части содержащий разнородные части, труд. В него включены тексты, чья ценность неравнозначна, и которые приписываются различным авторам. Авторство многих из трудов, ставших источниками для написания этого Гримуара, остались неизвестными, однако в нем собраны также отрывки произведений таких именитых авторов, как Альберт Великий и Парацельс. Относительная древность происхождения этого текста (даже если не принимать во внимание сомнительность приписывания этого труда перу Альберта Великого), придает данному Гримуару исключительную значимость.
«Малый Альберт» и «Великий Альберт» - два отдельных трактата. «Малый Альберт» не является ни сокращенной версией «Великого Альберта», ни чем бы то ни было в этом роде. Согласно заявленному происхождению, этот труд приписывается богослову и университетскому преподавателю (который в особенности занимался преподавательской деятельностью в Сорбонне) Альберту Великому, родившемуся в 1193 году. После окончания его жизни Альберт Великий был канонизирован. В его честь также была названа площадь Мобер (Maubert) в Париже (этимологи чески название площади происходит от фразы «площадь Мэтра Альберта» («place du Maître Albert»)).
Сочинений Мэтра Альберта, изданных при его жизни, не существует. Впервые они были напечатаны во Франции в 1651 году в Лионе, печатником Beringos'ом, то есть по прошествии почти пяти столетий после смерти автора.
Заглавие издания, вышедшего в свет, стараниями Beringos'а, звучит следующим образом: «Чудесные тайны естественной магии малого Альберта, извлеченные из латинского труда под названием «Alberti Parvi Lucii Libellus de mirabilibus naturae arcanis...», украшенный таинственными рисунками, содержащий сведения по астрологии, физиогномике...»
Не стоит, конечно же, всерьез воспринимать заявление о том, что данный Гримуар принадлежит руке Альберта Великого. Достаточно хотя бы и того, что в Гримуаре говорится о событиях и предметах, которые не были известны в эпоху Альберта Великого. Обычай приписывать собственные произведения великому автору был распространен и прежде. Применение данного способа было рассчитано на снискание признания со стороны широкой публики для сочинения, а также и на то, что к сведениям, изложенным в сочинении, будут относиться с доверием. Нельзя сказать, что этот метод сходен с фальсификацией. Учитывая также и то, что неизвестный автор не скрывает имена авторов тех или иных отрывков из различных сочинений, с помощью которых и был составлен Гримуар. Автор не обманывает читателя. Существует версия «Малого Альберта», изданная Клодом Сеньолем. Она отлична от других версий, поскольку содержит в себе заключительную часть изначальной версии Гримуара, в которую входят некоторые дополнительные рецепты. Это дополнение подлинное, поскольку о нем сообщается в «Предостережении для читателя», с которого начинается «Малый Альберт».
Начиная с 1850 года «Малый Альберт» и «Великий Алберт» публиковались вместе под общим названием «Великая и истинная Каббалистическая наука, содержащая сочинения: 1) «Великий Альберт, чудесные тайны», 2) «Мистические тайны естественной Магии Малого Альберта», 3) «Красный Дракон» («Le Dragon Rouge»)».
Реакция Католической Церкви в XIX-начале XX века на «Великий Альберт» и «Малый Альберт» была крайне отрицательной. Она приравняла эти Гримуары к сочинениям по черной магии. Поэтому Гримуары эти читали в тайне, не афишируя своих интересов. Труды эти стали подвергаться цензуре в период с 1793 по 1815 годы, когда бродячим торговцам было запрещено распространять литературу. Тем не менее, бродячие торговцы, напротив, употребили на пользу себе запрет торговли данными изданиями в частности, поскольку таким образом «Малый Альберт» и «Великий Альберт» только приобрели еще большую популярность. Печатники зарабатывали целое состояние, выпуская в свет данные Гримуары. Согласно Клоду Сеньолю, в год продавалось около 400 000 изданий «Малого Альберта» и «Великого Альберта»на территории одной только Бельгии. В общем-то, у каждого, кто возмущался содержанием этих книг, они хранились в личной библиотеке.
Данные сочинения явно не были предназначены для колдунов, но обращались скорее к народному сословию, которое в большинстве своем занималось земледельчеством, и обладало сугубо христианским мировоззрением. Успех этих Гримуаров тем более поразителен, что, в общем, большой пользы для крестьянина они принести не могли: слишком сложны были условия применения описываемых в данных Гримуарах методов. Даже кулинарные рецепты содержат множество дорогостоящих ингредиентов, о которых крестьянство в основном даже и не знало, не говоря уже о том, что достать их, проживая в деревне, было невозможно.
Между тем, вместе с «Малым Альбертом» и «Великим Альбертом» публиковали также календарь-справочник, в котором можно найти сведения, которые отражают устоявшиеся земледельческие представления о том, когда и каким образом стоит сеять те или иные семена.
В основном в «Малом Альберте» содержатся средства, ведущие к сугубо утилитарным целям. Перечислим несколько тем, которым посвящен данный трактат:
- «Любовная магия» (для привлечения внимания со стороны некоторой особы, или, напротив, для охлаждения отношений между некоторыми людьми);
- Улучшение сельскохозяйственной деятельности (например : «Как помешать птицам склевать зерно»);
- Выход из различных затруднений (усмирение собак, волков и т.д.);
- Кулинарные рецепты (главным образом «вина, настоенного на травах»);
- Иные рецепты (например, рецепт изготовления мыла);
- Способы, направленные на ускорение ходьбы для человека и ускорение бега для лошадей, причем это быстрое передвижение не будет вызывать усталости;
- Изготовление «руки славы».
Все эти средства могут привлечь людей различных сословий. Например, изготовление «руки славы» может заинтересовать воров, а способы изготовления мыла и туалетной воды, очевидно, вызовет интерес аптекарей, служащих у придворных дам.
В других частях книги представлены алхимические и каббалистические теории, авторство которых, главным образом, приписывается Парацельсу. Перечислим основные рассматриваемые в трактате темы:
- Талисманы Парацельса на каждый день недели.
- Каббалистический способ фиксации ртути, которую используют для Талисманов.
- Каббалистические методы составления Талисманов.
- Существа, населяющие Четыре Элемента, которые зовутся Саламандрами, Гномами, Сильфами и Нимфами.
- Благовония Семи Планет, которым соответствуют семь дней недели, необходимые для Каббалистических Операций.
- Способы нахождения сокровищ, а также извлечения их из мест, в которых они спрятаны.
- Таинственная Свеча для нахождения сокровищ.
- Как обманывать, используя мандрогору.
- Как обманывать с помощью головы Святого Жана.
- Естественные и удивительные премудрости.
В «Малом Альберте» содержатся также следующие сведения:
- Изготовление Талисманов с помощью гравировки на металлических пластинах. Желаемый результат достигается в случае, если человеку известны те свойства, которые роднят металлы друг с другом, свойства, присущие звездным соединениям, Планетам, а также особенности их воздействия. Кроме того, необходимо знать и множество других соответствий. Например, золото соответствует Юпитеру и Солнцу, влияние которых позволяет снискать благосклонностью людей, власть предержащих.
- Описание существ, оказывающих живительное действо на природу: Гномов (населяющих Стихию Земли), Саламандр (населяющих Стихию Огня), Сильфов (населяющих Стихию Воздуха), Нимф (населяющих Стихию Воды). «Возможно, я вызовы осуждение многих, если скажу, что в Четырех Элементах живут существа, которые в чистом виде не являются ни животными, ни людьми. Не смотря на то, что они обладают соответствующими и тем, и другим, очертаниями, и вообще обладают рассудком, все-таки разумной души они не имеют. Знаменитый Парацельс говорит о них еще более ясно. Он пишет, что «народцы, населяющие Элементы», не совсем относятся к роду Адамову, не смотря на то, что напоминают людей. Этот род существ отличен от рода человеческого. Порфирий, зашедший дальше, чем Парацельс, сообщает, что создания эти не только разумны, но также совершают поклонение Богу в рамках их религиозного культа».
- Создание гомункула из корня мандрагоры.
- Создание гомункула из куриного яйца, внутрь которого помещается человеческая сперма.
- Создание золота из неблагородных металлов.
Что касается моральности данной книги, то она не содержит ни призывания дьявола, ни каких-либо способов для причинения особого вреда своим ближним. Есть вещи, которые можно применить как со злым умыслом, так и без оного. Например, в «Малом Альберте» есть рецепт, с помощью которого можно создавать имитацию жемчуга, который невозможно будет отличить от настоящего «жемчуга восточного», а также есть и рецепт, с помощью которого можно делать «мускус, который будет столь же чудесен, как настоящий мускус, который привозят для нас с востока», а также рецепт для «приведения к изначальному состоянию перца, уже на половину истолченного».
То, что автор данного сочинения приписывает его перу Святого Альберта Великого, показывает его намерение оставаться в лоне Церкви. Неизвестный автор определенно являет собой пример человека, наделенного должной степенью сознательности. В предисловии он пишет, что Альберт Великий был одним из великих людей, которых невежественная толпа обвинила в занятии магией, только потому, что они обладали обширными и глубокими познаниями в различных сферах. Автор также утверждает, что в составленном им труде нет ничего преступного, поскольку все перечисляемые в нем сведения относятся к Природе, которая так же подчинена Богу. В качестве примера он приводит Молитву Саламандр, в которой они восхваляют и прославляют Бога.
перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2012 год