О Демонах в Церемониальной Магии
О Демонах в Церемониальной Магии
Довольно много было написано самыми разными людьми о Демонах или, по другому, "Падших Ангелах", с которыми взаимодействует Церемониальная Магия. Но, увы, большей частью это писали люди (во всяком случае на русском языке, да и в большинстве своем на иностранных языках такая же ситуация) ничего не смыслящие ни в природе Демонов, ни в Церемониальной Магии как таковой.
Но, все же, стоит расставить все точки над "i", чтобы действительно, без суеверий выяснить, почему эти Духи называются Демонами или Падшими Ангелами.
Хорошо понятно, что под “падением” не заангажированный человек, развитый интеллектуально не понимает какого-то примитивного богоборчества, но понимает богоборчество конструктивное.
Под таковым мы имеем в виду усилия по дроблению Единой сущности на дифференциальные аспекты, иными словами - инволютивные действия. При этом известно, что такие действия так же необходимы для существования Мироздания, как и Эволютивные (объединяющие).
Обычно эти два вида сил описываются как Прямые (Правозакрученные, Эволютивные) и Обратные (Левозакрученные, Инволютивные) вихри. Их еще иногда изображают в виде право и лево сторонних свастик.
Каждый из этих видов вихрей, как мы уже говорили, может быть рассмотрен с равной вероятностью и как механическая движущаяся система, и как волютивная сущность, причем в последнем случае в иудео-христианской традиции Прямые Служебные вихри получили название Ангелов (или, более раннее - Благих Гениев (Agathodaimones), от греч. "Daimon" - "Гений"), а Обратные - Демонов (или, Злонамеренных Гениев (греч. Cacodaimones).
Итак, Гоетическое взаимодействие направлено именно на овладение силами Обратных Служебных вихрей.
Хотя количество таких единичных вихрей не поддается учету (поскольку Вихри способны к индивидуализации коллективностей, то есть вихрь, составленный из нескольких более простых, приобретает свою сущность, которая при этом не поглощает сущности составляющих), еще с Древневавилонских времен стало понятно, что они сводятся к 72 основным.
Не будем сейчас вдаваться в тонкости шестидесятиричной системы исчисления1, принятой в Месопотамии, отметим только, что именно она наиболее удобна для описания вихревого движения.
Согласно этой системе, всякий круг, в том числе, небесный (зодиакальный) очень удобно делится на 72 кинера (пятерки, поскольку именно пятерка, пентаграмма описывает структуру элементарного вихря), и каждому из кинеров ставится в соответствие как Эволютивный (так называемый "Ангел"), так и Инволютивный (”Демон”) вихрь.
До нас дошло два наиболее связных Гримуара, посвященных рассмотрению структуры этих вихревых сообществ: I. Лемегетон (”Малый ключ Соломона”, Гримуар, возникший примерно в Х веке, хотя упоминания о нем известны с I века), в его составе 4 части: “Гоетия”, “Теургия Гоетия”, “Арс Паулина” и “Арс Алмадель” и II. “Истинный Гримуар” (датируется XV веком). Все упомянутые системы описывают “Демонические” иерархии, хотя расходятся как в именах Демонов, так и в их знаках, печатях и соотношении. Хотя с классификационной точки зрения наиболее законченным является “Теургия Гоетия”, многочисленные свидетельства показывают, что с точки зрения эффективности (возможностей практического применения) наиболее действенной оказывается система “Гоетии“.
Система “Лемегетона” основана на соотнесении духов с планетными сферами: 9 духов относятся к сфере Солнца и именуются Королями, 7 - к сфере Юпитера (Принцы), 23- Венеры (Герцоги), 15 - к сфере Луны и именуется Маркизами, 12 - Марса (Графы), 15 - к сфере меркурия (Губернаторы) и 1 - к сфере Сатурна (Рыцарь). “Звания”, употребляемые при обозначении положения каждого духа, относятся, во-первых, к порядку планетной Сферы (то есть сферы Вторичных Причинностей), а, во-вторых - к относительному размеру его вихря (то есть к тому, какое количество меньших вихрей можно различить в его составе).
По легенде, именно 72 Демонов Гоетии царь Соломон заключил в Медный Кувшин, запечатал его секретной Печатью и бросил в глубокое озеро. Однако Вавилонские жрецы достали сосуд и распечатали его (легенда говорит, что в поисках сокровищ), выпустив “Демонов? обратно (на деле понятно, что эти вавилоняне оказались мудрее Премудрого Соломона, поскольку поняли, что мир не может существовать ни без светлой, ни без темной сторон), однако они не забыли создать 72 великие печати, каждая из которых имела власть над соответствующим “Демоном”. Им пришлось это сделать, поскольку Великая Печать Соломона была утеряна, и не было возможности совместного управления Духами Кувшина. Считается, что 72 Великие Печати были вверены соответствующим Хранителям, на плечи которых легла обязанность следить за устойчивостью мира. Однако это уводит нас уже глубоко в легенду.
Таким образом, дошедшие до нас сведения говорят, что искусство Гоэтии, направленное на повелевание Духами Кинеров Неба, имеет глубокие корни, ведущие к древнейшему опыту взаимодействия с Двойственными вихрями, рассмотренными в персонифицированном аспекте.
1. Письменность шумеров является, по-видимому, столь же древней, как и письменность египтян.
Развитие способов представления чисел в Месопотамской долине вначале шло так же, как и в долине Нила, но затем жители Междуречья ввели совершенно новый принцип.
Вавилоняне делали записи острой палочкой на мягких глиняных табличках, которые затем обжигались на солнце или в печи. Эти записи оказались исключительно долговечными, а потому, в отличие от египетских папирусов, дошедших до нас в весьма малом числе экземпляров, в музеях мира хранятся десятки тысяч клинописных табличек. Однако жесткость материала, на котором жители Месопотамии делали записи, оказала глубокое влияние на развитие числовых обозначений.
Через некоторое время после того, как Аккад завоевал шумеров, система счисления в Месопотамии стала шестидесятиричной, хотя сохранилось также и основание 10. Казавшееся правдоподобным предположение относительно того, почему выбор пал на число 60 как на основу вавилонской системы счисления, и утверждавшее, будто это связано с тем, что продолжительность земного года считалась равной 360 дням, не получило подтверждения.
Ныне принято считать, что шестидесятиричная система была выбрана из метрологических соображений: число 60 имеет много делителей. Для малых чисел вавилонская система счисления в основных чертах напоминала египетскую. Одна вертикальная клинообразная черта (в раннешумерских табличках - небольшой полукруг) означала единицу; повторенный нужное число раз, этот знак служил для записи чисел меньше десяти; для обозначения числа 10 вавилоняне, как и египтяне, ввели новый коллективный символ - более широкий клиновидный знак с острием, направленным влево, напоминающий по форме угловую скобку, (в раннешумерских текстах - небольшой кружок).
Повторенный соответствующее число раз, этот знак служил для обозначения чисел 20, 30, 40 и 50. Принцип повторного использования знаков позволял, например, записать число 59 в виде , т.е. 5?10 + 9. Но для записи чисел больше 59 древние вавилоняне впервые использовали новый принцип - одно из самых выдающихся достижений в развитии систем обозначений чисел - принцип позиционности, т.е. зависимости значения символа от его местоположения в записи числа. Вавилоняне заметили, что в качестве коллективных символов более высокого порядка можно применять уже ранее использованные символы, если они будут занимать в записи числа новое положение левее предыдущих символов.
Так, один клиновидный знак мог использоваться для обозначения и 1, и 60, и 602, и 603, в зависимости от занимаемого им в записи числа положения, подобно тому, как единица в наших обозначениях используется в записях и 10, и 102, и 103, и в числе 1111. При обозначении чисел больше 60 знаки, выступающие в новом качестве, отличались от старых тем, что символы разбивались на "места", или "позиции", и единицы более высокого порядка располагались слева. При таком способе записи для обозначения сколь угодно больших чисел уже не нужно было других символов, кроме уже известных. Например, число 6789 можно было записать так: , т.е. 1?(60)2 + 53?(60) + 9.
В Древнем Вавилоне, ок. 1650 до н.э., система счисления оставалась псевдопозиционной или лишь относительно позиционной, поскольку не существовало эквивалента современной десятичной запятой, равно как и символа для обозначения отсутствующей позиции. Обозначал ли символ число 1?(60)2 + 1 или 1?(60)2 + 1?(60), приходилось догадываться из контекста. Однако в период правления селевкидов, ок. 300 до н.э., эта неоднозначность была устранена введением специального символа в виде двух небольших клиньев, помещаемого на пустующее место, т.е. обозначающего пустую позицию в записи числа. Таким образом, из системы счисления была устранена отмеченная выше неоднозначность. Например, символ означал число 3601, т.е. 1?(60)2 + 0?(60) + 1.
В то же время не было найдено ни одной таблички с записью, в которой символ нуля находился бы в конце числа. Именно поэтому вавилонскую систему мы считаем лишь относительно позиционной, ибо самый правый знак мог означать либо единицы, либо кратные какой-нибудь степени числа 60. Тем не менее изобретение вавилонянами позиционной системы счисления с нулем представляло собой огромное достижение, по своему революционному значению для математики сопоставимое разве лишь с более поздней гипотезой Коперника в астрономии.
Символы для обозначения чисел на вавилонских глиняных табличках не столь точны, как символы для обозначения чисел на древнеегипетских папирусах, несмотря на то, что вавилоняне использовали позиционный принцип. В исключительных случаях вавилоняне применяли сокращенные формы записи, иногда - с новыми символами для обозначения чисел 100 и 1000, или использовали принципы умножения или вычитания.
Однако превосходство разработанной в Месопотамии системы счисления отчетливо видно в обозначении дробей. Здесь не требовалось вводить новые символы. Как и в нашей собственной десятичной позиционной системе, в древневавилонской системе подразумевалось, что на первом месте справа от единиц стоят величины, кратные 1/60, на втором месте - величины кратные 1/602 и т.д. Привычное нам деление часа и углового или дугового градуса на 60 минут, а одной минуты - на 60 секунд берет начало от вавилонской системы счисления.