Магия Арбателя
Магия Арбателя
“Истинный маг предназначен к своему служению уже в утробе матери. Другие же, те, кто сами решают заняться магической работой, – несчастны.”
Среди эвокативных, по сути своей, способов, опробованных Церемониальной Магией, особое место занимает Арбатель – Великий Пантакль, управляющий так называемыми “Олимпийскими” духами. Книга, описывающая соответствующие подходы, так и называется – Магический Арбатель (Латинский вариант заглавия – Arbatel de magia veterum). Рукописей “Арбателя” не существует. В выходных данных первого издания указан город Базель, 1575 год.
По общепринятому представлению, само название книги “Арбатель” является именем Духа или Ангела, (окончание – ель или эль, как правило присутствует в ангельских именах), хотя Дух или Ангел с таким именем неизвестен. Это название свидетельствует о том, что, как это часто бывает в Церемониальной Магии, книга явилась следствием собеседования с Духом, сообщившим Магу определённые правила и принципы.
Арбатель состоит из семи седмиц афоризмов, которые содержат множество поучений и правил жизни Мага, а также изучения Магии, эти правила весьма продуманы и возвышенны.
“Переход человека от обычной жизни к магической является ничем иным, как пробуждением от сна этой жизни к яви той. Ибо все, что происходит с несведущим человеком в обычной жизни, происходит и со знающим и способным проявить свою волю магом. “
Наибольший интерес представляет третья “седмица” афоризмов, которые описывают Олимпийских Духов, обитающих на небесном своде и среди звезд; согласно влиянию звезд, меж этими Ангелами распределяются обязанности по управлению миром.
“Небожителей и обитателей небесных светил называют Олимпийскими Духами. В их обязанности входит объявление Предначертания Судьбы, управление всеми событиями, насколько Бог им позволяет: ибо ничего, ни Злой Дух, ни Злая Судьба не могут причинить вред тому, кто находится под сенью Всевышнего. Поэтому если какой-то из Олимпийских Духов учит и сообщает о том, что предсказывает его звезда, он никак не может повлиять на дальнейшие события без Божьего соизволения. “
Всего насчитывается 19б5 Олимпийских Епархий: Aratron управляет 49 областями, Bethor— 42, Phaleg— 35, Och— 28, Hagith— 21, Ophiel— 14 и Phul— 7. Эти Епархии называются видимыми; равно как все, что относится к Трансцендентальной Магии, может быть описано именно в Семи Главах Arbatel, так и эти семь чисел, кратных таинственному числу семь, должны символизировать количество Духов и их полномочий. Далее говорится, что Олимпийские Духи правят поочередно, каждый по 490 лет, ведь постоянное закрепление за каждым из них собственной сферы привело бы к путанице.
Важно отметить, что в магической традиции Планетарные Духи рассматривались как весьма могущественные сущности. Средневековые книги по магии вообще нередко обращаются к Планетарным Духам. К примеру, Аратрон (Aratron) (атрибутированный в “Арбателе” как Дух Сатурна) упомянут в “Заклятой книге Гонория” (XIII век), “Энхиридионе” папы Льва, а ссылка на Духа Солнца Оха (Och) содержится в дневниках английского мага второй половины XVI века Джона Ди, в которые включены отчеты о его мистических практиках. Скорее всего Ди знал “Магию Арбатель”, ссылка на нее содежится в его сочинении “Книги тайн” (Mysteriorum Libri).
Конкретными ведомствами и сферами деятельности материального мира они управляют естественным путем, но вне границ этих ведомств они те же самые действия совершают с помощью магии.
Так Och, повелитель всего, что связано с Солнцем, контролирует образование золота или развитие золотоносных жил в недрах земли — это говорит о том, что он является Главным Минералогом в природной иерархии. Он также руководит быстрым изготовлением золота химическими способами, то есть он — Покровитель Алхимиков. И, наконец, он мгновенно получает золото с помощью Магии.
“Каждый Управитель способен делать то, что соответствует его природным умениям не так быстро, если материал требует времени на подготовку, но он может действовать немедленно, если подготовки не требуется”.
При этом Арбатель утверждает, что Олимпийские Духи различают Магов, что отличает этих духов от других Гоэтических сущностей:
“Посредственным магам они посылают духов, которые повинуются им только в определенных делах: но псевдо-магов они совсем не слушают или обманывают их, посылая к ним демонов?
“Каждый Управитель действует совместно со всеми своими Духами, сообразно своему назначению, то есть, всегда одним и тем же способом”
Каждый олимпийский дух имеет свой магический символ, являющийся его Печатью или подписью, этот символ содержит в себе его “истинное” имя. Однако Арбатель замечает, что знание символа духа не дает автоматически власти над ним, и это противоречит общепринятой магической доктрине. Дух может быть вызван только при помощи молитвы, обращенной к Богу, с просьбой прислать его. Для того чтобы такая просьба была удовлетворена, требуются глубокие размышления и истинная любовь к Богу.
Имеющими силу могут быть лишь те имена, о которых оператору стало известно непосредственно от Ангелов, но и эти имена редко остаются действенными более сорока лет. Таким образом, говорит Арбатель, тому, кто воспользуется этим магическим руководством, лучше действовать, опираясь на полномочия Духов, а не на их имена; если же оператору предопределено постичь Магическое Искусство, то все разделы этого искусства непременно сами откроются ему.
“Каждый знак, полученный от Духа для определенной цели, эффективен только для нее и именно на конкретный период времени. Пользоваться знаком надо в день и час, когда он был дан, что соответствует определенному Планетарному Духу. “
Более того, имена не являются определенными, неизменными или истинными, вследствие чего они различаются у разных авторов, что в свою очередь зависит от того, каким именно путем получено знание.
Арбатель содержит, как и другие источники Церемониальной Магии, достаточно подробные указания по созданию Магического круга.
Правила жизни Мага, отмеченные в “Арбателе”, также многочисленны. При этом они относятся как к сфере морали, так и самой сути жизни. Как видно из эпиграфа к данной статье, Арбатель считает Магию врождённым свойством человека, и его указания направлены именно на регламентирование жизни таких, “прирождённых”, Магов.
“любой может понять, рожден ли он для Магии, и если да, то для какой ее разновидности”
“человеку необходимо заглянуть в себя, чтобы познать себя, и понять, что в нем – смертно, а что – бессмертно, что в нем относится к его личным свойствам и что – к общим”
Многие из этих указаний незаслуженно игнорируются современными магами:
“Главнейшее правило Магии – знать, что каждому человеку следует взять у помогающего ему Духа, а от чего – отказаться. ”
“Следует позаботиться, чтобы одни опыты не смешивались с другими; каждый должен быть простым и обособленным от других”
Наконец, закончить этот краткий обзор хотелось бы цитатой, содержащей, на мой взгляд, квинтэссенцию Арбателя:
“обрати внимание на все, что происходит в повседневной жизни, и ты убедишься, что все в мире наполнено Магией?