Что такое физиогномика? — Папюс, Знаки судьбы: Астрология, Хиромантия, Гадания, Физиогномика
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Что такое физиогномика? — Папюс, Знаки судьбы: Астрология, Хиромантия, Гадания, Физиогномика

 Знаки судьбы: Астрология, Хиромантия,

Графология, Гадания, Физиогномика

 

Папюс

 


 

Книга по физиогномике Физиогномика


Изучение науки древнейших и современных ученых: профессора Галля, Лафатера, Аристотеля, Пифагора, Цицерона, Гиппократа, Шопенгауэра, Ломброзо и других.

 

Что такое физиогномика?

 

Физиогномика – наука весьма древняя, ее изучали все древние народы, как например первобытные древние китайцы, вавилоняне, халдеи, египтяне, древние евреи, сирийские племена, персидские народы, а также греки – одним словом, все народы Азии признавали достоверность этой науки, а потом она перешла от этих народов и к нам, в Европу, в страны Старого и Нового света, последовательно развивалась и также теперь развивается во всем мире. Здесь помещены трактаты по этому предмету известнейших ученых как древних, так и новейших времен. Древние: Гиппократ, Аристотель, Ксенофонт, Цицерон, Эзоп, Плиний и другие. Из новейших же ученых: Лейбниц, Христиан, Картезия, Лафатер, Функ, Пернети, Лоссий, Лихтенберг, Гельвеция, Пейшель, Парзон, Кларамонтия, Боско. Последнейших же времен: психиатр доктор Шарко и известнейшие маги Флуранс, Гакзен, наш знаменитый российский граф Брюс и другие. Все они подтверждали достоверность этой науки, основанной на практике.


Что между наружностью человека и его характером существует известная зависимость, что на основании телесных признаков можно судить о душевных качествах, - все это было известно еще древним.


Так известно, например, что Пифагор принимал к себе молодых людей в ученики только после того, как тщательно осматривал их, в буквальном смысле, с головы до ног. Из этого осмотра знаменитый греческий математик выводил свои заключения о характере, наклонностях и способностях молодого человека, и сообразно с этим принимал его или же отказывал в приеме.


Над входом в школу Платона была прибита надпись: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда».


Наука эта, как мы уже сказали, одна из древнейших. Зная ее и пользуясь ею, весьма удачно гадают цыганки, предсказатели и странники. Но эти последние, - не менее, как шарлатаны. Что же касается некоторых указаний из числа физиологических наблюдений, со слов известного физиогномиста Лафатера, то эти указания обнаруживают, что черты лица, манеры смеяться, говорить, и даже уменье притворяться, словом, все имеет свои характерные признаки в физиогномике человека.


Наблюдательность заложена природой в натуре человека, и он может развить ее до известной степени, но мы почему-то совершенно не обращаем на нее внимания и не придаем ей никакого значения, тогда как наблюдательность необходима в жизни и еще более необходима при изучении физиогномики, хирогномии, графологии, френологии и хиромантии. Качествами этими особенно отличаются монголоиды, начиная от цивилизованного японца и кончая кочующим киргизом и калмыком. Но так как они живут в совершенно иных условиях, то все определения их наблюдений направлены на совершенно иные, чуждые нам интересы, соответствующие только насущным потребностям жизни. Их тонкая проницательность и верность выводов изумит и поразит любого европейца так же, как поразят человека, не имеющего понятия о перечисленных выше науках, все определения жизни человеческой, на них основанные. Хороший физиономист может сделать верное описание характера и жизни не только по лицу наблюдаемого, но даже по его фотографии.


Возьмем, например, глаза. Кто не знает сколько разнообразных чувств, волнений и впечатлений передают красивые, выразительные глаза: то они горят гневом, то страстью, любовью, то манят к неге, почестям и забвенью, то блестят слезами горя, отчаяния или радости и счастья и т.д. Наша пословица говорит: «Глаза есть зеркало души», - «а лицо есть ее живая фотография», можно прибавить к этой пословице. Так иногда замечательно красивые черты лица вызывают в вас неприятное чувство антипатии своим безжизненным, холодным или бессердечным, самодовольным выражением лица и зачастую наоборот даже уродливая физиономия, но добродушная, веселая, освещенная разумом невольно влечет к себе все симпатии гораздо более, нежели классическая, но мертвая красота.


Не физиогномист, даже простой наблюдатель находит в лице человека отражение страстей, привычек, характера и прочего. Даже прошлая жизнь высказывается в лице человека. По смыслу поговорки, что лицо есть зеркало души, мы получаем уже достаточное понятие о человеке, взглянув на него. Вот азбука для первоначального курса физиогномики, о чем каждый из нас может иметь понятие. Разберем следующее по вопросам:


1) Отличите ли вы здорового от больного? Понятно, что каждый из нас ответит, что вопрос не труден.


2) Отличите ли вы пьяного от трезвого? На этот вопрос каждый из вопрошаемых будет смеяться. Но, не смотря на это, такая азбука довольно серьезна потому уже, что физиогномист на этой азбуке должен разрабатывать следующие вопросы. Коснемся первого из них. Если мы решим, что человек, подчиненный нашим наблюдениям, действительно болен, то являются затем вопросы: чем болен? Отчего? С какого времени? И прочее, так как физиогномист все должен охватывать взглядом, руководствуясь соображениями и теми медицинскими познаниями, которые дают ему точное представление о болезни и ее проявлениях по наружности.


Каждый врач, согласно своим познаниям, должен судить по наружности, тем более физиогномист, который должен угадывать. И потому-то каждый из физиогномистов должен быть хотя бы несколько врачом или обратно, врач – должен быть непременно физиогномистом.


Мы все можем читать и понимать физиогномический язык. Великая книга постоянно открыта перед нашими глазами. Без сомнения, это искусство имеет свои сложные стороны и предполагает в ученике способности, проницательный и наблюдательный ум. Но всякий, кто захотел бы, вооружившись твердой волей, решительно отдаться серьезной работе путем изучения и наблюдения, может победить все препятствия, одержать верх над всеми затруднениями, и он, без сомнения, сможет легко и бегло читать по человеческому лицу.


Мы уже сказали, что наука о физиономии приносит несомненную пользу. Она позволяет занимающемуся ею одним взглядом подметить всю совокупность характерных признаков, отличающих данного индивидуума; она позволяет вообще определить склад души, основу характера, степень одаренности, зрелость ума, поскольку все это написано в совокупности на его лице. Отличить добродетель от порока, честность от вероломства, прямодушие от лицемерия, узнать благородно ли сердце, готовое оказать нам услугу, равно как открыть испорченную душу, которая готовится обмануть нас – такова цель этой науки. И цель эта достаточно прекрасна и велика для того, чтобы стремиться достигнуть ее, посвящая драгоценное время на изучение физиогномики, изучению столь же интересному, сколь и полезному.


В самом деле, много нужно для того, чтобы, смотря на лицо, читать в сердце человека. Скажем более: каждый из нас имеет понятие об этой науке, но легко может и ошибиться. Знания эти не настолько велики, чтобы определить в человеке что-нибудь конкретное.


Как хотите, а о здоровье человека мы всегда можем заключить по физиономии, то есть, по его маске. Кроме того, по той же маске можно сделать вывод о том, пьет ли вино или нет этот человек, обращая особое внимание на его нос, т.е. у людей пьющих вино, нос бывает особого цвета – багрового.


Хотя люди и умеют маскироваться, но лицо, несмотря на все старания наши, говорит правду. Этого мало. Зададим, например, следующие вопросы:


Могу ли я узнать человека, раздраженного гневом, по его наружному виду?


Могу ли я узнать человека расстроенного, взглянув на него?


Могу ли я узнать, тоже по взгляду, человека, подверженного веселым порывам?


Все это возможно для простого наблюдателя. Но для физиогномиста это слишком грубые вопросы. Он может прочитать больше, но для того, чтобы быть хорошим физиогномистом, нужно и знать многое, нужно иметь познания физиолога, врача, философа и пр.


Каждому из нас случалось бывать у таких лиц, которые вам чем-нибудь нужны, чем-нибудь полезны, говоря вообще, стоящих по своему общественному положению выше нас в чем-нибудь. Разве не приходилось нам слышать от его подчиненных слова: «он не в духе». Это выражение характерное, но понятное для многих. Взглянув на такого человека, мы сами можем определить, что смысл слов «он не в духе» оправдывает, так сказать, выражение его лица. Точно также выражение «он в духе». То и другое состояние, высказанное этими словами, показывает состояние души человека чем-нибудь или огорченного, или довольного: по этому примеру мы делаем вывод, что даже лица малограмотные, не интересующиеся физиогномикой, хотя бессознательно, но прибегают к услугам физиогномики, и довольно удачно, для определения состояния души своего начальника.


Нельзя также не заметить и того, что постоянное напряжение внимания, направленное на что-нибудь, работа мысли всегда накладывает на лицо определенный отпечаток. Как хотите, это верно. Возьмите простого мужика, поставьте его рядом с интеллигентным лицом, и вы увидите разницу в физиогномиях. Увидите, что человек убитый, униженный насущным тяжелым трудом, носит на себе отпечатки какого-то страха, повиновения и робкого внимания; напротив того, кто привык распоряжаться, всегда смотрит бойко, в его взгляде тоже внимательность, но вместе с тем стремление к цели: взор его пылает желанием приказывать, повелевать; эта бойкость в выражениях глаз демонстрируется мускулами лица, движениями бровей и прочее. Люди, развитые с самых юных лет, не подозревая этого, сами являются неосознанными физиогномистами.


С кем бы мы ни встречались, с кем бы мы ни говорили, мы глядим на него, и этот взгляд на человека не проходит даром. Не будучи физиогномистами, мы по врожденному чувству стремимся прочитать характер говорящего с нами, и всегда благодаря физиономии более или менее достигаем этой цели.


Мы по лицу, как уже было сказано выше, можем дать заключение о здоровье, о характерах: тихом, гневном, веселом, или печальном. Но в настоящее время угадывать же по физиономии о давно прошедшем труднее. Впрочем, дано нам и на это средство! Состояние нашей души постоянно оставляет отпечатки на нашем лице. Так, например, читая историю Людовика Четвертого, знаем, что у него в одну ночь поседел ус.


Были примеры, что люди старились в одну ночь, лицо бороздилось морщинами, что, разумеется, случается и теперь. Разве это не доказывает, что жизненные невзгоды вредят нам, разрушая наши внутренние органы и изменяя нашу внешность.


Лафатер и Галль, первый – физиогномист, а второй – френолог, доказали ученому Западу, что можно по наружности не только определить характер, жизнь и род занятий, но даже прочесть прошлое и сделать заключение о его будущем. Это удивительное искусство, многим непонятное, и так как оно не представляет собой какой бы то ни было действительной науки, то и теперь оставлено без всякого внимания. Между тем следовало бы разработать эту науку, тем более, что при нынешнем состоянии науки и искусства возможно такое исследование.


Точно определять характер по внешности трудно, но вполне возможно, если только тот, кто занимается искусством изучения физиономий, человек наблюдательный и  к тому же мыслитель. Угадывать по лицу – дар, и кто гадает на картах – имеет и этот талант, но, вернее угадывают физиогномисты и хироманты, чем гадалки: т.е. вернее предсказывают, читая историю жизни. По лицу и по линиям рук можно больше прочитать, чем на бездушных точках простой бумаги, оттиснутой типографским станком.


В самом деле, смотря на лицо, нами исследуемое, мы отделяем здорового от больного, смотря на багровый нос, - пьяницу от человека непьющего, глядя на лицо, отличим мастерового от солдата, определим также и возраст, разумеется, приблизительно: следовательно, каждый из нас физиогномист, но одна физиономия выражает очень мало. Если я приду к физиогномисту, чтобы он прочитал на моем лице мою собственную жизнь, то, естественно предстану перед ним и сам. Опытному и ловкому физиогномисту достаточно видеть меня лично, а уже по костюму он видит, к какой касте я принадлежу, но и этого мало. Я начинаю говорить: физиогномист, будь он простой селянин, поймет из речи, принадлежу я к его сословию или выше его. Все это, вероятно, никто не будет оспаривать.


Каждый, кто бы хотел угадать жизнь по лицу, прежде всего должен познакомиться с характером, сложившимся в настоящее время, что, разумеется, виднее проявляется, хотя этого мало, но уже достаточно. Отталкиваясь от этого, можно сделать заключение о прошлой жизни, так как характер обнаруживает несколько направлений мыслей, дел и намерений.

 

© Папюс, книга «Знаки судьбы: Астрология, Хиромантия, Графология, Гадания, Физиогномика».

Оформление и редактура - Teurgia.Org, © 2012 год


Back to Top