Первая часть, Четырнадцатая Глава, Английское масонство — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Первая часть, Четырнадцатая Глава, Английское масонство — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

Глава XIV

Английское масонство

Обряд Йорк или масонство Королевского Свода

 

Всегда столь премудрые ложи Англии не сумели, наподобие лож иных наций, предохранить себя от вторжения высших степеней. Они наблюдали за установлением в Лондоне в 1777 году нового посвящения, называемого Масонством Королевского Свода. Эта незначительная и полностью библейская система состоит из четырех степеней:

 

1. Mark-master (мастер марки) (1),
2. Past-master (бывший мастер) или превосходный масон,
3. Весьма превосходный мастер или масон (super excellent mason),
4. Святой Королевский Свод (Holy Royale-Arch).

 

1-я степень покоится на довольно невразумительной аллегории, относящейся к одному ключу от свода, который должен был принадлежать к главной аркаде храма Соломона и к открытию сокровенного сокровища, заключающего в себе эмблемы Ветхого Завета. Та же самая тема обнаруживается в Упсале в шведском Масонстве.

 

2-я степень дает инструкции для учреждения и инсталляции лож, для принятий, для заложения первого камня общественных зданий, для посвящения масонских храмов и для погребения братьев. Эта степень подготавливает масона выполнять упорядоченно задачи руководителя ложи.

 

3-я степень взята из фрагмента Второй Книги Паралипоменон, 7-й главы: «Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом… И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

 

Наконец, в 4-й степени вспоминаются несчастья еврейского народа в плену у Навуходоносора, его возвращение благодаря Киру в Святую Землю и сооружение Второго Храма при попечительстве Зоровавеля (2).

 

Считается, что это масонство было изобретено в Шотландии иезуитами, принесшими его в Англию, где оно получило имя обряда Йорк, последняя степень которого Святой Королевский Свод символизирует Христианскую церковь. Итак, обманным образом его назвали обрядом Йорк или уставом древних свободных масонов (практикующих масонов). Эти рабочие обладали лишь одним посвящением в степень мастера, весьма отличающимся от магистерия Франкмасонства. Значит, посмешище — приписывать данную концепцию древним корпорациям рабочих масонов, невзирая на правила великого капитула Королевского Свода, пересмотренные в 1807 году, и конкордат от 1813 года, признававший четыре степени, которые мы только что указали, хотя он и рассматривает зависимость 4-й степени от символического мастера, пускай даже она имела свои ассамблеи, называемые капитулярными, и своих особых офицеров.

 

Конституции обряда Йорк датируются самим началом мироздания. Адам предстает первым масоном (3) и пр.

 

Этот обряд является продолжением Моисеева закона, антимасонского закона, делающего его чуждым истинному масонству.

 

Казалось, что его изобрели, чтобы установить некое подобие передачи между настоящим масонством и так называемым шотландским масонством, тем самым восполнив лакуну.

 

На самом же деле:

 

Первоначальное или символическое Масонство, единственное чистое, единственное подлинное, есть доктрина естественной религии и исходящей от нее божественной морали.

 

Масонство так называемого обряда Йорк проповедует иудейскую философию, представляющуюся искажением первоначальной религии, несмотря на свои демократические принципы.

 

Так называемое шотландское Масонство с неуместным смешением с иудаизмом является только масонифицированной христианской доктриной, отраженной в степенях честолюбивыми масонами. Американское Масонство содержит обряд Йорк или Королевского Свода из пяти степеней; тогда как он здесь представлен лишь четырьмя; но разве дело в числе, когда степени обладают равно наивным основанием в глазах настоящих масонов?

 

Американские масоны говорят, что евангелическая доктрина добавлена к учениям естественного закона, завещанного им патриархальным строем, рациональной философией, вынесенной Евреями из Египта и приготовительным законом, провозглашенным Моисеем на виду у суверенного Восстановителя человеческой расы.

 

Эти масоны, на их же взгляд, столь же подчиняются Моисеевой доктрине великого законодателя, сколь и видоизменяют первоначальное учение.

 

Значит, по существу иудейский обряд Йорк является для экоссизма, который по сути христианский, тем же, чем символическое Масонство или естественный закон предстает для обряда Йорк; и согласовываясь

 

друг с другом, степени трех степеней соединяются с другими в том же самом смысле, как христианство связано с Моисеевым законом, и благодаря последнему с естественным законом.

 

Подлинное Масонство обладает лишь тремя степенями. Предшествуя известным религиям, оно продолжает свой миролюбивый и непрерывный путь, поскольку его непреложной целью является улучшение людей без различия классов, климатических поясов, философских, политических или религиозных мнений. Высшие степени других обрядов, подобные религиям, разделяют людей, ведь если бы исчезли их доктрины и все, что не предстает истинным, во что бы обратился их остаток? Но всякий человек, проповедующий высшие степени оставался бы нетерпимым сектантом, подобно представляемой им религии, если бы не возродился заранее благодаря символической доктрине, общей для всех обрядов, которая проповедует добродетельную и возвышенную догму вселенской терпимости и объемлет в себе универсальность масонов.

 

Власть, отделившаяся в 1717 году от практикующих масонов, изменившая их обычаи и водворившая вместе с новой догмой и новый церемониал, обладала тогда большим правом обременить труд Эшмола с благими намерениями: у Эшмола были Зороастр и Пирамиды, то есть древнее посвящение; Королевский Свод — это храм Соломона. Соломон со своим храмом являются не посвятителями, но порождениями посвящения: Соломон, как посвященный Египта, и его храм, как подражание храму Мемфиса. Значит, странным образом заблуждаться — делать из этих итогов первоначальную точку отсчета.

 

Обряд Йорк, представленный собранию обрядов в 1804 году, был отвергнут Великим Востоком, по словам Тори, «по мотивам, несомненно, никак не связанным с Франкмасонством». Возможно это из-за его представителя брата Акке (Hacquet), проповедавшего его в Париже в ложе Семи Шотландцев (4).

 

Существуют другие мнимые масонские режимы; они найдут свое место в Посвятительной Летописи с документами, их касающимися. Мы же переходим к историческому обозрению главных режимов, равно называемых масонскими, которые практиковались в Германии.

 

(1) В одном из ритуалов, которыми мы обладаем в этой степени, посвящаемому неофиту позволяется оставлять свою марку (свое украшение) в том случае, если он в этом нуждается, и ему добавляют: «Эта степень известна в Алжире, и если вам удастся быть принятым в нее, или если дела вас вынудят к ней прийти, заставив вас ее узнать, то вы обретете все услуги, в которых вы благоразумно можете нуждаться».

 

(2) Английские масоны обладают степенями, называемыми рыцарскими, которые с терпимостью допускает Великая Ложа, не признавая их; таковы суть: Великий Иерей, Рыцарь Калатравы, Рыцарь Звезды, Рыцарь Красного Креста, — Зодиака, — Храма, — Алькантары, — Благовещения — Мальты, — Искупления, Богородицы, — Святого Гроба, — Христа, — Святого Михаила, — Тевтонского Ордена — Святого Лазаря, — Святого Духа.

 

(3) Мицраимизм обновил это смехотворное верование.

 

(4) Лоуренс Дермотт упоминает о Королевском Своде в своем Ахиман Резоне (Ahiman Rezon), опубликованном в 1756 году.

 

Другие авторы поддерживали то, что Английский Королевский Свод не что иное, как Французская Королевская Арка, называемая Королевской Аркой Еноха или рыцарем 9-й арки, серии, называемой шотландской, которая придет в Англию.

 

Штатное правило Великой Ложи Эдинбурга (1736 год) помогает узнать, что в Шотландии существовало много корпораций, имевших подобное название для отличительного титула; таковы — Королевский Свод Глазго в 1755 году; Королевский Свод Стирлинга в 1759 году и пр.; тогда они обращались к этой Великой Ложе, чтобы получить новые конституции. В Ориен (Orient, p. 366) на тему Масонства Королевского Свода мы читаем:

 

«По письму, направленному братом Великой Ложе Ирландии, получается, что в 1813 году данная ветвь масонского древа была едва известна в этих странах, что доказывает автор письма следующим фактом: В тот же самый 1813 год покойный герцог Сассекский предпринял благородную попытку установить единство обрядов, церемониала и работ во всех ложах Великих Лож британской империи. С этой целью были отправлены письма в Великие Ложи Шотландии и Ирландии. Великая Ложа Шотландии восприняла это как важное открытие с подобающим ему вниманием, пообещав подвергнуть позднее его серьезному рассмотрению. Однако уже во вступлении, — по сообщению корреспондента, — эти обещания не привели ни к каким последствиям; ведь еще и сегодня, и даже если Великие Ложи Шотландии и Ирландии поддерживают между собой в определенных отношениях дружеские связи, они продолжают целиком отличаться от Великой Ложи Англии в том, что касается способа своих работ».

 

Возвращаясь к нашей теме, в 1813 году Великий Мастер Ирландии, каковым являлся тогда граф Доноугмор (Donoughmore) захотел исполнить зарок своего прославленного коллеги Великого Мастера Англии на предмет установления масонского единообразия для Великобритании. Посему он предложил провозгласить, что Масонство допускало бы только три степени, в том числе и для Королевского Свода. Тотчас со всех сторон поднялись голоса, чтобы ходатайствовать перед Его Превосходительством о масонском установлении Королевского Свода, о существовании которого тогда в Ирландии даже не подозревали. Больше того, мгновен-но встал вопрос подвергнуть голосованию Великого Мастера Ирландии, чтобы суметь под его покровительством принять то, что рассматривалось в качестве нарушающей степени.

 

«Корреспондент приводит этот признак как доказательство духа невежества и рутины, характеризовавший в данную эпоху ирландских масонов, добавляя, что, к сожалению, с тех пор порядок вещей мало изменился».

 

Все свидетельствует, что этот обряд является современным созданием, и что история его происхождения апокрифична; что ему не мешает быть одним из наиболее значимых обрядов в Англии и в Соединенных Штатах; так устроены масоны и люди.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top