Различные мнения о Шотландском обряде и высших степенях (Глава 22) — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ О ШОТЛАНДСКОМ
ОБРЯДЕ И ВЫСШИХ СТЕПЕНЯХ
Некоторые масонские организации спорили об обладании этим обрядом (шотландским древним и принятым), и каждая из них восхваляла возвышенность его посвящений. Тем не менее, нужно полагать, что ни одна, ни другая сторона не испытывала столь живого воодушевления к этим восхитительным мистериям, кроме веры принесшим их масонам, поскольку, за исключением нескольких степеней, таких, например, как розенкрейцер и кадош, ряд степеней экоссизма предоставлялся только передачей и весьма подозрительным образом. Очень мало братьев, наделенных высшими степенями, знают, в чем заключаются чудесные познания, связанные с ними; и, разумеется, это не те, которые смотрятся наиболее высокомерными в обладании ими. В действительности, все касающееся доктрины либо тривиально, либо непоследовательно, либо абсурдно в этих высших степенях; а относящееся к церемониалу состоит из незначительных формальностей, если они не глуповаты и не смехотворны, и даже унижающих достоинство неофита» (Живописная история Франкмасонства). Барон фон Чуди в своей Пламенеющей Звезде (т. 1, стр. 63) сказал в 1766 году, что механизм всех масонских степеней не имел ни другого начала, ни другого двигателя, ни другого средства, кроме желания различаться в глазах себе подобных, после чего он поставил следующий вопрос: «Почему, отказываясь от простоты, от сущности своего установления, масоны теряются в воображаемых пространствах?» Он добавляет: «Мозаично разодетые, отягощенные бесполезными украшениями, являющимися лишь ливреями претензий и тщеславия, это тщеславие, не было ли оно зародышем тех же самых степеней, о которых объявляют с напыщенностью и высокомерностью…» И дальше (стр. 167): «Именно честолюбию, этому жестокосердому пороку, оружию сильного, угнетателю слабого, должно приписывать без колебания все эксцессы, ежедневно совершаемые в большом целом человеческого сообщества, нестроение частных обществ и особенно заблуждение, проскользнувшее в Масонство благодаря множеству степеней, современное изобретение которых есть следствие притязаний и зависти господства».
Однако этот выдающийся и сознательный масон превозносил три степени, называемые верховными: шотландца Святого Андрея (1), рыцаря Палестины и неизвестного философа. Он перечисляет (стр. 174) до сорока этих мнимых верховных степеней, тогда практиковавшихся. Брат Байерле (Beyerlé), советник парламента, в своем Эссе о Франкмасонстве (2 тома, а8), опубликованном в 1784 году, говорит на стр. 13 предисловия:
«Второй принцип, служащий основой произведению, предстает в том, что зерно всех масонских знаний заключено в трех первых степенях; таким образом, множество степеней, порожденные виновностью, шарлатанством и экстравагантностью, должны быть навсегда исключены из масонского режима; и если позволительно сохранить документы этого, то тогда необходимо их использовать лишь для истории масонских экстравагантностей; следовательно, они должны тщательно оберегаться в месте, к которому бы не смог приблизиться малообразованный масон». Брат Вернес (Vernhes) из Монпелье, после того как справедливо раскритиковал новшества Рамзая в своем Совершенном Масоне (1 том, а8, 1820–1821 гг.), восклицает (стр. 197):
«Дети гордыни и алчности, сонмище степеней, наиболее удаленных от древнего масонского духа, вскоре соединилось со степенями, введенными Рамзаем, каждая из них присвоила себе право создавать новые степени».
Шемен-Дюпонтес (Chemin-Dupontes) в своей Масонской энциклопедии (4 тома, а12, 1820–1825 гг.), рассказав (т. 3, стр. 174), что во Франции Масонство было легкомысленным и тщеславным, не преминул добавить:
«Мы еще немного являемся масонами только в символических ложах: за пределами их существует лишь масонские ребячество, глупость, тщеславие, бессмыслица, феодализм, деспотические звания и формы. Здесь пренебрегают прекрасным именем брата, предаваясь титулу рыцаря; здесь больше нет мягкого и благого закона уровня и молотка, когда руководитель первый среди равных, и который напоминает о золотом веке доброго царя Сатурна (2); здесь все под властью скипетра и меча, где смехотворно напыщенные звания позаимствованы у средневекового железа. Здесь не занимаются или почти не занимаются облегчением участи несчастного; здесь больше не изучают ничего, что проходили в символических степенях; здесь предаются только практикам, каковые очень ограничены, если не сказать ничтожны».
Приведем фрагмент из Толкового курса посвящений (стр. 193): «Почти современная система высших степеней, рассматриваемая некоторыми как полезное дополнение, а многими другими как произвольное создание и подлинное излишество, не имеет высокого значения трех первых степеней. Последние из всех наций делают одну нацию; наоборот, в высших степенях каждая нация желает у себя быть самой собой; она отделяется от масонского мира и организует по своему подобию для своих обычаев и нужд так называемую верховную систему экоссизма или всякую другую духовную спекуляцию.
Посетитель, появляющийся в мастерских высших степеней для участия в их верховных собраниях в вышестоящих ложах, меньше всего занимается для принятия туда посвоим качествам высшего масона; и, как вариант, он может быть отвергнут в своих степенях, либо из-за непосредственного интереса, внушаемого им национальным масонам своей профанической позицией, либо из-за образа жизни своей страны, отличного от уклада навещаемого им государства. За рубежом, в отличие от Франции, эти щепетильности или, скорее, заблуждения зашли слишком далеко. Отсюда можно заключить, что если капитулярные и философические степени выше трех первых степеней по выспренним наименованиям и обустройству работ, они несравненно ниже их по гуманитарным и даже философическим итогам».
Все это было сказано о бессвязности степеней, составляющих древний и принятый шотландский обряд масонских курсах братьев Рагона, Вассаля и Шемен-Дюпонтеса; но мы здесь делаем наблюдения над инструкцией шотландского ученика, в которой, на наш взгляд, первые вопросы должны быть устранены; посмотрим на диалог между досточтимым мастером и первым стражем.
Вопрос: «Что пребывает между вами и мной?» — Ответ: «Культ».
— «Что это за культ?» — Ответ: «Это секрет».
— «Что это за секрет?» — Ответ: «Масонство».
Поначалу Масонство не является культом, его церемониал это доказывает; если этот (незримый) культ является секретом, то он хорошо сохранился, ибо иезуиты, авторы данных вопросов, его разоблачили только в своем Розенкрейцере, католической и никак немасонской степени. Но они имели цель; отсюда смехотворность этого начала.
Вот три данных вопроса, сведенных к одному:
Вопрос: «Что пребывает между вами и мной?» — Ответ: «Масонство». Этот вопрос досточтимого мастера к стражу, не представляется ли нелепым, если не сказать больше? Как! Масонство находится между двумя братьями! Что оно там делает, и что они с ним делают? Катехизис не говорит об этом ни слова.
Степень современного ученика, созданная в Англии и принятая Великим Востоком в 1786 году с легкими изменениями, не имеет этого недостатка. Мы просмотрели многие тетради ученика, предшествующие этой дате: в них отсутствовала эта аномалия; как не нашли мы ее в 24-м издании символических степеней, опубликованном Сэмюэлем Причардом (Samuel Prichard) в своем Препарированном Масонстве (Masonry dissected), датируемом 13 октября 1730 года, хотя этот автор и писал под иезуитским влиянием. Эшмол, умерший в 1692 году автор первоначальных тетрадей, ничего подобного не вводил; значит, эти чуждые вопросы, которые мог бы воспроизвести Причард, появляются позднее самого изъяна, пришедшего осквернить ритуал, называемый шотландским (3).
________________________
(1) Крест Святого Андрея в этой степени является только крестом крестоносцев, замаскированным под этой тамплиерской эмблемой.
(2) Сатурн существовал и царствовал всегда лишь в герметической работе; и царь, которого нам представляет миф, как пожирающего своих детей (это правда, но в алхимическом смысле) не заслуживает никакого эпитета доброго.
(3) Во всех степенях, сфабрикованных иезуитами в различных странах, отмечается провозглашенная тенденция сделать из Масонства культ и школу католицизма. В одной из их герметических степеней зеленого Шотландца или малого Святого Андрея Шотландского находим следующий фрагмент: «Вы познали (как голубой мастер) почитание Верховного Существа под эмблемой Архитектора Вселенной, но шотландские мастера должны почитать Верховное Существо более совершенным образом, то есть в духе и истине». Дальше там же говорится: «Значит, вам предписано, T. C. F. (Весьма Дражайший Брат), как шотландскому мастеру, начертать в своем сердце святейшее имя Иегова (иезуит), которое является вящим из имен Божества, столь сильным почитанием, сколь оно превосходит имя Адонаи и все те имена, которые давались Божеству».
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.