Принципы рациональной философии Кардана (Глава 29) — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Принципы рациональной философии Кардана (Глава 29) — Жан-Мари Рагон

Глава XXIX

 

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ КАРДАНА (1)

 

  Есть первичная материя во всем том, что существует по факту. Эта материя существует, даже когда нынешняя форма тела разрушена, ибо ничего не уничтожается.

 

  Очевидно, что в естестве присутствует некая скрытая под формой вещь, заключающая субстрат (substratum). Этот субстрат вовсе не порождается и не уничтожается разложением. Следовательно, это то, что называется первичной материей, не произведенной, вечной, бесконечной и нерушимой материей.

 

  Первичная материя всегда существует в некоторой форме. В естестве нет ничего пустого.

 

  Материя находится повсюду: она не может существовать без какой- нибудь формы, откуда неизбежно получается, что форма есть повсюду. Нет никакого пространства без тел. Пространство вечно, неподвижно и неизменяемо.

 

  Начала естественных вещей пребывают в числе пять: материя, форма, душа, пространство и движение.

 

  Существуют только два первоначальных качества: тепло и влажность.

 

  Время не является началом, но оно к нему приближается, поскольку ничего не делается без него. Не больше началом и покой, но он предвиде- ние начала, как смерть, холод и сухость.

 

  В естестве присутствуют три вечные вещи: разум, первичная материя и пространство или место. Качество материи всегда то же самое в мироздании.

 

  Наша душа представляет собой как бы зеркало (anima enim nostra tanquam speculum). Лейбниц полтора столетия спустя говорит, что каждая душа или монада является живым зеркалом, одаренным внутренним действием, представляющим мироздание, следуя всякой точке зрения, и правильно установленным, как и само мироздание.

 

  В возрасте пятидесяти трех лет Кардан стал впадать в экстатические состояния. Он — наиболее знаменитый из экстатиков, известных современной истории после Жанны д’Арк. В некоторых отношениях он напоминает Сократа: как и он, Кардан впадал в экстаз произвольно и видел перед глазами духа странные и удаленные предметы; вслед за греческим мудрецом он утверждает, что ему не приходило ничего ни хорошего, ни плохого, ни даже безразличного, о чем бы он не предупреждался заранее. Во время своих экстазов, которые кратко продолжались, он не чувствовал сильных болей подагры и не слышал шума, творившегося вокруг него. Он умер в семьдесят пять лет, как о том и предсказал. Сократ, имевший до своих судей предчувствие в его осуждении на смерть, говорит своему другу Критону, что умрет в течение трех дней. Кардан не думал, как и Сок- рат, что был покровительствуемым особым гением; он приписывал это необыкновенное свойство силе воображаемой добродетели, проницательности своего зрения, а особенно своеобразной природе собственной души. В 1431 году с Жанной д’Арк были осуждены откровения и явления, как навеваемые происками демона. Сто лет спустя церковь канонизировала Терезу по тем же самым причинам.

 

  Иероним КАРДАН, философ, врач, натуралист, астролог и математик, родился в Павии в 1501 году. Обладая большей просвещенностью, чем Парацельс, он походил на него исключительной гибкостью своего ума. Умер в 1576 году. Он написал: De vita propria; opera, 1663, 10 vol. in-folio.

 

 перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top