О магнетизме — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

О магнетизме — Жан-Мари Рагон

Глава XXXIII

 

О МАГНЕТИЗМЕ

 

В магнетизме все возможно

 

МАГНЕТИЗМ, практиковавшийся в древности гимнософистами Индии, магами Персии и посвященными в великие мистерии, кажется, проявлялся только в иатрическом (медицинском) отношении и под другими именами (1). Начиная с МЕСМЕРА, он сделался новинкой, вещью прекрасной, не- обыкновенной, достойной вящего интереса и серьезного изучения фило- софа и масона (2). Как мы полагаем, не будет преувеличением сказать, что предел, которого достигло магнетическое знание, открывает для него путь большого будущего в мир истины и просвещения. Оно озаряет, оно освещает своих адептов, и ОДНО оно может их утвердить в подлинном веровании, разрешив впоследствии великую проблему Абсолюта.

 

Основанием оно имеет универсальную субстанцию, в которой все разо- блачилось для ВИДЯЩЕГО (всевидящего). В своем магнетическом состо- янии имеется полное отсутствие рассеянности, полное приостановление связи души с телом, и на протяжении ее тесного соединения с универ- сальной душой естество не таит больше секретов для нее. Шаг, который остается сделать, бесспорно, громадный, но изумительные последствия, собранные из предпринятых изучений, не оставляют сомнительного ре- зультата, в котором человек смог бы обнаружить даже исполнение своего предназначения, столь непонятного до настоящего времени.

 

Этот физический агент или магнетический флюид является жизнен- ным или нервным флюидом, который, проистекая от человека, принимает участие в его тепле, его жизнедеятельности и его разумении.

 

Гипнотизировать или использовать свой магнетический флюид это распо- ряжаться своим существованием, своим жизненным началом, своей жизнью, чтобы восполнить моментально существование другого. Доктор Шардель спра- ведливо говорил, что «магнетический жизненный флюид является у человека последним видоизменением света, именуемого одухотворенной жизнью. Она служит агентом душе для исполнения всех ее действий. Импульс, который мы ей даем в наших движениях, останавливается на границах организации, тогда как, гипнотизируя, воля ее проецирует вовне. Вот относительно применения жизни первое различие, существующее между гипнотизированием и действи- ем» (Эссе о психологической психологии, стр. 205, 1831).

 

Гипнотизировать кого-нибудь это значит развернуть, распространить и под- нять у него начало жизнедеятельности и разумения, коим он уже наделен. Всякое тепло исходит от солнца, которое им пронизывает все тела. Мы черпаем наше тепло в атмосфере, где оно пребывает изначально. Всякое отделившееся от тела или от флюида тепло несет свойственный себе прин- цип и запах. Так наша кровь, наделяемая в своей циркуляции нормальным теплом и очень сильным запахом, может благодаря нашим движениям проецироваться вне нас (3) и посредством нашей воли пронизывать тела и индивидов, на которые их направляет наше намерение. Индивид, тем самым проникнутый, обладает жизнеспособностью и интеллектом выше, чем направляет гипнотизер, под влиянием которого он находится; его воля это наибольший рычаг, имевшийся в его распоряжении, быть может, она сама пребывает в состоянии флюида (4).

 

Чтобы великолепно воздействовать, необходимо иметь силу, энергию, волю и использовать много доброты и благорасположенности по отношению к гипнотизируемому, насыщаемому своим флюидическим и тепловым запахом, от которого благодаря своему излучению ароматизируется сама атмосфера. С того момента как органические и преднамеренные молекулы удаля- ются от гипнотизера, начиная воздействовать на субъект, если оный подхо- дящий и расположенный, то между ними устанавливается тесное и таин- ственное взаимоотношение, которое не преминет проявиться не только на задействованном органе, но и на всей организации; и флюидическая связь такова, что субъект испытывает боль в той же части тела, в которой ее может ощутить гипнотизер или лицо, с которым он состоит в отношениях. Магнетизм является искусством, которое для счастья человечества бу- дет скоро повсеместно практикуемым; это работа милосердия и вместе с тем это труд терпения и преданности.

 

Магнетические последствия представляются достоверными и всегда теми же самыми, поскольку сущность универсальна и неизменна. Они осуществимы равно на спящих или бодрствующих животных и даже на неодушевленных объектах.

 

Обычные проводники магнетического излучения являются в медицин- ской практике руками и взглядом, голосом и дыханием.

 

Известные телодвижения называются пассами и длятся от десяти до пятнадцати минут, чтобы заставить войти субъект в сомнамбулическое состояние (5). Флюид направляется и нисходит, следуя по нервным волокнам, до окончания пальцев и пересекает этот предел, чтобы поразить и проник- нуть в тела, на которые его посылает воля. «Существо, находящееся в этом состоянии, приобретает феноменальное увеличение чувственного свойст- ва: некоторые из его внешних органов, обыкновенно органы зрения и слуха, усыпляются, и все операции совершаются внутренне…» (доктор Юссон).

 

Когда сомнамбулизм происходит от гипнотизирования, каковым бы простым он ни был, магнетизм становится составным.

 

Мысль, хотя и неведомая, вырабатывается в мозгу перед наблюдающим лицом, и тогда подобие дагерротипа становится читаемым для него. Читает ли гипнотизер письмо или газету в соседней комнате? Наблюдающий повто- ряет содержание, которое он ясно видит в мозгу гипнотизера; что ему кажет- ся даже легче (менее утомительно), чем читать на расстоянии (см. Магизм). Беспечная нечувствительность индийских узников, приветствующих своей песнью войны и смерти посреди истязаний; нечувствительность мучеников всех времен, — все это является результатом экстаза, причи- ненного им магнетической реакцией.

 

Человек благодаря энергии и собственной возможности обладает опре- деленной властью хорошо видоизменять вещи и их обстоятельства. И в самом деле, возросший благодаря воодушевлению сильно перевозбужденной страсти, он все привлекает и господствует над всем, что его окружа- ет, тем самым изменяя условия и привычные соотношения жизни и своей властью волю, возведенную к своей высшей энергии, вызывающую необъ- яснимые феномены. Это воля существует в первопричине; отсюда начало всех феноменов: пообщайтесь с печальными, веселыми, духовными или жестокими людьми, и вы обнаружите себя увлекаемыми к меланхолии, веселью, духовности или насилию. Близкие друзья, посещавшие Сократа, принимали участие в его интеллектуальных свойствах, которые их остави- ли спустя несколько недель после того, как они с ним разлучились. Существует много вещей чувственной области, превосходящих преде- лы знания.

 

До сих пор экспериментаторы не пришли к желаемому результату; и профессора на своих привилегированных кафедрах оказались немощ- ными открыть истину фактов, поскольку их исследования не привели их к определению столь сильного магнетического эффекта, исходящего не только от земного магнетизма, питаемого солнечным воздействием, но еще сильнее, быть может, от астрального магнетизма, наводняющего нашу атмосферу и пронизывающего все, что обладает жизнью и действием. Пусть ученые соблаговолят изучить эту идею, подчинившись ей; тогда они сумеют идти лишь от открытия к открытию для благосостояния чело- вечества и для своей личной славы.

 

МАГНЕТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

 

Сегодня утверждается, как установлено экспериментально, что магнетизм и электричество являются одной и той же вещью. Для наблюдающего лица цвет магнетического флюида предстает цветом электрической искры. Тем не менее, граф де Сапари (de Szapary) в своей Магнетотерапии устанавливает различие.

 

Он рассматривает человека как электро-магнетическую машину: электричество течет в крови, магнетизм в нервах — это нервный флюид. Все телесные и душевные функции действуют благодаря магнетизму; все расстройства благодаря электричеству. Отказывая теории магнетическо- го флюида в нервах и теории электрических потоков в крови и органах, по его словам, больше не берется в расчет механизм функций человече- ской машины и ее последовательности. Согласно этому автору заболева- ния проистекают от борьбы избыточного электричества с магнетической силой, как и последнего с электричеством. Лица, у которых преобладает магнетизм, испытывают ознобы; им сложно согреться; то же самое проис- ходит с охлаждением людей, слишком преобладающих электричеством. Главный магнетический поток устремляется от мозга через пищевод в желудок (солнечное сплетение) и отсюда в мозг; первый поток имеет место днем благодаря движению, исполняемому телом, и второй ночью — во сне. Желудок и мозг состоят в непрерывном взаимоотношении, под- держиваемом одним и другим. Посему если человек испытывает слишком живое впечатление, например, внезапный страх, то это непроизвольно затрагивает голову и желудок, чтобы сюда препроводить слишком быстро извлеченный флюид. Это вибрирующее движение является магнетизмом человека, который обладает своими полюсами сходства в его подобном. Неутомимость тела идет от духовной активности, заставляющей подняться магнетический флюид к своему источнику.

 

Магнетическая сила проистекает от солнца; она пронизывает землю и, отталкиваясь от нее, в этой встрече или трении своей собственной силой с ней самой порождает тепло. От поглощения и этого излучения земли получается химическое разложение и рост тел, которые здесь находятся; от физического тепла происходит растительность.

 

Луна обладает электрическим разрушительным и гнилостным элек- трическим влиянием. Она уменьшает магнетическую силу солнца, причину полусонного состояния лунатиков, беспокоит и тревожит больных. Холера, чума и тиф представляются электрическими заболеваниями. Человек не укрепляет свою магнетическую силу при соприкосновении с землей, поскольку она получает магнетическую силу от солнца; она от него забирает его избыточную силу; вот почему живые и резвые дети лю- бят кататься по земле.

 

БОДРСТВОВАНИЕ И СОН: внешние откровения жизни являются другими во сне, нежели при бодрствовании: в первом случае полярность (свойство магнита направлять в сторону полюсов) изменяет место, в течение чего внешние чувства отдыхают, внутренние ощущения пробуждаются (душа думает); от этого изменения отдыха и активности тело получает освежение и силу.

 

Мы рассматриваем книгу графа де Сапари, как одно из самых полных произведений по магнетическому знанию: это толковый учебник, полный фактов и необходимый всякому гипнотизеру.

 

Известно, что эта группа электрических искр, которая убегает светя- щимся хохолком от гальванического элемента, обладает спасительным влиянием на большое число безнадежных нервных болезней.

 

Господин Теодор Куран (Courant), ученик Бейкенштейнера (Beickensteiner), автора Исследований медицинского электричества у древних, успешно использует для магнетического знания, которое он удачно совер- шенствует, для страждущих, недуг коих он облегчает или кого излечивает, магнетическое электричество. Его способ воздействия весьма простой. Он помещает больного на табурет электрической машины. Он оказы- вается в сфере действия, чтобы овладеть электрическим флюидом, ус- вояя его человеческим организмом, оживляя его и умножая тем самым его магнетические силы; он приобретает достаточно большую силу, чтобы восстановить почти прямым образом у субъекта, на кого воздействует, циркуляцию флюидов, возмущения которых причиняет большинство за- болеваний, а иногда и смерть; в этом случае магнетизер может вырвать у смерти индивида, который в беспомощных руках лучшего из лекарей с факультета непременно бы скончался.

 

Наиболее постоянным эффектом магнетического электричества явля- ется восстановление этой циркуляции и увеличение ей энергии посредст- вом излучения животворного флюида. Угасающему старику возвращались бодрость и сила, если жизненные флюиды покрывали бы у него энергию, активизировавшую в его юности общую циркуляцию. Наука смогла бы, вероятно, восполниться здесь частично; не все еще открыто: магнетизм представляется пока лишь в состоянии слабого свечения.

 

МЕСМЕРИАНСКИЕ АФОРИЗМЫ

 

«Нематериального не существует: свет, универсальная душа суть бестелесные флюиды, хотя по своей сущности они материальные; поскольку все сущее предстает определенной вещью; ведь на металлических листах дагерротипа образы, фиксируемые там, непременно производят некую вещь. Универсальная субстанция едина; она сразу и повсюду свет, тепло и разумение.

 

Нет никакого пространства без тел.

 

Холода не существует: это умаленное тепло.

 

Светонепроницаемости тел нет (для наблюдающего свет везде). Безмерность не имеет расстояний.

 

Говоря о солнце: все благодаря ему, ничего без него.

 

Бог является универсальной субстанцией; Он — свет, тепло, разумение». Хотя солнце является автором универсальной субстанции, и, тем не менее, оно никак не Бог; было ли оно обителью, откуда Бог оживляет мироздание?

 

Не осмеливаясь написать, что Бог есть все, и что все есть Бог, или все в одном или одно во всем, из опасения выдать себя за пантеистов или за материалистов, хотя они признают, как и Агриппа, что нематериально- го не существует, авторы-магнетисты говорят, что Бог, которого они рас- сматривают как универсальную субстанцию, душу мира, есть вездесущий, всеведущий и всемогущий; но всемогущий только до границы небытия; ведь Бог может все, за исключением небытия, которое не-суще; не-сущее вокруг Бога неизбежно подразумевает утрату Его качеств вездесущести, всеведения и всемогущества, и Бог не может абстрагироваться.

 

Бог не может творить небытия, Бог не может прекращать быть — две преграды против Его всемогущества. Человек может определенным образом преодолеть эту последнюю преграду, поскольку он может унич- тожиться, прекратить быть человеком; он становится некоей вещью, но он больше не человек.

 

Значит, небытие не может иметь места, так как будет Богом. Бог не может этого сделать. Небытие ограничило бы Его бесконечность, Бог стал бы конечным: Он не был бы больше Богом, чего не может быть; ибо ничего в мироздании больше бы не возобновилось.

 

Итак, Бог не может ни творить, ни страдать небытие, поскольку Бог не может прекратить бытие. Он есть все, Он есть всемогущество, универсаль- ный творящий разум, все одушевляющий. Зримое мироздание, которого Он сопровождающий гений и хранитель, является проявленным Богом (6).

____________________

 

(1) Предзнаменования, оракулы, пророческие сновидения храмов, наложе- ния рук жрецов являлись той же самой вещью.

 

(2) Большинство посвященных в великое делание имели об этом более или менее точные сведения; о чем КАРДАН загадочно сообщает в своей 8-й книге De mirabilibus. СВЕДЕНБОРГ одинаково упоминает о том же.

 

(3) Флюидическая и тепловая субстанция, которая исходит от тел, проника- ет в почву и позволяет собаке взять по запаху след своего хозяина или почувствовать дичь. Пластичность этой субстанции позволяет ясновидящим исследовать типичный путь беглеца, даже если эластичность его флюида с течением времени разрушилась изменчивым действием возду- ха, чтобы обобщиться в великом все. И поскольку эластичность столь тонкого светящегося флюида может быть схвачена и зафиксирована дагерротипом, то с тем большей справедливостью наши флюидо-пласти- ческие эманации должны быть ощутимы и признаны двойным чувством обоняния и зрения, всегда очень развитым у ясновидящих.

 

(4) «Нервный флюид, образованный из нашей крови, одухотворяется в обра- щении, локализуясь в мозгу, откуда он исходит в состоянии эфирной эманации, чтобы снова смешаться с универсальной субстанцией» (ЖАН- ТИЛЬ — J.-A. GENTIL).

 

(5) Месмер по преимуществу заменял пассы наложением рук.

 

(6) Естество, заключающее в себе зародыши всех возможностей, было бы всемогущим, если бы обладало движущей разумеющей силой; но по- скольку оно только группа существ, кодекс законов, библиотека знаний, хранилище средств, то можно сказать, что всемогущество ему не принад- лежит, ведь оно может существовать лишь в числе свойств духа.

 

«Если подразумевать под естеством единственное существо, у которого мироздание — тело, а Бог сопровождающий гений, тогда, с этой точки зрения, оно может утверждаться всемогущим; но необходимо присвоить ему звание или качество творца, указывающее на жизнь и претворение силы, свойственной действующему существу. Представленное таким образом естество должно непременно казаться воодушевленным разумом, состав- ляющим с ним тело; тогда оно обладало бы всемогуществом, то есть силой, благодаря которой могла бы дать бытие всяким вещам, существование ко- торых совсем не абсурдно или не предполагает никакого противоречия». Материализм не является атеизмом.

 

Мы говорили о материалистах; на эту тему опровергнем заблуждение, утверждаемое нелепой верой.

 

Материализм весьма неудачно назван атеизмом. Атеизм немыслим: быть атеистом значило бы предполагать следствия без причины, поскольку это причина всего сущего, которая обозначается словом Бог (являющийся неиз- вестной причиной известных следствий). Значит, подобное предположение абсурдно и никогда, кем бы то ни было, не принималось, за исключением невежества и дурной веры. Следовательно, не может существовать никако- го атеиста, несмотря на словарь Сильвэна Марешаля и мнение других ав- торов, старающихся удручить этими заблуждениями человеческий дух (а). Существует только одно разделение среди здравомыслящих людей по вопросу разумения, духовна или материальна причина всякого суще- ствования, иными словами, отделена ли она, независима от материи, или скорее присуща материи и составляет ее интегральную часть. Но мате- риалист никак не атеист.

 

(а) «Комитет народного просвещения заслушал сообщение петиции, адресованной Палате депутатов господином Кёнигом, спрашивав- шим, был ли атеизм проповедован во имя Государства, и какая ка- федра была образована для этой цели». Палата переходит к повестке дня (Constitutionnel, 8. VIII. 1848).

 

 перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top