Толкиен и Оккультный символизм — Николай Ласточкин
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Толкиен и Оккультный символизм — Николай Ласточкин

 

Первая часть этой компилятивной статьи является отредактированным переводом с английского языка. Сам текст содержит оригинальные и интересные идеи, однако все они к сожалению очень сильно были перемешаны с ужасающей конспирологией, фантазиями об иллюминатах, магических войнах, черно-магических орденах правящих миром, служителях люциферов и прочими, совершенно неудобоваримыми псевдооккультными идеями, которых достаточно написано на русском языке и без переводов с английского.

Таким образом, редакцией сайта было принято решение, чтобы даром не пропадали потраченные усилия - приложенные к этой работе - отредактировать текст, убрав оттуда неимоверно наскучившие, и на всех языках до ужаса однообразные антимасонские и антиоккультные предрассудки.

Вторая часть этой компилятивной статьи была написана на русском языке уважаемым Николаем Ласточкиным (lj-user schwalbeman) и является наиболее интересной. Она сохраненая без изменений.

 

Примечание - Baal-Hiram

 



Первая часть, отредактированный перевод с английского:



В определенной мере, можно провести параллели, между вымышленным  миром Толкиена и оккультными учениями различных тайных обществ. Если вы читали "Властелин Колец", и "Сильмариллион" в частности, то понимаете, что имеется ввиду.

Без сомнения, Толкиен был профессором Английского языка и чудесным рассказчиком, но есть также и нечто большее.
Например, если задаться вопросом о том, существовало ли Средиземье когда-либо, то у самого Толкиена можно найти упоминание, что это старая Англия.

Обсуждая секретные общества, невозможно не провести сравнение с Толкиеном. Саурон это конечно же Сатана или Люцифер, обладающий оккультной силой, тогда как Гэндальф - член братства "Совет Магов" ("The Wizard's Council"), секретной организации с магическими ритуалами и эзотерической мудростью.

С этой точки зрения хоббиты это необразованные homo sapiens, которые не хотят знать, что происходит вокруг них, и не хотят быть вовлечены в эти события. В точности как и сейчас, секретные общества для достижения "высших целей" используют невежественных людей, не подозревающих об этом.

Орков можно сравнить с невысокими, мрачными чужаками, с их недоброжелательными замыслами и подпольными принципами. Похоже, что они являются гибридами и следовательно "созданы" посредством скрещивания. Такими были орки, созданные Мелькором, "падшим ангелом". Также интересно, что Толкиен создал полностью обособленый мир с туннелями под горами. Во многих апокрифических легендах, в том числе используемых в той или иной степени некоторыми секретными обществами (например, художественное обработанная "Легенда о Сулеймане повелителе Духов" Жерара де Нерваля), утверждается, что Земля полая и что необыкновенные существа живут под поверхностью Земли.

Забавно, что у многих читателей, по их собственным признаниям, складывается четкий образ того, как выглядят существа и персонажи этой саги. Иногда, рассматривая иллюстрации к миру Толкиена, становиться грустно, потому что вы "знаете", что все выглядело по-другому. Случается и противоположное; вы думаете: "ура! у этого художника действительно получилось! ".

Так же как и многие оккультные мастера, Толкиен получил идею своего шедевра после того, как был ранен во время Первой Мировой войны. Он не знал, откуда появидась эта идея; она просто "пришла" (этот вопрос изучен в шведской книге "Sagan om Tolkien", ?ke Ohlmarks, Norstedts 1971). Многие оккультисты имели подобный опыт: некоторые неизвестные силы просто использовали их как канал.

Сам Толкиен утверждал, что использовал Сагу о Беовульфе и древние Исландские мифы для создания собственного эпоса, но это не объясняет всего. Будем надеяться, что мы лучше поймем что к чему, в ходе рассуждения в этой статье.



Шумерские Писания


Толкиен был весьма осведомлен в шумерских писаниях. Если вы посмотрите на Генезис в "Сильмариллионе", то увидите схожесть с древним Шумером. Эру можно соотнести с Ану, внеземным королем или богом Шумера, и айнур - с Аннунаки. Мелькор (Сатана) это падший ангел, учитель Саурона (Люцифера).

Любопытная аналогия прослеживается и в той игре слов, которую использует Толкиен: во «Властелине колец» картинка с колоннами закрывает путь в подземное царство Мория (Moria). Любопытно, что Храмовая Гора, на которой стоял Иерусалимский Храм Царя Соломона, кстати, так же украшенный двумя Колоннами - именуется Moriah. Оба слова читаются практически одинаково, разве что последнее - читается с добавлением легкого придыхания на конце.

Есть еще "совпадения" с Шумерскими сказаниями. Вот отрывок из вебсайта "Tolkien's Lord of the Rings: Truth, Myth of Both?":
"Доктор Ральф Вуд, профессор Английского в университете Байлор и эксперт по работе Толкиена, описал этих "малых богов", или управляющих духов. Заметьте, что верховный Бог более похож на безучастное божество деизма, чем на заботливого Бога Библии. Другие "боги" походят на таковых в кельтской и северной мифологии (которые так завораживали Толкиена):

"Во главе стоит Илуватар, Отец Всего Сущего, приблизительно соответствующий Единому, которого христиане называют Всемогущим, Создателем Неба и Земли. Из него проистекают все вещи, и в него они возвращаются. Он есть начало и конец, он формирует все события по собственному замыслу. Он … лишь изредка вмешивается в созданное им, предпочитая действовать через … пятнадцать подчиненных существ …

Манве,  Добрый и Чистый … наиболее связан с воздухом, ветром, облаками, и летающими птицами. Супруга Манве - Варда, Благородная. Она создала звезды, учредила ход Солнца и Луны, и установила утреннюю и вечернюю звезду Эарендил в небе. Она также известна эльфам как Элберет (Королева звезд) и Гилтониэль (Зажигающая звезды). Она слышит мольбы и эльфов, и людей, оказывает им помощь и поддержку.

Следующий - Мелькор (восстающий в Мощи). Илуватар дал ему больше силы и знаний, чем кому бы то ни было из Валар … Он жаждал иметь власть создавать вещи из ничего, давать им жизнь так, как это делал Отец Всего. Он искал в Пустоте Вечное Пламя, нарушая этим истинную Музыку, созданную Илуватаром для поддержания Чертогов Безвременья в гармонии …

Ульмо (изливающий дождь) - властелин вод … он пребывает во Внешнем Океане или в водах под Средиземьем, руводя движением всех океанов и рек. Ульмо весьма забтится о Детях Илуватара, давая им советы путем явления, или во снах, или посредством музыки вод …

Ирмо (властелин желаний)  - автор предвидения и снов … и выразительности"



В точности как и боги Шумера, "малые боги" Толкиена властвуют над стихиями; Ульмо, так же как и шумерский Энки, был властелином вод.


Толкиен был оккультным или христианским писателем?


Христиане в своем отношении к творчеству Толкиена делятся на две группы. Одни говорят, что есть аллегорическая связь между его мифом и Библейскими истинами, тогда как другие указывают на связь с оккультизмом, и подчеркивают, что "Властелин Колец" был написан для того, чтобы ввести людей в заблуждение, сбить их с пути, отдалить от Бога и направить к оккультизму.

"К сожалению многие, лживо утверждающие, что все, сделанное христианином, является приемлемым, приняли и оккультное. Толкиен называл себя христианином. Тогда Сатана добился общественного одобрения его "Властелина Колец" с помощью легковерных людей, которые верят, что все, сделанное христанином, приемлемо…

Сатана использовал Толкиена и серию его оккультных произведений в своих весьма успешных атаках как на заблудших, так и на принимающих христианство. Дьявол добился успеха в том, чтобы и заблудшие, и принимающие христианство люди стали лояльно относиться к оккультизму; и демонические работы Толкина сыграли в этом значительную роль…

Оккультные работы Толкина были впервые опубликованы в 1950 г. Интересно заметить, что Толкину понадобилось 12 лет, чтобы написать свои оккультные произведения и издать их на тринадцатый год. Он был настоящим оккультистом, дьявол был доволен его работой и покровительствовал ей!"

"Джон Рональд Роуэл Толкин (1892-1973) был весьма противоречивым человеком. Например:

В 1969 г. он написал письмо, в котором утверждалось: "Главная цель жизни для каждого из нас - познавать Бога в соотвтетствии с нашими возможностями, всеми возможными методами, и в соответствии с эти знанием прославлять и благодарить Его". Однако, большую часть своих усилий в течении жизни от состредотачивал на своем мифическом Средиземье, над которым главенствует отдаленный и безликий "Бог", который может скорее запутать, чем прояснить сущность Библейского Бога;

В своих личных письмах (с многими из них можно ознакомиться в книге "The Letters of J. R. R Tolkien") он предостерегает от оккультных практик. Но он снабдил свою команду мифических героев, Братство Кольца, языческими силами, которые Бог запрещает. Например, Гэндальф Серый обладает могущественной магией … сражаясь с силами тьмы, Гэндальф Серый пользуется не только заклинаниями, но и магическим жезлом, и эльфийским мечом Гламдрингом.

Толкин однажды сказал другу-иезуиту: "Властелин Колец, несомненно, фундаментальная католическая и религиозная работа… религиозный элемент включен в повествование и его символизм". Защитникам Толкина, утверждающим, что он был строгим римо-католиком и соответственно христианином, стоило бы больше почитать о латинообрядном католицизме и особенно об ордене Иезуитов. Обе этих "религиозные" группы - не более чем личина Иллюминатов, это силы, в настоящее время тайно контролирующие политические события для создания Нового Мирового Правительства, устилая путь для Антихриста. Был ли Толкин иезуитом втайне?

Как непреклонный римо-католик, Толкин утверждал, что верит в Единого Бога, создавшего мир. Но его мифический Бог остановил творение, не завершив его, и поручил завершение группе малых божеств. Говоря другими словами, Толкин создал иерархию божеств, что нарушает запрет Библейского Бога как на реальное, так  на воображаемое идолопоклонство."



"Десятилетия назад, когда магия и волшебство были скрыты от общества, юные мечтатели о Средиземье не имели возможности испробовать указание, почерпнутые из кнги, на практике. Но это изменилось. В книгах, на местных шабашах, в интернете и с помощью других доступных ресурсов, ищущие могут легко найти и учителя, и практики, которые превратят фантазии о колдовстве в настоящее изучение оккультизма. Этот отрезвляющий факт делает наш сегодняшний мир радикально отличным от того времени, когда Толкин и его друзья обменивались написанными рассказами друг с другом".

В "Братстве Кольца" Гэндальф падает в бездну Мории и умирает, чтобы возже переродится более мудрым, стать из Гэндальфа Серого Гэндальфом Белым. Вот что говорит Толкин:

"Гэндальф, конечно же, не является человеческим существом (человеком или хоббитом). Естественно, не существует современных понятий, чтобы описать, кем он был. Рискну сказать, что он был воплощенным "ангелом" …"

И еще:

"Этот воплощенный "ангел" не похож на одного из библейских ангелов. Но он вполне вписывается в иерархию "дева" , или "ангелов" и восходыщих мастеров в детально разработанной духовной системе, называемое Теософией. Это учение, популяризованное мадам Еленой Блаватской, является эзотерической смесью индуизма и западного оккультизма и было получено от "восходящих мастеров" или духовных провоников, таких как Djhwal Khul, которые передавали свои послания через медиума Алису Бэйли".

Толкин использует аллегорию Атлантиды, легендарного континента, утонувшего в океане. В мире Толкина эквивалентом Атлантиды является Нуменор, большой остров на западе, где жили Великие Короли божественной крови. Так же, как и Атлантида, Нуменор утонул в океане во время разрушительной катастрофы, и выжившие бежали в Средиземье, где смешались с обыкновенными людьми. Это в точности повторяет легенду об Атлантиде и голубокровных выживших, бежавших в Египет и остальные места в Средиземноморье.



Оккультный символизм во Властелине Колец


Можно с уверенностью сказать, что Толкин был очарован оккультным символизмом: которого в его эпосе можно найти с избытком. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Это изображение взято с одного из сайтов посвященных его трудам , и нижеследующий текст также был взят оттуда. Мы поместили его здесь для наглядности.

"Первая часть "Властелина Колец" Толкина на DVD вышла в Британии на этой неделе. Когда я впервые увидел фильм "Братство Кольца" в кинотеатре, я заметил весьма привычный набор символов. Теперь, когда фильм широкодоступен, будет уместным присмотреться к его символизму ближе. Начнем с двери в гномьи пещеры Мории, врат, стоящих на пути Братства Кольца.


Символическая арка поддерживается двумя колоннами, обвитыми взбирающимися растениями. На арке надпись на древнеэльфийском, говорящая "Врата Морийского Государя Дарина. Скажи, друг, и войдешь". Под аркой начертаны семь звезд и корона, и под ними - звезда, намного больше остальных (Звезда Феанора). Этот мотив весьма похож на Королевскую Арку франкмасонов, где также присутствуют семь звезд в пространстве под аркой. Масонская арка составлена семью зодиакальными домами, чья расположение в небе связывает Дуат. Также, семь звезд не могут не указывать на Плеяду звезд в Тельце и Северную Корону. Они не относятся ни к одной из звезд, находящихся непосредственно в Дуате, особенно вокруг Сириуса в Орионе. Звезда Феанора, однако, может быть аналогом Сириуса, если мы сравним Врата Дарина и Королевскую Арку франкмасонов. Это дает нам вполне конкретную область неба, в которой сосредоточены корона и семь звезд."


Мы уверены в том, что Толкин был весьма образованным человеком, и его символизм - не совпадение. Он много знал об оккультных символах, и он использовал их для придания глубины своим произведениям.

 

перевод Dei Aemeth

 



Вторая часть, за авторством Николая Ласточкина:

 
Большая часть заимствований, к коим проф. Дж. Р. Р. Толкин прибег при написании своего знаменитого опуса «Властелин колец», не преследуют никаких дидактических или символических целей. Так один скальд вполне мог подслушать у другого описания чудовищ и имена второстепенных героев просто потому, что ему лень было придумывать их самому. Именно таким образом гном из Эдды стал у Профессора могущественным магом. Исключением является ничем не оправданная эксплуатация масонских символов в первой части трилогии. Я имею в виду единственную иллюстрацию в романе, принадлежащую руке ее автора (карты не в счет). Вот она:





Этот шедевр графического искусства присутствует во всех изданиях «Властелина». Две колонны, оплетенные ветвями двух деревьев, и над каждой изображена буква из так называемого тенгвара, изобретенного Толкином эльфийского алфавита. Наконец, между колоннами изображены семь звезд (одна инкорпорирована в венец короны), молот с наковальней, шестнадцатилучевая звезда и еще одна эльфийская литера. Арка над колонной тоже вся исписана. Ах, нужно быть маньяком-толкинистом, чтобы разбирать всю эту тарабарщину. Мой анализ будет гораздо более поверхностным.

А теперь вниманию публики предлагается оригинал этой картинки в реальном мире. Греческие геометры рисовали свои доказательства на песочке, а потом говорили: «смотри!». Так, с вашего позволения, я и поступлю. Смотрите внимательно.

 


Перед вами так называемый Циркуль Мудрецов, масонское изображение, иллюстрирующее преемственность масонов по отношению к розенкрейцерам и алхимикам. В глаза сразу бросаются оплетенные зеленью колонны, помеченные буквами английского алфавита J и B. «Говорящие» шестиконечные звезды Толкин заменил нейтральными осьмиконечными (и добавил две лишние). Не смотря ни на что, общее сходство двух композиций впечатляет. Должен честно признаться, мне в свое время пришлось попотеть, выбирая из многочисленных вариантов этого изображение один, наиболее похожий на рисунок из «Властелина Колец». Прочие варианты либо не содержали звезд, либо обходились без деревьев. Увы, мне не удалось разыскать в точности тот самый рисунок, которым руководствовался Профессор, создавая свою иллюстрацию. По некоторым данным, существует «Циркуль», сходный с изображенным выше, но дополненный мастерком и угольником, каковым, очевидно, соответствуют у Толкина наковальня и молот. Однако сходство и так достаточно велико.

Надо сказать, что две помеченные буквами колонны, по ряду причин, весьма уже примелькались. Их только что на конфетных фантиках не рисуют. Впрочем, может быть, и рисуют, почем мне знать. А между тем, касательно означаемого литер J и B широкая публика введена в прискорбнейшее заблуждение. В свое время какие-то злонамеренные дилетанты с потрясающей назойливостью заявляли всем и каждому, что буквы эти означают, соответственно, «Justice» и «Beauty». Кто первым придумал этот бред, я не знаю, но всерьез подозреваю в намеренном вредительстве всех, кто его распространяет. Сейчас эта ересь не так уже распространена, а в ранние девяностые от нее просто-таки ломились книжные прилавки. Не могу сейчас привести ни одной ссылки, ибо подобные книжки я в бешенстве разрывал на клочки и спускал в мусоропровод, так что ни одной такой у меня не осталось.

На самом же деле, колонны, так понравившиеся английскому сказочнику, имеют к масонам отношение постольку, поскольку вольные каменщики считают себя последователями строителей иудейского Храма, возведенного стараниями царя Соломона. В Ветхом Завете содержится подробная спецификация на постройку Храма, предусмотрительно составленная на тот случай, если последний придется восстанавливать после разрушения (сейчас, кажется, как раз такой случай, не правда ли?). Это в буквальном смысле техническое задание, для надежности хранящееся в Библии в двух экземплярах, в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон. Некоторые расхождения между этими текстами суть сами по себе очень интересный вопрос, но к нашей теме он отношения не имеет. О колоннах там сказано следующее «и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба» (3Цар 7:15), «И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз» (3Цар 7:21). В переводе с древнееврейского, «Воаз» означает «в Нем (т.е. в Боге) сила», а «Иахин» — «Он утвердит». «Снурок» в двенадцать локтей на обоих приведенных выше масонских изображениях передан растительным орнаментом.

Вот, собственно, эти-то Jachin и Boas (в орфографии Библии короля Якова) и сократились до двух букв английского алфавита J и B. Все это суть общеизвестные истины, о коих я даже смущаюсь упоминать, а между тем вы можете прочесть небылицы про Justice и Beauty в расходящихся немалыми тиражами книжках, чьи авторы считают себя весьма сведущими.

Наверное, не лишним будет упомянуть, что во «Властелине колец» картинка с колоннами закрывает путь в подземное царство Мория (Moria). А Храмовая гора, на которой стояли настоящие Jachin и Boas именуется... Moriah. Что читается практически идентично, с добавлением легкого придыхания на конце. Как говорится, sapienti sat.

Кстати, в своем позднейшем труде, «Сильмариллионе», Толкин задним числом оправдывает изображение двух деревьев на воротах Мории описанием двух деревьев, занимающих в его саге немаловажное место. Тем не менее, о двух массивных подпорках для древ Профессор не обмолвливается ни словом. Вот тебе и «снурок».


С этого момента наш анализ открывает два пути для дальнейшего исследования. Во-первых, опираясь на аналогию Moria-Moriah, можно попытаться раскрыть символизм остальных топонимов и этнонимов Толкина. Гномы уже признались в своем родстве с масонами и тамплиерами. Точнее идентифицировать их непросто, ибо «Циркуль мудрецов», как я уже отмечал, носит синкретический характер и принадлежит всей традиции тайных мистических обществ Запада. Орки, испоганившие Морию, символизируют, очевидно, мусульман (Толкин их за что-то недолюбливал), захвативших Храмовую Гору и водрузивших на нее свою мечеть. Действительно, кое-где в описаниях орков проскальзывает нечто, если не арабское, то, во всяком случае, тюркское: они сражаются кривыми ятаганами, а рожи у них раскосые и мерзкие всякому просвещенному европейцу. Эльфов и до меня многие авторы отождествляли с евреями: мудрый старый народ, у которого гномы охотно заимствуют алфавит (хотя у них есть и свой собственный, так называемый киртар). Ну и т.д. Двигаться в этом направлении можно так далеко, как только позволяет интеллектуальная честность: вскоре аналогии станут зыбкими, а аргументы ненадежными. Впрочем, какому-нибудь конспирологу даже самые далеко идущие выводы непременно доставят удовольствие.


Второй путь для толкиноведческого исследования, открываемый нашей аналогией, уводит нас в сторону эзотерической криптографии. Дело в том, что изображение ворот сопровождается у Толкина разгадывание волшебного слова, открывающего двери в подземное царство. Где одна загадка, там и другая. Западная мистическая традиция весьма охотно использовала шифры (по современным меркам архаичные и неуклюжие) и стеганографию (искусство сокрытия секретной информации в не представляющем тайны тексте или изображении). Соответствие литер J и B буквам тенгвара может оказаться ключом к какому-либо шифру, например к тексту, написанному эльфийскими буквами над столпами. Честно признаюсь, что не добился на этом пути успеха, впрочем и усилий затратил не слишком много. В любом случае, отгадка не бросается в глаза: в эльфийском больше букв, чем в английском, так что циклический сдвиг алфавита явно не решает проблему. Весьма вероятно, что буквы над колоннами Толкин выбрал из тенгвара, руководствуясь графическим сходством с буквами J и B.

Вот, собственно и все. Надеюсь, что я исполнил свой долг обскуранта, пролив немного тьмы на предмет, залитый доселе ярким светом. Теперь пытливым мальчикам и девочкам будет, чем занять себя на досуге.

 

Оригинал статьи Николая Ласточкина по ссылке: schwalbeman.livejournal.com/11402.html


Back to Top