Биография и труды Марсилио Фичино — составлено Eric Midnight
Марсилио Фичино
Марсилио Фичино (лат. Marsilius Ficinus) – итальянский ученый и католический священник, один из влиятельнейших философов гуманистов раннего итальянского Ренессанса, автор ряда трудов, в которых описываются принципы Ренессансной магии, чья – использование планетарных влияний на благо оператору. Наиболее значимым из трудов Марсилио Фичино является «De vita libri tres» («Три Книги о Жизни»). Это произведение включает в себя множество советов о том, как человеку прожить долгую и счастливую жизнь, привлекая влияния благоприятных Планет и избегая влияния Планет злотворных. Марсилио Фичино по праву можно считать первопроходцем, возродившим классические принципы магического искусства и облагородившего их христианской сутью.
Марсилио Фичино родился 19 октября 1433 года в Фильине-Вальдарно – коммуне в Италии, расположенной в регионе Тоскана, в провинции Флоренция. Его отец Диотифечи д’Аньоло был врачом, которому покровительствовал Козимо де Медичи, также ставший патроном для молодого Марсилио Фичино и покровительствовавший ему всю жизнь. Козимо де Медичи был выдающимся человеком своего времени – видным государственным деятелем, политиком, меценатом и гуманистом. Дворец Козимо де Медичи первым крупным гуманистическим центром во Флоренции. Благодаря его покровительству людям искусства, философам, ученым, было создано немало шедевров эпохи Ренессанса, но, что более всего важно в контексте данной статьи, классические греческие тексты ожили для ученого сообщества, будучи отысканы и переведены на латынь, и через них свою жизнь обрело магическое искусство эпохи Ренессанса.
Во время заседаний Совета Феррары-Флоренции, проходивших во Флоренции в 1438–1445 годах, когда предпринимались попытки уладить ситуацию с расколом между православной и католической церквями, Козимо де Медичи и его интеллектуальный кружок познакомился с неоплатоническим философом Георгием Гемистом Плифоном, чьи рассказы о Платоне и александрийских мистиках настолько очаровали ученое общество Флоренции, что его назвали вторым Платоном. В 1459 году Иоанн Аргиропул читал лекции по греческому языку и литературе во Флоренции, и Фичино стал учиться у него.
Когда Козимо де Медичи решил восстановить Платоновскую Академию во Флоренции, он поставил в ее главе Марсилио Фичино, полагая его наиболее достойным. В 1462 году Козимо снабдил Фичино греческими рукописями сочинений Платона, и тот начал переводить их на латынь. Фичино также выполнил переводы ряда эллинистических греческих документов, которые позже Леонардо да Пистоя назвал «Hermetica», а также многие сочинения неоплатоников, включая труды Порфирия, Ямвлиха и Плотина.
Новаторский подход Марсилио Фичино завладевал умами людей думающих и ищущих, у него было множество учеников, в частности внук Козимо де Медичи – Лоренцо, а также Франческо Каттани да Диаччето, в котором Фичино видел своего преемника на посту главы Платоновской Академии во Флоренции. Диаччето оставил после себя весьма любопытные рассуждения относительно магических методов, которыми пользовался он сам и его учитель, проливающие свет на практику, приводящую в действие излагаемую Марсилио Фичино теорию магии эпохи Ренессанса. Ученик Диаччето, Джованни ди Бардо Корси в 1506 году написал краткую биографию Фичино.
В 1473 году Фичино стал священником, и в следующем 1474 году завершил свой трактат о бессмертии души под названием «Theologia Platonica de immortalitate animae». В 1484 году он написал труд «De amore», а в 1489 году было опубликовано его сочинение «De vita libri tres» («Три книги о жизни»). Чрезвычайное увлечение астрологией и сведения о том, как взаимодействовать с планетарными силами у Фичино вызвали проблемы во взаимоотношениях с католической церковью. В том же 1489 году, в котором был издан труд «De vita libri tres», ему предъявили обвинение в занятии магией перед Папой Иннокентием VIII, и он нуждался в сильной защите, чтобы не быть осужденным в ереси. Фичино открыто не писал об общении с Планетарными Духами, использовании магических печатей и имен для освящения талисманов. Напротив, он был очень осторожен, когда описывал методы достижения «созвучия» с благоприятными Планетами. Он писал об использовании одеяний соответствующих планетам цветов (например, ученым преклонного возраста не рекомендовано носить черную одежду, соответствующую Сатурну, поскольку над ними и без того довлеют влияния Сатурна, которые следует перебивать влияниями таких планет, как Венера, Солнце и Юпитер, чтобы жизнь была долгой и счастливой), благовоний, лекарств, изготавливаемых из растений, напитков, пищи, камней. Однако не пишет о специальных словесных и ритуальных освящениях, начертании непонятных символов, эвокации планетарных духов и общении с ними. Да, он рассуждает о том, что можно было бы создать Талисман, привлекающий все благоприятные планетарные влияния одновременно, и приводит сведения о том, как древние создавали свои талисманы для обретения удачи. Однако этих сведений было достаточно для появления подозрений Фичино в ереси, из-за которых ему пришлось писать себе апологии.
Также Марсилио Фичино написал трактат «Consiglio contro la pestilenza» («Рекомендации по излечению от чумы»). Его книги оказали значительное влияние на ренессансных врачей, например на Парацельса, с которым тот разделял взгляды о единстве микрокосма и макрокосма, на их взаимодействие, а также и цель исследовать сигнатуры телесных и душевных манифестаций для лечения болезней.
В 1492 году Фичино провозгласил: «Этот век, подобно Золотому Веку, восстановил вольные искусства, почти исчезнувшие: грамматику, поэзию, риторику, изобразительное искусство, скульптуру, архитектуру, музыку… похоже, этот век усовершенствовал астрологию».
Марсилио Фичино умер 1 октября 1499 года в Кареджи. В 1521 году Андрэа Ферруччи изваял бюст Марсилио Фичино, который располагается на южной стороне нефа в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Однако работы по ренессансной магии Марсилио Фичино служат живым памятником для их создателя. Это живая традиция, которая применяется на практике по сей день.
Составлено © Eric Midnight для Teurgia.Org, 1.04.2019