Римская магия — Ингрид де Хаас
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Римская магия — Ингрид де Хаас

 

РИМСКАЯ МАГИЯ:
Контроль в изменчивом мире

 

Автор: Ингрид де Хаас

 

Вы хотели бы с уверенностью делать ставки на гонках колесниц? У древних римлян был тайный способ гарантированно побеждать в таких спорах. Они использовали магию.

 

Использование магии не было тайной для древних. Греки, египтяне, жители Месопотамии и вообще все в древнем мире использовали различные формы магии, такие как заклинания, магические формулы и амулеты. Однако поскольку историки классического Рима и Греции были сконцентрированы на политической и военной истории, или истории высших классов, то с историей римской магии знакомы лишь немногие из нас. В то время как любой римлянин, от богатого до бедного, свободный человек или раб, нуждался или желал использовать магию с той или иной целью.

 

На самом деле многие римляне часто посещали магазин типа «Spells ’R Us» (некий дружелюбный местный маг открыл магазин возле одного из многочисленных римских храмов). Здесь они отдавали небольшую плату за любовные зелья, магические формулы, заклинания или амулеты.

 

Римское правительство смотрело на такие магазины с некоторым беспокойством. Магия, в конце концов, может представлять опасность, и даже ее сторонники признают, что многие из тех, кто практикует магию, мошенники. Поэтому римское правительство часто пыталось, всегда безуспешно, запретить использование, и даже само знание магии. В период республики (510 – 27 гг. до н.э.) и империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) выпускались законы, запрещающие магию, а практиков магии и тех, кто обращался к ним, подвергали гонениям и наказывали.

 

Однако многочисленные амулеты и книги заклинаний, найденные и продемонстрировавнные археологами, свидетельствуют о том, что эти суровые меры не сработали. Магия не исчезла из Рима.

 

Римская магия

 Гонки на колесницах обессмерчивались римскими художниками

 

Убийство

 

Если римлянин желал избавиться от политического конкурента, то у него было по крайней мере два варианта, как это осуществить: он мог убить либо сам, либо заказать его наемному убийце. Но был также и третий вариант, существенно менее рисковый. А именно: нанять мага (мужчину или женщину), чтобы тот совершил убийство.

 

Инструкции по осуществлению убийства с помощью магии – более-менее прямые. Взять кусок свинца, сформировать из него тонкий плоский прямоугольник и начертать на нем послание к адским божествам, примерно такое: «Божества, уничтожьте Луция. Если вы исполните это, то я сделаю пожертвование в ваши храмы».

 

Затем маг должен был исполнить определенный ритуал. Он (или она) сворачивал свинцовую табличку, пронзал ее железным гвоздем и брат с собой на кладбище. Уверившись в том, что на надгробье не написано никакого проклятья (например «Если кто потревожит эту могилу, то умрет от руки Юпитера!»), маг вырывал ямку, достаточно просторную для того, чтобы вложить табличку в могилу. После того намеченная жертва должна была умереть.

 

Был ли этот способ действенным? Скептики скажут, что нет.

 

Однако, поскольку совсем немногие люди в древнем Риме доживали до возраста после 30 лет, и поскольку знание об устройстве тела человеческого было ограничено, то внезапные смерти не были редкостью.

 

И кто может заявить, что эти смерти случались не в результате магического воздействия?

 

Римская магия

 Этрусская булла с изображением Икара, находится в художественном музее Уолтерса.

 

Любовь

 

Как и в наше время, романтические дела превалировали в магической практики, или, по крайней мере, о том говорят свидетельства об особенностях использования магии в тот период.

 

Подозреваете своего мужа в измене? Пусть маг позаботится об этом.

 

Маг начертает на свинцовой табличке для этого слова: «Божество, отвратите Домицию от тела Гая».

 

Можете также использовать амулет, сделанный из камня, папируса или металла, чтобы возвратить своего мужа.

 

Но что, если вы страстно влюблены в кого-то, но слишком застенчивы, чтобы приблизиться к ней? Или, что еще хуже, если она замужем?

 

В этом случае вы можете нанять мага, который изготовит две глиняных фигурки, одну мужскую, и другую – женскую. После того, как он надпишет имена намеченных любовников, Корнелии и Квинта, маг свяжет фигурки нитью. Затем ему потребуется достать прядь волос или кусок ткани от одеж Корнелии и Квинта. Затем эти фигурки и предметы размещались в могиле кого-либо, умершего насильственной смертью. Поступив таким образом, маг произносит заклинание, просил божество объединить этих двух навеки.

 

Судебные дела

 

У римлян была довольно развитая правовая система, однако часто она оправдывала родившихся богатыми и свободными. Поэтому тем, у кого не было ни экономической, ни политической власти, имело смысл пытаться действовать в обход судебных заседаний и вместо этого использовать магию.

 

Если у вас украли кольцо, и вы знаете, кто именно это сделал, тогда маг напишет заклинание на свинцовой табличке, произнося: «Божество, отдай Тита правосудию; пусть он вернет мое кольцо и потеряет свое состояние».

 

У магии есть средства и для тех, кто попал под суд. Ответчики часто подготавливали два типа защиты: не магическую юридическую защиту и защиту с помощью магии. В произносимом или написано заклинании можно было призвать божество «связать язык моего оппонента Руфуса и принудить его к безмолвию. Не позволить ему выиграть этот судебный процесс».

 

Многие адвокаты, проигравшие судебные процессы, утверждали, что заклинания принуждали их забыть нужные слова или связывали им язык, что является явным свидетельством того, что многие римляне верили в широкую распространенность магии.

 Римская магия

Этрусская золотая булла, III в. до н.э., не демонстрируется на публику, но находится в Метрополитен-музей.

 

Гонки на колесницах

 

Каждый, от императора и до низшего раба, любил гонки на колеснице. На этих гонках широко были распространены азартные игры, многие римляне были готовы поставить на кон все, чем владели, а также и деньги, которые они занимали под возмутительный процент, и все надеялись на большой выигрыш.

 

Кто бы не захотел использовать немного магии при таких обстоятельствах, чтобы получить преимущество?

 

Сообразительный римлянин направился бы прямо к храму Фортуны. Здесь он найдет, чего желает: маг, распаковывающий свои товары в тени дерева, стоит рядом с главным входом. Среди товаров мага были амулеты и, конечно же, стандартные свинцовые таблички. За небольшую плату маг напишет имена лошадей команды противников на табличке, а также и просьбу к божеству «Связать их ноги и вызвать у них хромоту».

 

После того, как маг завершал надпись, он сворачивал и пронизывал табличку гвоздем, и азартный игрок приколачивал надпись к земле под стартовыми воротами, удостоверившись в том, что скрыл ее, насыпав сверху немного пыли.

 

Проигрывала или побеждала его команда? Если побеждала, то римлянин, несомненно, приписывал победу магу. К несчастью, если он проигрывал, то лишался не только свои деньги, но и свободу, будучи пойман кредиторами. Некоторые несчастные игроки оканчивали свою жизнь самоубийством.

 

Римская магия

 Римские азартные игроки использовали магию, чтобы увеличить шансы на выигрыш.

 

Здоровье и контрацепция

 

Во времена, когда еще не было антибиотиков, болезни были явлением распространенным, и зачастую они были неизлечимы. Неудивительно, что римляне использовали все возможные средства для излечения; магия являлась только лишь одним из способов для того, чтобы излечиться.

 

От вывиха или перелома можно было избавиться, привязав к поврежденной части тела пятифутовый зеленый тростник, и произнеся следующее заклинание: «motas vaeta daries dardares astataries dissunapiter». Римляне ничего не имели против обращения как к чужим, так и к римским божествам; укус скорпиона можно было излечить, или, по крайней мере, считали, что его можно излечить, призвав Серкет, египетское божество магии.

 

Женщины, желавшие избежать беременности, могли воспользоваться множеством различных магических средств. Один из них – изготовить амулет из куска оленьей шкуры, связанной с шкурой мула. Они наполняли его горьким горошком, коровьей слюной и несколькими зернами ячменя. Все это нужно было сделать на убывающую луну, призывая сверхъестественное существо.

 

Сверхъестественная защита

 

Создается впечатление, что большинство римлян постоянно жили в страхе перед сверхъестественными силами, в которые они верили, но которых не понимали. Это заставляло их часто наносить визиты магам, чтобы покупать амулеты для защиты от заклинаний, от сглаза, от власти духов и демонов, и даже против зла в целом.

 

Римляне считали, что дети в особенности уязвимы. И это представляется разумным, из-за высокой смертности среди младенцев и детей, совсем не многие из них доживали до 10 лет. Поэтому любой уважаемый родитель добывал амулет, буллу для сына или лунулу для дочери, сразу же после рождения. К несчастью, как свидетельствуют о том археологи, эти амулеты редко исправляли ситуацию.

 

Римская магия

На этом надгробном камне изображен мальчик с буллой.

 


Взгляд с другой стороны

 

А что насчет тех, кто предлагал свои услуги, то есть о магах, волшебниках и колдунах обоих полов? Верили ли они в магию? Верили ли они в заклинания и магические формулы, которыми пользовались и торговали? Или же они знали о том, что торгуют обманом?

 

Сложно сказать, каковы были их собственные воззрения. Мы точно можем сказать лишь то, что им было, что предложить, и, поскольку они предоставляли клиентам то, что они хотели, то их торговля держалась наплаву во всех римских владениях и за их пределами.

 Оригинал статьи размещен на сайте: ultimatehistoryproject.com

Перевод © Eric Midnight, специально для Теургия.Org, 2014 год.


Back to Top