Небесная и математическая магия Агриппы. Сигилы, знаки, образы — Кристофер Лерих
Небесная и математическая магия Агриппы
Сигилы, знаки, образы
Раздел из книги Кристофера Лериха «Язык демонов и ангелов: «Оккультная философия» Корнелиуса Агриппы» («The Language of Demons and Angels: Cornelius Agrippa's Occult Philosophy», Christopher I. Lehrich, 2003)
Глава III. Знак, сигил, текст
Описание естественной магии, составляющее I книгу «Оккультной философии» Генриха Корнелиуса Агриппы, оканчивается обсуждением письма, в главах 73 и 74. Если рассматривать эти главы в качестве переходных, развивающих идейное содержание книги в сторону математической магии, то немедленно становятся ясны определенные вещи.
Во-первых, как мы увидели, естественная магия в своей сердцевине есть магия логоса, она связана с Воплощением Христа, с имманентным, физическим присутствием Бога в мире, благодаря чему язык обретает место в материальном. Логично, что математической или небесной магии должно быть магией письма, а потому и магией Писания. Это подтверждается заглавной тематикой этих двух переходных глав, «О добродетели письма ...» и «О соотношении ... букв ...».
Во-вторых, письмо, согласно «Оккультной философии», имеет своим истоком ум, который, как мы видели, возвышается вплоть до математической и небесной сферы: «Само же письмо есть крайнее выражение ума, число речи и голоса» (глава 73). Подобным образом, распространение языка до небесной сферы логически превосходит падшую природу речи, ибо каждый из человеческих языков, разделенных в Вавилоне,
«... приобрел, по причине их многообразия, различные и специфические письменные обозначения, характеризующиеся своим определенным порядком, числом и фигурой, будучи так расположенными и сформированными не случайно и как попало, и не немощным человеческим суждением, но согласно воле Божией, и им надлежит быть сообразными с небесными, а также самими божественными телами и силами...» (глава 74).
Письмо одновременно и основывается на предшествующем существовании речи, и зависит от более высокой реальности небесного плана. Понять математическое – значит подойти к письменному, и наоборот. Таким образом, II книга «Оккультной философии» объясняет магию письма, начиная с числа и, чрез знак, переходя к имени.
Мы уже видели ранее, что в понимании Фрэнсис Йетс магия «Оккультной философии» опирается на «оперативное» представление мага. Однако следует дополнительно подчеркнуть, что таковое оперативное представление для Йетс было тесно связано с математической магией. Хотя она и неверно заключила, что эта близость с математикой заложила основы для научной математизации природы, ее догадка о связи математики и оперативной власти имеет существенную ценность.1 Итак, в этой главе мы рассмотрим, как в «Оккультной философии» понимается магическая власть.
Нам показали, что естественная магия развивается к своему пределу в воплощении Слова Божьего во Христе. В то же время, мы не увидели никакого доказательства теории языка как такового, ни какого-либо ясного канала сообщения между божественным и природным, отличного от особого случая Христа. Учитывая структуру трактата, не удивительно, что мы находим это объяснение сообщения во II книге, посередине между природным и божественным.
По мере нашего ознакомления с небесной магией теория языка и обозначения начинает проясняться. Мы изучаем составные части языка и их взаимные отношения, различные пути, которыми знаки отсылают нас к предметам, и возможные следствия таких отсылок. Как упомянуто выше, мы также видим, что письменный язык предоставляет преимущество в языковой сфере, и начинаем понимать это преимущество.
Пример: магические квадраты и фигуры
Естественная магия, что относительно легко себе представить, была основана на манипуляциях с конкретными предметами – магнитами, камнями, животными и т. д. В то время как магия математическая зиждется на практиках, в которых с материальными объектами соотносятся математические, геометрические и формальные абстракции; как таковая, магия второй книги Агриппы довольно чужда нашему опыту. Для прояснения сего момента, позволим себе начать с конкретного практического примера.
Глава 22 имеет название «О таблицах планет, их силах и формах, а также божественных именах, гениях (intelligentiae) и даймонах (daemonia), что поставлены над ними». Она содержит ряд магических квадратов и магических фигур (signacula, characteres), сопровождающихся минимальными пояснениями.2 Семь небесных тел, расположенных в порядке от самого дальнего к самому ближнему, сопоставляются с магическими квадратами от третьего до девятого порядка (потому как невозможно построить подходящий квадрат первого или второго порядка): Сатурну ставится в соответствие квадрат третьего порядка, Юпитеру – четвертого, и так далее вплоть до Луны с квадратом 9×9. Каждый квадрат выражается как при помощи арабских чисел, так и еврейской гематрии – традиционной еврейской системы нумерации, в которой числа от 1 до 9, десятки от 10 до 90 и сотни от 100 до 900 выражены посредством букв алфавита. К каждому квадрату прилагается абстрактный планетарный символ (знак, character) и два или три сигила (печати, signacula), связанные с различными духовными сущностями планеты, обычно с «гением (идеей, пониманием, представлением, лат. intelligentia) для благого и даймоном (духом, демоном, daemonium) для злого». Из довольно неоднозначного текста явствует, что эти сигилы и знаки строятся на основе имен демонов и подходящих магических квадратов, путем применения числовых значений букв, описанного в предыдущих главах книги «Об оккультной философии». Описание квадрата Сатурна таково:
«Первый из них приписывается Сатурну и состоит из тройственного квадрата, содержащего девять частных [единичных квадратов, клеток, т. е. числа от 1 до 9], в каждой строке коего по три {числа}, при сложении коих в любом направлении [в столбце или в ряду] или по диагонали получается пятнадцать, а сумма всех чисел {квадрата} равна сорок пять. В управление этими числами ставятся замещающие [наполняющие, восполняющие] их имена из {ряда} имен божественных, гения [идеи, понимания, представления] для благого и даймона [духа, демона] для злого [неблагоприятного, дурного]; и из этих чисел выводится сигил (signaculum) или знак (character) Сатурна и его духов, как то будет показано нами в нижеприведенной таблице»
Также дается немного общей информации о способах начертания сих фигур на талисманах и возможностях их применения. Глава оканчивается следующими словами:
«Теперь мудрый исследователь, коий постигнет, как сверять сии таблицы, сумеет легко разузнать, каким образом из них получаются сигилы и знаки как звезд, так и духов».
Магические квадраты
Магический квадрат – это таблица, составленная из последовательно идущих чисел таким образом, что числовая сумма по строке, столбцу или угловой диагонали является постоянной. Подобные квадраты обычно описывают, основываясь на количестве строк или столбцов; к примеру, квадрат четвертого порядка имеет четыре строки и четыре столбца и включает все целые числа от 1 до 16. Наименьшее количество строк равняется трем, а наибольшее ограничивается лишь желанием составителя. Возможен лишь один тип квадрата третьего порядка, хотя вращение и зеркальное отражение могут дать в целом восемь его математически эквивалентных вариаций. Для магического квадрата четвертого порядка существует уже по меньшей мере 800 уникальных типов, и их число продолжает резко возрастать при увеличении параметров квадрата. Когда дело доходит до таких больших магических квадратов, как квадрат Луны из книги «Об оккультной философии», имеющий девятый порядок, число возможных типов построения становится столь велико, что их нелегко подсчитать даже с использованием современных методик.
Магические квадраты демонстрируют определенные закономерности вне зависимости от своего размера, и потому можно вывести правила, которые всегда будут давать некий магический квадрат (в отличие от правил для нахождения всех магических квадратов). Арабским математикам, вероятно, уже в VII веке были известны некоторые из огромного числа этих приемлемых правил, а византийский математик XIII века Мануил Мосхопоулос описал методы и квадраты, которые практически наверняка и послужили главным источником (непосредственно или косвенно) для квадратов из книги Агриппы.3
Связь между квадратами разных размеров и последовательностью небесных тел представляется по крайней мере такой же древней, как Харранская культура, и, несомненно, была общеизвестна среди арабских мыслителей примерно к XII веку. В принятой у арабов системе возрастание последовательности происходило в направлении удаления от Земли, таким образом, Луне приписывался квадрат третьего порядка, Меркурию – четвертого, и т. д., в то время как в трактате «Об оккультной философии» II:22 используется обратное направление.4
Построение сигилл духов
Планетарные и демонические знаки, по всей видимости, являются всецело оригинальными, хотя замечания, лежащие в их основе, могут быть заимствованы из различных источников. Так как 22 глава II книги отсутствует в черновой версии (т. н. «The Juvenile Draft» – предварительная версия трактата, написанная Агриппой в 1510 году и отосланная Тритемию. Является более краткой по сравнению с финальной версией 1531–33 гг., – прим перевод.) и фактически даже не упоминается в оглавлении книги 1531 года, мы вынуждены довольствоваться лишь материалами из издания «Об оккультной философии» 1533 года.
Демонические сигилы (signacula) выстраиваются на основе магических квадратов, записанных на иврите (в еврейской письменности вместо цифр используются соответствующие буквы алфавита, – прим. перевод.). Идейно метод довольно прост – нужно всего лишь по порядку соединить соответствующие буквы прямыми линиями – но воплотить его на практике довольно сложно. Когда некая буква имени демона, как это нередко случается, не находится в квадрате, ее заменяют другой буквой, гематрическое значение которой равняется одной десятой от искомого (или одной сотой, если буква обозначает число из разряда сотен, – прим. перевод.). К примеру, буква ламед (ל = 30) замещается буквой гимель (ג = 3). В основе этого метода лежит система, известная как «аик бекар» (aiq-bekar 2), также называемая системой «девяти камер», или «девяти палат». Наиболее наглядно она иллюстрируется таблицей, представленной в 30 главе III книги «Об оккультной философии» (рис. 4). Сама гематрия объясняется в 19 главе II книги.
Этот простой нумерологический прием помогает разрешить почти все разнообразные проблемы, возникающие при построении сигилов демонов; к сожалению, он не всегда применяется единообразно. В двух случаях (Nachiel, Гений Солнца, и Hagiel, Гений Венеры) последняя «ламед» заменяется на «гимель», несмотря на то что «ламед» также присутствует в квадрате, – возможно, потому, что так сигил выглядит несколько стройнее и яснее. Иногда, когда в имени рядом с буквой, соответствующей определенному числу из разряда единиц, стоит буква, соответствующая такому же числу, но из разряда десятков, обе этих буквы могут быть представлены в сигиле одной позицией, как, например, «йуд-алеф» йуд-алеф = 11 в Graphiel, имени Гения Марса. Такая методика вполне обычна для сочетания «йуд-алеф», но бывают и случаи, когда две буквы разделяются. Иногда такие квадраты содержат двойной крючок, обозначающий, что здесь представлены обе буквы, но так тоже бывает не всегда. Некоторые сигилы напечатаны в повернутом положении, в то время как другие – именно в таком виде, в каком им можно наложить на квадраты. Тем не менее, немного повозившись, на основе данных имен и квадратов все эти сигилы действительно можно получить.
Пожалуй, будет полезно разобрать один пример шаг за шагом. Для этой мы выберем сигил Даймона Юпитера по имени Хисмаэль (Hismael) (рис. 5). Квадрат Юпитера является магическим квадратом 4 порядка и содержит все числа от 1 до 16. Имя записывается как «хей-самех-мем-алеф-ламед» hismael, в числовом эквиваленте – 5-60-40-1-30, что в сумме дает 136. Сумма всех целых чисел от 1 до 16 также равна 136, таким образом, имя Hismael «замещает числа». Теперь для тех чисел, что не встречаются в квадрате (60, 40 и 30), мы применяем метод «девяти камер» и заменяем их на 6 («вав» ו), и 4 («далет» ד), и 3 («ламед» ל). Далее мы прочерчиваем прямые линии, идя от числа к числу: 5-6-4-1-3, – и в итоге получаем тот самый сигил, что предписан для даймона Хисмаэля.5
Планетарные знаки
Построение планетарных знаков (characteres) является значительно более сложным, потому как непросто понять, какие правила применяются в каждом случае. В общем плане, все эти правила весьма последовательны, за исключением одного момента. В его основе лежит тот факт, что существуют тысячи возможных магических квадратов, но, согласно книге «Об оккультной философии», для построения сигилов демонов служит только один определенный квадрат. Правила построения планетарных знаков включают в себя правила построения магических квадратов из данной книги и, по сути, представляют собой мнемонические методики для запоминания способов производства квадратов.
Так как существует лишь один вариант магического квадрата 3-го порядка, то знак Сатурна – это просто фигура, получаемая в результате соединения линиями чисел 1-2-3, 4-5-6 и 7-8-9. Любой квадрат третьего порядка даст правильные демонические сигилы, хотя они могут быть повернуты или зеркально отражены (см. рис. ниже).
Для порядков выше 3-го, правила построения разделяются на две группы: для нечетных порядков и для четных, причем вторая группа подразделяется на правила для дважды четных (кратных 4) и единожды четных (кратных 2, но не 4). Мы можем распределить планетарные знаки по таким параллельным группам.
На нижерасположенных рисунках показаны знаки Марса (5) и Венеры (7) в соответствующих им сетках магических квадратов. Можно заметить сходства в их формах: две диагональные линии в форме буквы «Х»; загибающийся крюк, идущий вверх из правого нижнего угла; дуги, окружности или более сложные фигуры в трех остальных треугольных секторах. Принимая их за отдельные элементы, мы обнаруживаем ряд важных свойств. Во-первых, диагональ, идущая из верхнего левого угла в правый нижний, вместе с загнутым вверх крюком соединяют последовательные числа: на знаке Марса – от 11 до 16, а на знаке Венеры – от 22 до 29. Далее, каждая из различных дуг и фигур в треугольных секторах соединяет двузначные числа, начинающиеся с одной и той же цифры, то есть или с 1, или с 2, или с 3, или с 4, или же однозначные. Своеобразная фигура, похожая на трезубец, вверху знака Венеры разделяется на крест и V-образную фигуру, первый из которых проходит по числам, начинающимся с 4 (41, 42, 49, 48), а вторая – по начинающимся с 1 (16, 17, 10). Диагональ, проведенная из верхнего правого в нижний левый угол, выглядит добавленной для симметрии.6 И наконец, центральные ячейки, в которых пересекаются диагонали, содержат числа равные (n^2+1)/2 [где n – порядок квадрата], то есть средние числа последовательностей от 1 до n^2.7
Отличительные черты знаков Венеры и Марса объясняются правилом построения, которое описано у Мосхопоулоса8: для любого квадрата нечетного порядка, поместите число 1 непосредственно под центральной ячейкой; число 2 ставится на столбец правее и на строку ниже 1; и далее по такому же алгоритму. При достижении нижней строки, нужно продолжить с самого верху, и аналогично, при достижении самого правого столбца нужно продолжить с самого левого. Когда вам встретится уже заполненная ячейка, что будет случаться через каждые nячеек, опуститесь на две строки, поставьте следующее число и продолжайте отсюда прежнее движение «вниз-и-вправо».
Если предполагаемый маг помнит планетарный знак, но не помнит порядок чисел в квадрате, то может быстро воссоздать его, при условии, что он некогда позаботился вычислить их взаимное соответствие.9 Представим, к примеру, что составитель помнит факт совпадения «среднего» числа со средней клеткой квадрата и то, что диагонали как-то связаны с последовательными числами. Ставя 13 в центр квадрата 5-го порядка, он сразу может вставить на нужные места числа от 11 до 15. Дугообразный крюк указывает ему, куда поместить 16. Одних этих действий уже достаточно, чтобы дальше заполнить весь квадрат, следуя правилам о переходах снизу вверх и справа налево при достижении краев и перемещению на две клетки вниз через каждые nклеток. Теперь составитель вписывает числа от 17 до 20 и от 21 до 25, потом возвращается вверх к 11 и отсюда может продолжить уже до последней пустой ячейки. Все сомнения исчезают, когда он видит, что дуги в треугольных секторах соединяют числа из одних и тех же десятков (24-25-20, 12-17-18, 18-19-14).
С квадратом Луны (9-го порядка) дело обстоит сложнее. Хотя метод построения квадрата остается тем же, что для других нечетного порядка, по знаку Луны трудно догадаться о технике его получения. Новотный предполагает, что четыре фигурки просто воспроизводят астрологический символ Луны, и, учитывая вышесказанное, я считаю, что он может быть прав, хотя более корректным было бы сказать, что эти фигуры геомантические, потому как в главе 51 II тома «Об оккультной философии», посвященной знакам геомантии, приводится лунный знак, который очень похож на эти фигуры и получается из геомантического знака «populus».10
Дважды четные квадраты (4-го и 8-го порядков) строятся по совершенно иным правилам, нежели нечетные квадраты, и, опять же, система, используемая у Агриппы, описана Мосхопоулосом.11 Имеется квадрат 4 на 4 клетки с X-образной фигурой внутри (или 4 таких квадрата в квадрате 8-го порядка). Начиная с верхнего правого угла, последовательно отсчитываем клетки, двигаясь справа налево, подобно тому как записывают слова на иврите. В каждой клетке, содержащей линию X-образной фигуры, ставим порядковый номер этой клетки, в то время как пустые клетки считаем, но числами не заполняем. Пройдя так весь квадрат, продолжаем отсчет в обратную сторону, слева направо, с нижних строк на верхние, но теперь заполняем порядковыми номерами только пустые клетки. Если мы сравним получаемые этим крайне простым методом магические квадраты с их планетарными знаками, то увидим, что соединенные Х-формы проходят по клеткам, заполненным при движении вперед, а дуги и отдельные отрезки линии – тем, что заполняются при вторичном движении «назад». И снова, если составитель помнит знак, но имеет смутное представление о правилах заполнения квадрата числами, он довольно быстро может все воссоздать.12
Единственный единожды четный планетарный квадрат – это квадрат Солнца, 6-го порядка. В некотором смысле, этот тип квадрата является самым сложным для построения, а солнечный знак демонстрирует нам довольно хитроумный способ графического представления правил. Составителю, плохо помнящему правила, придется немного поэкспериментировать, чтобы его воссоздать. Правила для квадрата Солнца похожи на правила для дважды четных квадратов, и, возможно, были разработаны самим Агриппой.13 Как и в предыдущем случае, начинаем с соединения углов Х-образной фигурой и заполняем числами пересекаемые ей клетки, двигаясь «вперед», и потом пустые клетки, двигаясь «назад». Теперь обращаем внимание на четыре дуги с крюками на концах, что присутствуют на знаке Солнца: те две, что пересекаются своими крюками внизу слева, то есть в углу движения «назад», нужно зеркально отразить относительно осей их дуг, чтобы получить весь квадрат; об этом намекает сама форма дуг. Как только составитель воскресит в своей памяти необходимость зеркального отображения, для нахождения решения потребуется лишь несколько экспериментов.14
Итак, наш анализ магических квадратов и соответствующих им сигилов и знаков показал, как минимум, то, что магические фигуры в трактате «Об оккультной философии» отнюдь не произвольны или бессистемны. Несмотря на свою нынешнюю репутацию, Агриппа не был просто энциклопедистом, коллекционирующим причудливые образцы туманных знаний и фантазий. Напротив, книга «Об оккультной философии» являет нам труд бережного собирателя и одновременно на удивление самобытного редактора. Из разрозненной коллекции возможных правил построения магических квадратов, к примеру, Агриппа тщательно отобрал именно те, что складываются в относительно последовательную систему, и даже изобрел новые, для большей согласованности.
И если разнообразные магические подсистемы трактата не производят впечатления случайных, то можно ожидать подобной последовательности и от целого. Иначе говоря, вместо того чтобы задаваться вопросом, есть ли система в безумии, нам надлежит спросить: что это за система, и какой цели она служит?
Пример второй: практика образов
Еще один пример практического приложения математической магии, описанный в книге II, главе 50, «О некоторых небесных наблюдениях, а также практике некоторых образов» (De observationibus quibusdam coelestibus et practica quarundam euisdem imaginum), легко подразделяется на три части. Во-первых, это серии образов (или изображений, лат. imagines), составленных для определенных целей, как благожелательных, так и злонамеренных, например получение успеха в прошениях, избавление от животных-вредителей, навлечение несчастий на врагов. Вторая часть включает в себя похожие, но более сложные образы, призванные даровать истинные или пророческие сны, в построении которых используются имена ангелов. Эта часть появляется только в финальной версии трактата, в то время как первую можно найти и в главе 16 книги IIчерновой версии. И наконец, глава оканчивается коротким подразделом, посвященным теории образов, который присутствует лишь в черновой версии.
Полагаю, стоит процитировать эту заключительную теоретическую часть целиком:
«Но знай, что эти образы не будут работать, если не будут так оживотворены, дабы пребывала в них либо содействовала им природная, или небесная, или анималистическая, или демоническая, или ангельская сила.
Но кто может одушевить образ, то есть оживить камень, или металл, или дерево, или воск? И кто способен из камней воздвигнуть детей Аврааму? Разумеется, тайна сия не войдет в жестоковыйного творца, и не сумеет он дать вещам того, чего сам не имеет. Сего же не имеет никто, кроме укротившего стихии, победившего природу, преодолевшего небеса, поднявшегося до ангелов, взошедшего к Самому Архетипу и сделавшегося Его соработником – таковой сможет все, о чем мы говорим далее».
Практика Искусства Образов
Базовая теория построения образов довольно проста:
«Так, дабы сделать кого-либо удачливым, мы изготавливаем образ, в коем следующие силы находятся в благоприятном положении: сигнификатор его жизни, податели жизни (datores vitae), знаки Зодиака и планеты. Кроме того, в благоприятном положении должны быть асцендент, середина неба и их управители, а также место Солнца и место Луны, Парс Фортуны15 и управитель соединения или упреждения (preventio), совершенного перед рождением, путем подавления неблагоприятных планет. Но если мы делаем образ для навлечения бед, то должны действовать в противоположной манере, размещая вышеперечисленные элементы в неблагоприятных положениях, вознося злокачественные звезды».
Другими словами, требуется составить образ в тот момент времени, когда звезды и планеты находятся в такой позиции, что благоприятствует желаемому результату. На изображение наносятся серии фигур, представляющих планеты и знаки Зодиака в идеальной конфигурации, в сопровождении имен и, возможно, печатей каких-либо особо подходящих в данном случае демонов.
«Итак, ради получения прибыли, следует сделать образ под асцендентом рождения человека или в момент восхождения того места, коему ты предназначаешь прибыль, с благоприятным асцендентом. Сделай так, дабы управитель второго дома, дома состояния, находился с управителем асцендента в трине или секстиле, и между ними должно быть принятие (receptio). Кроме того, в благоприятном положении должны находиться одиннадцатый и восьмой дом и их управители. Если есть возможность, помести Парс Фортуны в асцендент или второй дом. Образ следует закопать в сем месте, или же унести из того места, коему ты предписываешь прибыль».
Значение сих предписаний не совсем ясно. В частности, сложно сказать, какие инструкции относятся ко времени изготовления образа, а какие к знакам, печатям и именам, которые нужно нанести на него, если таковые имеются. Предписания, найденные только в черновой версии трактата, пожалуй, более специфичны:
«Итак, надлежит изготовить образ сновидений, коий, будучи положенным под голову спящего, одарит его видением истинных снов касательно того, о чем тот предварительно имел размышление. Формой его должна быть фигура человека, спящего в объятьях ангела, кою надлежит тебе изготовить при восходящем Льве и Солнце, кое пребывает в девятом доме в Овне; на груди человека начертай наименование желаемого эффекта, а на главе ангела – имя гения Солнца. Таковой же образ следует изготовлять и при восходящей Деве, когда Меркурий находится в благоприятном положении в Овне в девятом доме, или же при восходящих Близнецах с удачно расположенным Меркурием в девятом доме в Водолее; и да получит он силу от Сатурна в благоприятном аспекте, и да будет имя духа Меркурия начертано на нем. Таковой же следует делать и при восходящих Весах, и да получит он силу от Венеры, <в благоприятном аспекте> с Меркурием в Близнецах в девятом доме, ибо имя ангела Венеры должно быть начертано на нем. …»
Далее перечисляются возможные сочетания асцендентов и девятых домов для каждого планетарного ангела.
Данные инструкции довольно ясны и для достижения результата требуют лишь хорошего базового знания астрологии (или подходящей книги) и эфемерид. Действительно, легкость построения образов этого типа сложно согласовать с ранее процитированным отрывком, согласно которому лишь истинный маг, покоривший себе природу и достигший небес, способен к изготовлению подобных изображений.
Допустим, однако, что некто вознамерился выполнить эти наставления и построить один из таких образов. Сразу же возникают определенные вопросы. Из чего их нужно делать? Как конкретно они должны выглядеть? Какого должны быть размера? Какие именно имена следует на них наносить? На обеих ли сторонах изображения нужно делать надписи, и, вообще, плоским оно должно быть или нет?
Разобрав и естественную, и математическую магию, мы, в принципе, можем дать вероятные ответы на эти вопросы.16 Тем не менее, более существенным и важным является другой вопрос: почему инструкции именно таковы? То есть возможно ли разобрать, почему восходящий Лев и Солнце в девятом доме в Овне вкупе с именем гения Солнца должны обуславливать получение вещих снов? Ввиду отсутствия точного объяснения, я детально исследую построение и значения образа этого конкретного типа.
Построение образа Солнца для обретения вещих снов
Для начала нам следует выбрать время, подходящее для данной операции, – когда Лев восходит, а Солнце в Овне. Знак является восходящим (находится в асценденте), когда он поднимается над восточным горизонтом, то есть примерно на протяжении 30 градусов круга суточного вращения Земли, или в течение приблизительно 2 часов. Следовательно, Лев пребывает в асценденте около двух часов каждые сутки, и в этот период времени он, согласно определению, находится в первом доме, что означает, что Овен в это время – в девятом доме.17 Девятый дом начинается в середине неба и оканчивается на 30 градусов дальше, что примерно эквивалентно двум часам от 12 до 2 часов дня.18 Лев восходит каждый полдень или около того в течение одного месяца в году, с позднего июля до позднего августа. Итак, мы планируем сделать наш образ немного позже полудня в начале августа.
В 32 главе II книги написано, что солнце «светом своим прогоняет ночную тьму», и «платоники (Academici) для представления Божественной сущности не могли предложить ничего более явного, чем [солнце]». Таким образом, Солнце – подходящая планета «для изгнания суетных снов», из чего можно сделать вывод о ее полезности для получения снов истинных.
Солнце управляет знаком Льва, как указано в II:36, и потому маги «делали также образ Льва против меланхолических фантазмов, водянки, заразы, лихорадки и для изгнания болезней, в час Солнца, в момент первого градуса восхождения Льва…». Кроме того, и Лев, и Овен принадлежат к тройке огненных знаков, управляемых Марсом и Солнцем и ассоциируемых со светом, сознанием, интеллектом, зрением и подобными идеями, как указано в таблице для числа четыре.
Первый и девятый дома находятся в трине относительно друг друга, то есть разделены 120 градусами. В общем плане, «соединение [расстояние 0 градусов], или трин, или секстиль [расстояние в 60 градусов] – это аспекты дружбы», однако «все планеты боятся соединения с Солнцем, радуясь трину или секстилю с ним». Следовательно, Солнце во Льве может испугать Льва, но пребывая в Овне, в трине со Львом, оно благоприятствует проведению операции.
Теперь мы приступаем к изготовлению самого образа. О размере и форме ничего явно не сказано, но мы можем предположить, что образ должен быть относительно небольшим и, вероятно, плоским, чтобы он мог удобно размещаться под подушкой спящего. На поверхности образа мы высечем фигуру, то есть некоего рода картинку, в виде человека, спящего «на груди у ангела». Быстрый обзор различных изображений на талисманах дает основание предположить, что фигура должна быть не сложной, а, скорее всего, простым контурным линейным изображением, выполненным насколько возможно хорошо с учетом способностей мага.19
Довольно неоднозначный этап наступает тогда, когда нам говорят «написать на груди человека название желаемого эффекта, а на голове ангела – имя гения Солнца». Конечно, название желаемого эффекта может быть просто «imagosomniorum», образ снов, но возможны и другие варианты, относительно чего текст не дает пояснений.
С именем «гения Солнца» все еще более сложно. Это может быть Nachiel (), как мы видели в описании предыдущего примера, когда разбирали магический квадрат Солнца. Но в то же время для этой задачи может послужить и любое другое из множества еврейских (или выглядящих, как еврейские) имен, приведенных в других главах. И вдобавок, теория магических квадратов, здесь не упомянутых, предполагает такую связь между этими именами и квадратами, что лучшим способом «написать имя» одного из тех духов является начертание его сигила, нежели самого имени.
Учитывая контекст и то обстоятельство, что этот образ снов был добавлен только в финальную версию трактата 1533 года, примерно в то же время, что и магические квадраты 22 главы II тома, я предложу вероятное (хотя и недоказуемое) решение. На одной стороне образа – плоского талисмана из золота – мы чертим знак Солнца, а на обратной стороне – ту самую картинку с человеком и ангелом и сигил Нахиэля на голове последнего. Что же касается названия эффекта, я не могу предложить ничего особенного, хотя считаю вполне разумным, что хорошо образованный маг способен подобрать уместную библейскую цитату и извлечь из нее это название.20
Практика образов подтверждает правильность нашего понимания магических квадратов и сигилов, то есть ту точку зрения, что магические фигуры в книге «Об оккультной философии» отнюдь не случайны и не бессистемны. Кроме того, стало гораздо очевиднее, что практическое применение любой из систем трактата требует хорошего знания всех частей текста в целом. Невозможно просто взять книгу и использовать ее, по типу сборника кулинарных рецептов, для вызывания демонов или пророческих снов.
Я полагаю, что эта сложность в применении, отсутствие «удобства для пользователя», является вынужденной стратегией. Окутывая даже, как кажется, чисто практические главы покровом неоднозначности и порой сбивающих с толку отсылок и деталей, трактат «Об оккультной философии» защищает секреты магии от праздно любопытствующих глаз дилетанта.
Помимо прочего, сочинение Агриппы скрывает в себе комплексную теорию языка и обозначения, объединяющую и магические квадраты, и искусство образов. Без понимания этой теории мы не сможем продвинуться дальше. На данный момент, хотя мы и способны изготавливать образы, остается неясным, почему они все-таки должны работать, и будут ли они работать без нашего понимания причины.
Избранные примечания автора:
1. Йетс, «Джордано Бруно», особенно глава 8, «Магия Ренессанса и наука», в которой математика и число рассматриваются в качестве «отмычки» к развитию науки из магии. В данном контексте стоит обратить внимание на следствия пятого определения магии Джордано: «Пятое значение подразумевает, в дополнение к [естественной магии] ... использование слов, заклинаний, вычислений чисел и времен, изображений, символов, знаков или букв. Эта форма магии является срединной меж естественной и предъестественной или сверхъестественной формами, и соответственно именуется «математической магией», или даже более точно – “оккультной философией”» (курсив К. Л.). Похоже, что с точки зрения Бруно термин «оккультная философия» употреблялся для широкого понимания небесной или математической магии. В таком смысле II книгу «Оккультной философии» можно рассматривать как ключевую для всей работы. Как мы увидим, прочтение Бруно верно; печально, что предыдущие исследователи трудов Агриппы обычно игнорировали толковательное наследие тех, на кого он глубоко повлиял. См. Джордано Бруно, «О магии».
2. Терминология этих фигур сложна для перевода, как станет ясно по ходу дальнейшего обсуждения. Три термина являются проблематичными: signaculum, sigillum и character. «Character» я перевожу при помощи английского слова с таким же написанием (а на русский приходится переводить обычно как «знак», или иногда «символ», – прим. В. А.). «Sigillum» я перевожу как «печать» (англ. seal), потому как в книге «Об оккультной философии» этим словом обычно обозначается печать, оттиснутая на воске. А «signaculum», которое часто переводится как «печать», я предпочитаю заменять термином «сигил» (англ. sigil – простая калька с лат. sigillum, которое переводится как «печать». Поэтому и в русском языке оно обозначается аналогичным образом – как «печать» или словом-калькой «сигил» (иногда также «сигилл», «сигила», «сигилла»), – прим. В. А.). Слово «фигура» (англ. figure) я использую в качестве общего термина, вслед за латинским «figura» из книги.
3. Paul Tannery, “Le traité de Manuel Moschopoulos sur les carrés magiques”, в “Sciences exactes chez les Byzantins”, vol. 4 “Mémories Scientifiques”, 27-60 (Toulouse: E. Privat, 1920).
4. По поводу древнехарранского происхождения см. H.E. Stapleton, “The Antiquity of Alchemy,” Ambix 5, nos. 1-2 (1953), 1-43; и “Probable sources of the numbers on which Jabirian Alchemy was based,” Archives Internale de l’Institute des Sciences (UNESCO, 1953). Аренс нашел систему, параллельную той, что использовалась в «De occulta philosophia», в работах Аль-Буни (1225 г.), но есть мало оснований полагать, что Агриппа был знаком с этим источником. Новотный отыскал текст конца XV века, в котором магические квадраты размещены в том же порядке, что у Агриппы, но я не могу согласиться с ним в отношении фундаментальной важности этого труда для системы Агриппы. (W. Ahrens, “Studien über die ‘magischen Quadrate’ des Araber,” Islam, vii (1916), 186-250; Nowotny, critical notes to DOP, 430ff.) Текст, о котором идет речь, «De septem quadraturis planetarum», вероятно, является источником как для книги Агриппы, так и для работы Альбрехта Дюрера «Меланхолия I». Интересно заметить, что во всяком западном представлении данной системы после Агриппы использовались его соответствия между планетами и числами, не считая Джероламо Кардано, который предпочел повернуть систему обратно из нелюбви к Агриппе.
5. Если мы сравним этот метод с тем, что предлагается в самой впечатляющей из академических работ на эту тему (Karl Anton Nowotny, “The Construction of Certain Seals and Characters in the Work of Agrippa of Nettesheim,” Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 12 (1949), 46-57), то обнаружим их существенное сходство, хотя автор не рассмотрел все трудности, возникающие при манипуляциях с квадратами больших порядков. С другой стороны, более ранняя и более проблематичная версия Казаласа является необычайно комплексной и опирается на расширенные квадраты с линейным прибавлением вдоль каждой линии сигилов. Главным возражением против этой трактовки выступает тот факт, что ее создатель не сумел заставить ее работать для большей части сигилов; действительно, те немногие, что для которых оно подошло, производят впечатление случайных совпадений. Аргумент от простоты еще более подрывает эту систему, что претендовала явиться самым изобретательным и полным решением разбираемой проблемы: E. Cazalas, “Les sceaux planétaires de C. Agrippa,” Revue de l’histoire des religions 110 (1934), 66-82; и “Le Sceaude la Lune de C. Agrippa,” ibid. 114 (1936), 93-98. Подход Дональда Тайсона (Donald Tyson) к данному вопросу в сущности эквивалентен моему методу построения демонических сигилов.
6. Хотя с этим утверждением можно поспорить, сказав, что вторая диагональ соединяет числа, каждое из которых отличается от предыдущего на n (где n– порядок квадрата).
7. Новотный объясняет планетарные знаки в квадратах нечетного порядка при помощи сложного шахматного метода, согласно которому полуокружности и окружность знака Венеры соединяют клетки одного и того же цвета. Хотя это решение довольно интересно, я не вижу, как оно может помочь составителю. К тому же, шахматный метод, похоже, не встречается в современных источниках.
8. Tannery, “Le traité de Manuel Moschopoulos”, 38-41.
9. Можно представить и такую ситуацию, что маг помнит другие особенности. «Среднее число» и последовательность – это то, что мне самому запомнилось быстрее всего после установления соответствия между квадратами и знаками.
10. В принципе, возможно изобрести некоторые, довольно сложные, способы для построения этого квадрата, которые в какой-то степени будут соответствовать планетарному знаку. Однако не похоже, чтобы в трактате для этого квадрата применялся метод, совершенно отличный от метода для других нечетных квадратов, особенно, учитывая, что все они математически родственны друг другу. Вероятно, в книге предполагается, что читатель, уже освоивший квадраты меньших нечетных порядков, должен помнить правила.
11. Tannery, “Le traité de Manuel Moschopoulos”, 42-49.
12. Объяснение Новотного в общих чертах сходно с моим, но он использует поворот на 180 градусов для всех чисел на окружности в квадрате 4-го порядка (Юпитера). И хотя это и приводит к искомому результату, однако требует значительной переработки для квадрата 8-го порядка (Меркурия). Правило у Мосхопоулоса очень похоже на представленное здесь, если не считать того, что он вписывает числа в ячейки, двигаясь слева направо.
13. Хотя Мосхопоулос тоже дает метод для построения квадрата 6-го порядка, этот метод, как и получаемый квадрат, совсем не похожи на представленные в книге «Об оккультной философии». Метод, избранный Агриппой, в некоторых отношениях более изящен, чем предложенный Мосхопоулосом (который описан в статье «Manuel Moschopoulos et Nicolas Rhabdas», Paul Tannery, “Sciences exactes chez les Byzantins”, vol. 4 “Mémories Scientifiques”, 1-19, 1920).
14. Новотный анализирует этот квадрат похожим образом, только числа вдоль крюков у него формируются посредством сложного набора частичных и полных зеркальных отражений. Тем не менее, представленная здесь система является практически одинаковой в своих основных моментах как для данного квадрата, так и для всех прочих нечетных квадратов, в то время как Новотный предлагает совершенно разные решения для каждого случая.
15. Парс Фортуны (лат. Pars Fortunae, или же Колесо Фортуны, Лот Фортуны) – термин, фактически обозначающий астрологическую долготу, величина которой равна сумме долготы Асцендента и долготы Луны за вычетом долготы Солнца. По сути, это то место, в котором находилась бы Луна, если бы Солнце в этот момент восходило.
16. К примеру, исходя из рассуждений о металлах в книге I, кажется естественным предположить, что образ Солнца должен быть изготовлен из золота, и т. д.
17. В ранее процитированном отрывке говорится: «Таковой же образ следует изготовлять и при восходящей Деве, когда Меркурий находится в благоприятном положении в Овне в девятом доме». Здесь присутствует ошибка: если Дева восходит, то в девятом доме будет Телец. Аналогично, когда Близнецы в асценденте, в девятом доме будет Водолей, и т. д.
18. Термин «середина неба» обозначает точку, в которой небесный меридиан пересекает эклиптику и таким образом не всегда в точности совпадает с указанием на точку прямо над головой наблюдателя, то есть с зенитом. Поэтому часы с полудня до двух лишь приблизительно соответствует положению девятого дома; в действительности, он простирается от полудня до 1:51’37”. Не совсем ясно, какую систему времени лучше использовать, солнечную или звездную, хотя этот вопрос обсуждается в довольно туманном отрывке 34 главы II книги.
19. В «Стеганографии», в главе 1 книги III, посвященной Орифиэлю, ангелу Сатурна, Тритемий делает замечание касательно эстетики изображений: «И обратите внимание, что изображения не обязаны быть произведениями искусства, и нет нужды чрезмерно над ними стараться. Как бы просты они ни были, это не имеет значения, при условии наличия общей схожести, позволяющей распознать в них изображения людей. Если кто-то желает сделать их произведениями искусства и способен к сему, ничто ему не мешает, а пока ни одного хорошего сделано не было» (курсив мой). Хотя изучение III книги «Стеганографии» довольно проблематично, прочтение этого отрывка в контексте системы Агриппы предполагает, что Тритемий мог в сущности быть согласен со своим бывшим учеником касательно эстетических свойств изображений. Как мы видели в предыдущей главе, Агриппа выносил эстетический аспект visimaginum(силы образов) за пределы природного царства; учитывая, что Тритемий не считал демоническую магию строго запретной, этот отрывок может указывать на его уклонение от проблемы: он полагает, что эстетическая сила несущественна.
20. К примеру, можно использовать стихи из 41 главы Книги бытия, в которых описывается, как Иосиф трактовал сон фараона. Техники каббалистического извлечения имен из стихов Писания приводятся в 25 главе III тома «Об оккультной философии» et passim.
Перевод с англ. и лат.: © Арафель, для Teurgia.Org, 2015–2016 гг.