Глядя на коптские магические папирусы XIII: Типы магии — Coptic Magical Papyri
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Глядя на коптские магические папирусы XIII: Типы магии — Coptic Magical Papyri

Глядя на коптские магические папирусы XIII: Типы магии.

 

  koptskaya magiya 1 rus



На этой неделе наш проект миновал очередную веху: теперь в базу данных введены все опубликованные коптские магические тексты (и некоторые неопубликованные). Это весьма воодушевляет, потому что теперь процесс издания и переиздания текстов пойдет быстрее, и мы надеемся, что уже в ближайшем будущем сможем сделать их доступными широкой публике. Полная информация о базе данных появится ниже, а в этом посте мы будем использовать ее для того, чтобы описать типы магии, которые описаны в коптских текстах


Самый частый вид праксиса в коптских магических папирусах – это исцеление. Целью праксиса является решение проблемы, связанной со здоровьем. Диапазон проблем варьируется от укуса скорпиона или змеи до разных видов лихорадки и различных гинекологических проблем, таких как трудности в деторождении или ненормальное менструальное кровотечение.


Тесно связаны с ними ритуалы защиты. Они подразумевают создание амулетов для защиты людей, скота и домов от болезней, от нападения разбойников и диких зверей, от магии и демонов. Провести различие между текстами об исцелении и защитными текстами довольно трудно. Нам представляется, что обычно практикующие маги создавали амулет для исцеления больного, и выздоровевший пациент впоследствии мог носить его, чтобы избежать повторной болезни. Как результат, многие тексты в нашей базе данных отнесены и к категории «Исцеление», и к категории «Защита». Более того, если цель ритуала или текста неочевидна, мы обычно предполагаем, что он предназначен для защиты и/или исцеления. Таковы, например, амулеты, содержащие цитаты из Псалмов или других библейских тексов, о которых нам известно, что многие христиане носили их для защиты и прибегали к ним, если заболевали.


Следующий по частоте вид ритуала – проклятие. Это ритуалы, цель которых – причинить вред другим людям, навлечь на них болезни, смерть и несчастье, либо напрямую, либо косвенным образом, то есть поразив их собственность: дома, скот или бизнес. Даже в тех случаях, когда на наш современный взгляд эти тексты можно отнести к разряду «агрессивной» или «черной» магии, наижесточайшие проклятия обычно подаются как защитные. Те, кто пользуется ими, предпочитают выставить себя жертвой, которая ради собственной защиты вынуждена обратиться к сверхъестественным силам: Богу, святым, ангелам или даже силам Смерти и Дьявола.

 

 

koptskaya magiya 2

Страницы 12 и 17 папируса P. Heid. Inv. Kopt. 686 (Файюм, конец Х века): на левой стороне молитва, которую произносит архангел Михаил (его изображение внизу справа), а на правой стороне – список рецептов, для которых может использоваться эта молитва: проклятие, чтобы погрузить человека в состояние, подобное коме, заговор на примирение, заговор на верность, заговор для защиты животных от злого колдовства, заговор на защиту детей при родах, и общий защитный ритуал.


Родственны проклятиям, но менее распространены, любовные заговоры. Их цель состоит в том, чтобы заставить одного индивида покориться другому в сексуальном или романтическом смысле, или же – сделать так, чтобы в уже имеющемся союзе один партнер хранил верность другому. Интересно, что это всего лишь подгруппа в более общей группы ритуалов коптской магии, а именно – ритуалов, направленных на манипулирование отношениями. Заговор на расставание имеет целью разбить уже имеющуюся пару, к нему мог прибегнуть, например, ревнивый соперник, или родитель, или любой другой член общества, не одобрявший какую-либо связь. Другие ритуалы – заговоры на девственность или проклятия против мужественности имели целью предотвращение консуммации отношений. Они обещали, что женщина останется девственницей или же мужчина не сможет выполнить свою сексуальную роль. Обратную цель имели ритуалы примирения. Как и явствует из их названия, они должны были привести двух конфликтующих людей к примирению.


Реже, чем любовные заговоры, но чаще, чем ритуалы расставания, встречаются ритуалы благоволения. Их цель – дать человеку харис (букв. «благоволение» или «благодать»), то есть, в целом, удачу и социальный успех. В некотором смысле они являются обобщением любовного заговора, поскольку их цель – заставить весь мир влюбиться в конкретного индивида. Иногда тексты благоволения действительно заимствуют элементы любовного заговора, и наоборот, так что один и тот же ритуал обеспечивает одновременно и всеобщую благосклонность, и любовь конкретного человека.


Экзорцизм – еще одна стандартная цель, которая, в свою очередь, тоже переплетена с целительными и защитными задачами, поскольку понимание болезни в магических текстах не делает различия между нападениями демонов и более земными причинами заболеваний, как физических, так и тех, которые в наши дни именуют душевными. Многие тексты, наиболее явно относящиеся к этой группе , отличаются большой длиной и литературной отделкой, они заимствуют обороты из языка официальной церкви и подразумевают сложную демонологическую систему, в которой проведено различие между «духами» (pneuma) и «демонами» (daimōn), а также более экзотическими сущностями – enter (букв. «боги»), and существами, о которых более ничего нам не известно, такими как Аберселия и Апалаф.


Достойны упоминания и гораздо реже встречающиеся тексты, которые можно назвать бизнес-заговорами или заговорами «сбора» (sōouh). Как явствует из названия, их целью является помощь в делах. Бизнесы эти варьируются от торговли вразнос до ремесленных мастерских. Слово «сбор», которое обычно использовано в этих текстах, подразумевает, что ангелы и духи, принужденные заклинанием, соберут покупателей или заказчиков и заставят их потратить как можно больше денег (!). Возможно, к этому же типу относятся и еще более редкие заговоры. У нас есть четыре примера, когда праксис обещает дать красивый голос, вероятно, певцу или оратору, и два текста, которые призваны помочь в рыбной ловле.


Наконец, реже, чем бизнес-ритуалы, но чаще чем заговоры на красивый голос и рыболовство, встречаются ритуалы дивинации. Предсказание будущего играло важную роль в греко-египетских магических текстах из римского Египта первых веков н.э. (из их числа наиболее известны греческие магические папирусы), но эта тема сравнительно редка в коптских текстах. В большинстве случаев речь идет о ритуалах, которые дадут возможность видеть вещие сны, но некоторые специально нацелены на поиск кладов и/или потерянных вещей.


Итак, мы набросали картину тематического распределения коптских магических текстов. Полезно взглянуть пристальнее на то, с какой частотой эти заговоры встречаются в двух категориях текстов: формулярах и прикладных текстах.

 

koptskaya magiya 3 rus2

 


Можно видеть, что в прикладных текстах, исцеление и защита – две наиболее распространенных цели ритуала, которые встречаются, соответственно, в 52% и 61% текстах (обратите внимание, насколько пересекаются эти две группы). Проклятия составляют следующую по частоте группу текстов (20%), а расставание, любовь, благоволение и деловой успех тянутся далеко в хвосте, и каждый из этих типов представлен менее чем десятью сохранившимися текстами. Отчего так? Можно предположить, что поскольку всякому человеку свойственно рано или поздно заболеть, множество людей пользовалось защитными или целительными амулетами. И напротив, проклятия и любовная магия, вероятно, теснее отождествлялась с тем магическим искусством, которое осуждалось официальной церковью. С другой стороны, можно предположить и другое объяснение, археологического порядка: амулеты, которые люди постоянно носили с собой, имели больше шансов уцелеть, а проклятия и любовные заговоры, закопанные у порога домов и на перекрестках, скорее всего были в основной массе утрачены. Потребуется большая работа, чтобы понять, какая из двух причин – или возможно, еще и иные причины – объяснят такую диспропорцию.

 

 

koptskaya magiya 4 rus

 

Обращаясь к формулярам, мы сразу замечает бОльшую вариативность. Представлены все типы заговоров, однако прослеживается и ясная закономерность. Исцеление и защита чрезвычайно популярны, но столь же часты и проклятия, и любовные тексты, и заговоры на благоволение. Прочие темы представлены менее, чем 5% текстов каждая, но тем не менее это число колеблется от 3 (красивый голос) до 23 (расставание). В случае с прикладными текстами нам приходилось отвечать на вопрос, в какой мере сохранившиеся фрагменты отражают тот материал, который существовал изначально. В случае с формулярами можно предположить, что его тематическое деление вполне явно соответствует тем вариантам ритуала, которые интересовали коптских магов и их заказчиков. Перед нами – списки рецептов, которые, вероятно, переписывались с одинаковым вниманием вне зависимости от темы праксисов. Это показывает, что акцент на исцелении и защите отнюдь не случаен, именно эти две темы привлекали наибольший интерес. Тем не менее, некоторые маги предлагали и более широкий набор услуг, который включал в себя и вред врагам, и манипулирование отношениями, и улучшение бизнеса, и даже предсказание будущего.


Больше информации о коптских магических текстах в базе данных Kyprianos


База данных проводит разницу между рукописями и текстами, которые помещены в разных, но связанных таблицах. Рукописи означают физические объекты, тексты -- единицы материала, содержащегося внутри рукописей. Так, в случае амулета, он будет классифицирован как одна рукопись, а текст амулета – как один текст. В случае с формулярами, свиток или кодекс в целом будет учтен как одна рукопись, но каждый из содержащихся в ней рецептов будет введен в базу данных как отдельный текст.


База данных включает в себя 509 рукописей, содержащих магические тексты на коптском языке (есть несколько рукописей, написанных коптской графикой, но не на коптском языке). Эти рукописи содержать всего 972 текста, из них 202 ранее не опубликованных. Остальные 772 были ранее изданы, и их коптской текст ныне доступен в базе данных. Тексты, впрочем, находятся на разных стадиях издания: некоторые представляют собою окончательные, выправленные варианты, другие являются воспроизведением печатного текста, который в будущем потребует сличения с рукописью, или же фотографии в высоком разрешении.


Всем текстам, как опубликованным, так и неопубликованным, присвоено обозначение типа, который указывает на то, к какой категории магического праксиса они принадлежат. Как и типы, описанные выше (любовные заговоры, проклятия, исцеления, и т.п.) они получают общее обозначение «магического текста», противопоставленного или соседствующего с текстами литургическими, медицинским, алхимическими т.д., и указание на то, являются ли они формуляром или прикладной рукописью. Читатель заметит, что процент текстов с неясной целью довольно высок – 226, or 23%; примерно половина из них ранее не публиковалась (105), так что с развитием нашего проекта мы, вероятно, сможем опубликовать и перевести много текстов, тем самым уточнив их категорию.


Мы хотим поблагодарить Database and Dictionary of Greek Loanwords in Coptic project (Берлин) а также его участников Bill Manley и David Tibet, предоставивших внесенные в базу данных тексты.

 

Оригинал статьи на сайте Coptic Magical Papyri (www.coptic-magic.phil.uni-wuerzburg.de)
Перевод © Глеб Лахтин, историк и филолог, март 2020 года

 


Back to Top