Магия в Древней Греции — Дмитрий Цельзин
Магия в Древней Греции
Я уже писал о древнегреческих мистериях, теперь перейдем к магии (др.-греч. «μαγεία»). Буквально это слово переводится как «то, чем занимаются маги». Магами звались халдейские (они же – вавилонские, зороастрийские, персидские) жрецы. Они практиковали астрологию, мантику (гадание), алхимию и иные оккультные искусства. Греческое слово «маг», как и его персидский аналог, имеют общий корень с русским глаголом «могу». Поэтому, говоря простыми словами: магия это то, что одни могут, другие не могут. Все иные определения повторяют эту мысль, но по-разному.
До завоеваний Александра Македонского древнегреческая магия заключалась в разнообразных эвокациях мертвых, часто это были герои, а не простые смертные. Видом эвокации была теургия (переводится как «работа с богом»), заключающаяся в вызове богов и нетелесных существ для различных целей.
Как разновидность эвокации и одновременно как гадание существовала некромантия. Она состояла в вызове умерших для выяснения обстоятельств какого-либо дела. Некроманты вызывали души прямо из царства мертвых – Аида (он же – Гадес). Эти эвокации совершались у священных мест, которые сегодня некоторые назвали бы «местами силы». Они были примечательны каким-нибудь уникальным явлением природы – особой формы пещерой, скалой, священным истоком реки, у которой обитали нимфы и т. д.
В Древней Греции распространены и иные гадания, например, ауспиции – гадания по полету птиц, гаруспиции (или по-гречески «гепатомантия») – гадания по внутренностям животных (часто они являлись священными, а не случайно выбранными). Как раз разновидностью гаруспиции было гадание по внутренностям рыб (ихтиомантия). Нельзя не упомянуть хиромантию – гадание по руке, педомантию – по стопам ног. Были распространены стихийные гадания: пиромантия (гадание по огню), гидромантия (по воде), аэромантия (по воздуху) и геомантия (по земле). Разновидностью пиромантии является дафномантия – гадание по сжигаемому листу лавра. Это дерево было связано с культом Аполлона и являлось священным. Ну и закончу этот далеко неполный список липтомантией – это гадание по камням.
Отдельным видом гаданий были оракулы (один из самых известных – дельфийский). Это особый вид инвокации, во время которой жрец или жрица входили в экстаз, чтобы узнать волю богов.
Амулет, использовавшийся в Древней ГрецииКонечно, существовала и гоэтия (др.-греч. «γοητεία»). Это слово переводится как «кодовство» и изначально никакого отношения к вызову демонов она не имела (да и демонами называли сущность на подобии ангела-хранителя). Занимались ей, соответственно, колдуны – гоэты. Люди верили, что Фессалия и Каппадокия – пристанище гоэтов. Женщинам-колдуньям приписывалась способность создавать специальные мази и отвары, превращать людей в животных, летать ночью за любовными утехами и т. д. Иные гоэты проводили человеческие жертвоприношения, гадали по внутренностям детей. Впрочем, подобные поверья есть и сейчас, так что нет смысла на этом останавливаться подробнее.
Древнегреческий амулет в виде палиндрома наподобие магического квадрата SATORПомимо гоэтов существовали также тауматурги (переводится как «чудотворец»), которые занимались тауматургией – исцеляли одержимых, изготовляли амулеты, апотропеи, обереги (не стоит путать это с талисманами, которые делали маги, см. статью о разнице между талисманами, оберегами, амулетами, апотропеями и пентаклями). В целом, как вы видите, колдовство отличалось от магии и на словах, и на деле.
В эллинистический период (после завоеваний Александра Македонского и до 30 г. н. э.) древнегреческая магия претерпела ряд изменений из-за влияния египетских и персидских идей. Активно начали развиваться древнегреческая астрология (хотя еще первые древнегреческие философы переняли это искусство у персидских магов), древнегреческая алхимия и практика создания планетарных талисманов. Оракулы стали терять популярность, их место постепенно занимали сивиллы (или сибиллы) – прорицательницы, в экстазе открывающие людям различные пророчества. Стали более активно распространятся различные культы, мистические и магические практики, в которых человек должен «влить» в себя некую силу или сущность настолько, чтобы она завладела и управляла им. Нарастало противоречие между стремлением к рациональности с одной стороны и стремлением слиться с чем-то великим – с другой.
Эти два стремления синтезировались к третьему веку н. э. Влияние магии практически всех народов ойкумены (так древние греки называли обитаемую часть суши) соединились в учениях неоплатонизма и герметизма. Герметизм разделился на высокий (философский) и низкий (алхимия, астрология и теургия), а одной из главных целей неоплатонической магии стало спасение человеческой души от оков тела. Теургия начала трансформироваться из практики эвокаций богов в практику эвокаций ангелов. Возникли практики вызовов демонов (халдейское влияние), на древнегреческом языке появился один из самых первых гримуаров – «Завещание царя Соломона», где объяснялось, как подчинять демонов. Надо отметить, что демоны в этой книге назывались буквально «сотворенными в теле» (др.-греч. «σεσωματοποιημένον»). Почему надо отметить именно это, расскажу в иной статье.
Итак, мы проследили, какой путь эволюции прошла магия в Древней Греции и какой разнообразной она стала, объяв в себе совершенно различные техники и методы. В конце концов, после победы христианства над гностической религией и герметизм, и неоплатонизм начали исчезать. Но они не растаяли бесследно, поскольку все эти магические учения христианство не уничтожало, а включало в себя. Достаточно вспомнить то, что именно неоплатоники, ставшие христианами, разрабатывали христианскую догматику, ритуал и т. д. Да и сами иерархи церкви изучали магическое наследие древнего мира.
На этом стоит завершить этот небольшой обзор древнегреческой магии.
© Дмитрий Цельзин