Spiritus Magus — Eric Midnight (a.k.a. Er Might)
Spiritus Magus
1. Дух Мира и дух человеческий
Всевозможные т.н. «чудеса Магии» вершатся с помощью великого посредника этих чудес, являющегося частью человека и частью Великого мира, в границах которого человек пребывает. Эта субстанция – посредник между миром верхним и миром нижним, миром чистой духовной субстанции и миром материальным. Без этого агента жизни ничего бы не существовало на Земле. Однако далеко не все подозревают даже о том, что подобный посредник есть, а из тех, кто знает о нем, не каждый способен этот агент почувствовать, и уж тем более совершать с ним какие-то операции.
Как же так: то, что пребывает повсюду, оказывается величайшей загадкой для человеческого ума? Как ему удается быть везде, и в то же время оставаться незамеченным? Благодаря своим свойствам, этот Агент открывается лишь избранным – либо по неосторожности таковых, либо благодаря их целеустремленности и уму.
Невозможно объяснить его в теории, бесполезно вести о нем дискуссии: этот Spiritus просто нужно знать, чего добиться не так уж и легко. Но послушайте, что античные философы и ученые эпохи Ренессанса вслед за ними, говорили о строении мира и человека:
Устройство Вселенной троично. Она состоит из Души (Anima), Духа (Spiritus) и Тела (Corpus). Anima Mundi здесь – главное действующее лицо, в ней пребывают семена всех идей, которые воплощаются в своем множественном разнообразии в материальном мире. Как пишет Марсилио Фичино в своей третьей «Книге о Жизни»: «Согласно более древним представлениям платоников, она пребывает в небесах, за пределами звезд, фигур и т.д., и на всех них она оставляет отпечаток с присущими им качествами. В этих вещах верхних содержатся качества и свойства, напоминающие вещи земные. Но даже и эти небесные формы – изменчивы и происходят от вещей устойчивых (неизменных)». «Подобно тому, как наша душа сообщается с нашим телом через дух, так же и сила Души Мира распространяется во всех вещах чрез Квинтэссенцию (пятый элемент)».
Подобная же троичная связь существует и между составными частями человека. Посредничающим звеном между телом и душой является дух (pneuma), из которого состоят и звезды, и он же исполняет роль «proton organon» (первичного инструмента) души по отношению к телу.
В действительности, человеку, поглощенному изучением оккультизма, известно множество синонимов этого Духа (spiritus) – phantasia, внутреннее чувство, общее чувство (по Аристотелю), звездный дух, астральное тело, астросом, квинтэссенция.
По какой причине душа нуждается в духе? Дух является просто-напросто переводчиком телесных ощущений для души. Без участия духа душа не могла бы знать о материальном мире, и о том, что в нем происходит. Душа не понимает язык тела, а тело не разумеет языка души. Им необходим некий посредник, который возьмет от каждой из крайностей частицу их качеств, и соединит эти противоположные качества в себе. Марсилио Фичино в нескольких своих трактатах описывает взаимодействие души, духа и тела:
«Дух <…> определяется врачами как пар кровяной, чистый, тонкий, горячий и сияющий. Производимый тончайшей кровью от тепла сердца, он воспаряет к мозгу, и позволяет душе активно пользоваться как внутренними, так и внешними чувствами». (De vita sana)
«Дух – это очень тонкое тело, почти не тело и уже почти что душа, или почти что не душа и почти что тело. В его составе минимум земного, чуть более – водной, и еще более – воздушной природы. Но более всего в нем природы звездного огня… Он одновременно сияющий, горячий, влажный и придающий силы». (De vita coelestis)
«Используя чувства, дух схватывает образы внешних тел, так как душа не способна воспринимать образы непосредственно <…> душа может легко размышлять об изображениях тел, отраженных в нем (духе), будто в зеркале. Через эти образы она узнает о самих телах». (Sopra lo Amore)
Итак, дух посредством определенных образов, называемых фантазмами, передает душе информацию, получаемую от пяти телесных чувств. Душа познает внешний мир только лишь посредством фантазмов, в то время как только лишь интеллект, берущий своей начало от духа, способен производить и понимать фантазмы.
Подобные представления о строении человеческого существа возникли в эпоху Античности, и развивались последовательно несколькими школами медицины.
Силицийская школа медицины VI века до н.э., признававшая своим лидером Эмпедокла (создателя классической теории о четырех элементах, составляющих все в подлунном мире) руководствовалась следующим представлением о пневме:
Пневма – тонкое испарение, происходящее от движения крови по артериям. Она есть тонкая часть крови, и центр ее расположения в человеке – сердце.
Последователи медицинской школы острова Кос (IV-V вв. до н.э.), находящейся под руководством Гиппократа, полагали, что пневма – это вдыхаемый извне воздух, центр же ее расположения в человеке – мозг.
Анатомическая школа, основанная Эрасистратом и Герофилом в Александрии (IV-III вв до н.э.), совершила своего рода синтез между противоположными воззрениями двух первых школ медицины относительно пневмы. Эрасистрат один из первых стал дифференцировать артерии и вены. Он считал, что артерии наполнены воздухом, и переносят «животный дух» - пневму. Атомы – важнейшая часть тела, оживляемая пневмой, циркулирующей по нервам. Кроме того, Эрасистрат различал чувственные и двигательные нервы, установил связь между ними и мозгом.
Пневма занимает весьма важное место в системе физиологии и патологии Эрасистрата. Согласно его представлениям, пневма входит в легкие через трахею, затем проходит через легочные вены в сердце, и после распространяется по всему телу посредством артерий, смысл же дыхания заключается в наполнении артерий воздухом, а пульсация артерий вызвана движениями пневмы.
Эрасистрат предложил децентрализацию пневмы в человеческом теле. Со слов Галена мы знаем, что Эрасистрат определял сердце вместилищем жизненной пневмы (Zotikon), а мозг – вместилищем психической пневмы (т.е. «душевной»). В правом желудочке сердца пребывает венозная кровь, а по артериям циркулирует пневма, являющаяся просто воздухом, вдохнутым извне. Сам Гален, от которого мы узнает о многих теориях Эрасистрата, не поддерживает эту идею, он пришел к выводу, что в артериях кровь и воздух смешаны.
Обратимся теперь к представлениям античных философов. Платон, дающий нам представление о мире идей в своих диалогах, говорил о пневме как о «колеснице души» (οχημα), которая должна беспрепятственно везти душу ввысь, к бессмертным богам, что получается, если запряженные в нее кони не склонны очаровываться земным миром. Тогда и душа человеческая становится причастна божественному бессмертию.
Для Аристотеля, которому принадлежит авторство термина «общее чувство», пневма – просто тонкая оболочка вокруг души. В то время как для стоиков, как и для докторов того времени, пневма – и есть душа, проницающая все человеческое тело, контролирующая все его действия – движение, пять чувств, выделения, семяизвержение.
Философ-исследователь XX века Ион Кулиано приходит к интересному умозаключению в своей работе «Эрос и Магия в эпоху Ренессанса»: «Магия поздней Античности, чьи принципы вновь возникли, усовершенствованные, в Магии эпохи Ренессанса, - это просто практическое продолжение медицинских теорий Эмпедокла, переработанные стоиками». С этой точки зрения нам в особенности интересно будет обратиться к воззрениям стоиков на сущность пневмы и ее роли в человеческом существе.
Согласно теории чувственного познания стоиков, сердечный синтезатор, управляющий принцип разума - ἡγεμονικόν , воспринимает все пневматические потоки, передаваемые ему органами чувств и производимые «познаваемыми фантазмами», которые способен понимать интеллект. Интеллект же способен лишь распознавать «отпечатки на душе», сделанные ἡγεμονικόν, который, словно паук на паутине, из своей обители в сердце, - центре тела, - наблюдает за всей информацией, передаваемой ему от вспомогательных чувств. Пользуясь тем же термином, Гален (I-II вв) располагает ἡγεμονικόν в мозгу, приписывая ему так же функцию синтезирования пневматической информации (фантазмов).
Спор о том, где – главное вместилище души, продолжался веками, однако на наш взгляд наиболее рабочую с точки зрения практики магии схему предложил Марсилио Фичино:
«Подобно тому, как Душа Мира активна повсюду, во всяком месте, главным образом концентрируя силу вселенской жизни именно чрез солнце, так же и в человеке душа «разлита» по всем членам тела без исключения, но главным образом наиболее близко к ней именно сердце». «Так говорят, что Душа во вселенной больше всего сконцентрирована в Солнце, а в человеке – в сердце».
Кроме того, напомним, что Фичино указывает на «воспарение» тончайшей пневмы к головному мозгу человека, что позволяет душе воспринимать впечатления внешнего мира.
2. Меланхолия – утонченность духа
Не бывает людей, не обладающих пневмой, соединяющей душу и тело. Пусть не каждый человек знает о том, что обладает этим пластическим посредником, и пусть не каждый способен использовать этот пластический посредник эффективно по назначению. Тем более непросто научиться делать это сознательно.
Пневма связана с таинственными дарами, обретаемыми человеком от мира иного. Ясновидение, психометрия (умение «видеть прошлое» в материальных вещах), чтение мыслей, восприятие душевных качеств незнакомых людей и так далее. Но для того, чтобы пневма была способна эти дары вместить, она должна обладать определенными качествами. Эти качества главным образом врожденные, однако нуждаются в специальном развитии.
© Eric Midnight (a.k.a. Er Might ), для Teurgia.Org, 2016 год.