Оккультные системы соответствий как основа магической практики — Baal-Hiram
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Оккультные системы соответствий как основа магической практики — Baal-Hiram

Оккультные системы соответствий как основа магической практики

 

Среди некоторых интересующихся оккультизмом, эзотерикой и мистицизмом существует представление о магии как о чем-то, чем можно заниматься, не изучая теорию, не выучивая системы символических соответствий, и вообще не вникая в корпус традиционных знаний, представляющих собой как базовые, так и углубленные сведения и методы Каббалы, астрологии, алхимии, геомантии и т.п. Такие люди обычно позиционируют себя как мистиков, «следующих зову своего сердца», но на деле они просто достаточно ленивы для того, чтобы тратить силы на изучение теории, и весьма легкомысленны для того, чтобы всерьез заниматься оккультной наукой.

 

На самом деле, это весьма удобная позиция для оправдания собственного упорства в невежестве: вместо того, чтобы признать в себе леность и поверхностность, и начать борьбу с этими пороками и изъянами, таковые люди с легкостью выписывают себе индульгенцию, утверждая, будто у них «внутренний мистический путь», для следования которому, якобы, не требуется традиционное знание, и понимание оккультных систем. Ведь гораздо проще заявить, будто для духовного развития не требуется ничего изучать, чем тратить время и силы на постижение оккультных тайн и таинств.

 

В эту ловушку попадают в основном те, кто совсем недавно решил посвятить себя эзотерической духовности и/или магии. Зачастую, столкнувшись с теми или иными сложностями в изучении систем оккультных соответствий, а также с многообразием самих систем, заметно отличающихся друг от друга, вместо того, чтобы приложить усилие и разобраться, они панически отступают, маскируя отступление высокомерным решением создать собственную систему. Однако, из-за бессилия перед пороком лени, не позволившим им изучить традиционные оккультные системы, они также не способны создать и свою собственную, как они мнили ранее, и возможно, даже уверяли окружающих, что непременно создадут таковую. Итогом, как правило, является становление «убежденного мистика», следующего «зову своего сердца».

 

Кроме всего вышеизложенного, против людей с таковым умонастроением играет, в том числе и склонность к сектантскому, или говоря мягче – догматическому мышлению. Они искренне убеждены, и сознательно и бессознательно, что должна быть одна «истинная» система соответствий в оккультизме, и столкновение с жестокой реальностью разнообразия школ Западной традиции вызывает в них неприятие и протест, в начале выливающийся в поиск наиболее «правильной системы», и заканчивающийся упомянутым ранее квази ницшеанским выводом, мол, никакая система не истинна, и все дозволено, значит, создам свою, зачем тратить время на изучение традиции. Укорененная в умах нетерпимость, и нежелание вникать в суть каждой из систем приводит к невежественному отвержению традиционных знаний и погружению в фантазии, ибо свято место пусто не бывает.

 

Разные системы созданы разными школами, и описывают совершенно разные модели, зачастую одними и теми же символами. Так, например, английская система соответствий Таро литерам Древа Жизни описывает устройство вселенной, тогда как французская система описывает путь Посвященного. Обе являются правильными для той модели, которую описывают, и каждая из них по-своему изящна. Соответствия планет камням и растениям, предлагаемая оригинальным Герметическим орденом Золотой Зари, и соответствия различных средневековых гримуаров тоже отличаются и противоречат друг другу. Однако, из этого не следует, что та или иная система ошибочна: система разработанная С.Л. МакГрегором Мазерсом довольно обширна и является универсальной, тогда как средневековые гримуары зачастую стоит рассматривать как вещь в себе, как отдельную систему символических соответствий, верную только для данной конкретной практики. Чтобы осознать все это, необходимо терпение и некоторая доля смирения: вместо того, чтобы отвергать все, следует принять предложенное как данность, провести эксперимент, и уже после этого судить о точности или неточности системы, исключая, конечно, вопиюще ошибочные случаи.

 

Именно таков путь вдумчивого и серьезного практика оккультных наук – изучать теорию, и проверять ее на практике. Не обладая достаточным знанием в западных оккультных трудах, будет невозможно разобраться, например, в том, что заклинания, предлагаемые в Гептамероне, являются всего лишь испорченными заклинаниями из Lemegeton Clavicula Salomonis, и тем паче понять, как правильно переложить эти заклинания для работы с Гептамероном. Более того, даже если вернуться к обсуждению внутреннего пути, т.н. пути Сердца, то человеку несведущему в традиционном оккультизме невозможно также следовать и этим путем.

 

Без знаний оккультных систем соответствий у человека не складывается система координат в духовных планах, и как следствие отсутствует критерий верификации истинности тех или иных явлений, с которыми он может сталкиваться. В конечном итоге, в своем невежестве он начинает принимать желаемое за действительное, погружаясь в фантазии, в то, что в исихастской литературе именуется «прельщением» или «прелестью». Кто-то может возразить, вспомнив известных мистиков прошлого, таких как Сведенборг, Якоб Беме и Луи Клод де Сен-Мартен, но ссылаться на них некорректно. Сведенборг, при всем уважении, помимо интересных прозрений, написал огромное количество откровенной ерунды, наталкивающей на мысли о том, что общался он не с ангелами вовсе, а с мертвецами, душами умерших людей, проходящих стадии последовательного разложения их тонких оболочек, или даже с т.н. лярвами – пустыми оболочками, оставшимися от умерших, и более не содержащих в себе божественной искры, и вследствие этого транслировавших ему обрывки собственных фантазий и чаяний, которые сами они, скорее всего, не отличали от реальности. Луи Клод де Сен-Мартен, прежде чем погрузиться в практику внутреннего пути, досконально изучил грандиозную теургическую систему Мартинеса де Паскуалли, и никогда не пренебрегал оперативными церемониальными методами, когда считал их необходимыми. Якоб Беме же такой один на миллиард, и уповать на то, что каждого лентяя озарит прозрение, как этого трудолюбивого сапожника, прежде изучившего в процессе самообразования труды различных немецких мистиков и алхимиков, в том числе Парацельса, самостоятельно освоившего внушительный объем знаний по натурфилософии, религиозной мистике и Каббале – неоправданная самонадеянность. И, возвращаясь к Сведенборгу, который из представленных трех персоналий скорее является примером того, к чему стремиться не следует, замечу, что погружения в фантазии вкупе с безграничным доверием к сомнительным сообщениям из духовных планов, ему можно было бы избежать, опирайся он на знание оккультных систем соответствий.

 

Подводя итог излагаемым мной размышлениям о важности знаний традиционного оккультизма, хочу привести аналогию, которая напрашивается сама, ввиду своей очевидности: ни в физике, ни в химии, ни в современной медицине дилетант, не изучивший значительный корпус знаний, предполагающий профессионализм в данной сфере, не рискнет взяться за нечто серьезное, связанное с этой областью науки, если, конечно, он в здравом уме. Впрочем, если и не в здравом уме и все же рискнет, результат вполне прогнозируем, и емко именуется «фиаско». Человек, изучавший физику лишь в школе, не возьмется проектировать ядерный реактор, да ему и не позволит никто. Аналогично с химией – базового курса химии не достаточно, чтобы создавать токсичные вещества или лекарства; равно и в медицине – школьного курса биологии явно недостаточно для того, чтобы провести даже банальную аппендэктомию. Однако почему-то некоторые считают, что в оккультизме можно достичь успеха ничего не изучая, и довольствуясь собственными фантазиями, потешая свою леность и гордыню. К счастью или сожалению последствия столь опрометчивого выбора не столь быстры, как в случае с естественными науками, и никто обычно не взрывается от неудачно смешанных химических веществ, кроме некоторых печальных случаев, известных из новостей, когда профаны пытались получить золото у себя на кухне, руководствуясь сомнительными алхимическими методами, прочитанными в сети интернет, ведь с ума сходят не сразу, а постепенно.

 

Завершу сие эссе напутствием любому, кто решил связать свою жизнь с оккультизмом: либо подходите к изучению оккультных наук серьезно и ответственно, тщательно изучая традиционные системы соответствий, либо бросьте это дело и идите в клуб по ролевым играм, там фантазии вам хотя бы не навредят.

 Автор статьи Baal-Hiram 330/660/900 Ancient and Primitive Rite of Memphis-Misraïm, 2018 г.


Back to Top