Нужна ли магу религия? — Baal-Hiram
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Нужна ли магу религия? — Baal-Hiram

 Нужна ли магу религия?

 

Для того чтобы предельно ясно ответить на этот вопрос, необходимо прояснить определения понятий, которыми я буду оперировать в этой статье, дабы избежать двусмысленностей и искажения смысла концепций, которые я излагаю. Во-первых, когда я говорю о маге, я подразумеваю практика церемониальной магии Западной традиции. Во вторых, когда я говорю о религии, я подразумеваю систему некоторых ценностей и координат, некое семантическое поле, в котором маг действует, и с которым взаимодействует; при этом принадлежность к определенной конфессии или церкви не подразумевается, и не является обязательным условием. Практик Западной магии может быть как членом той или иной религиозной группы, или церкви, так и иметь свой собственный взгляд на, к примеру, христианство, иудаизм, или ислам, к которому он себя, возможно, относит, и не ассоциировать себя ни с одним из  течений мейнстрима или даже маргинальными группами, претендующими на принадлежность к религиозному течению. Третьим пунктом, считаю важным отметить, что говоря о системе ценностей, я ни в коем случае не подразумеваю банальную этику или общественную мораль, постоянно меняющуюся, всегда конвенциональную и угодливо следующую конъюнктуре. Система ценностей – это четкое понимание своей цели в мире, жизни и практике, и вытекающие из этого понимания представления о том, что способствует достижению этой цели, а что напротив – препятствует. И, наконец, в четвертых, возвращаясь к вопросу церемониальной магии, упомянутой в первом пункте, и говоря о Западной магии вообще, я должен обозначить, что для меня – магия – это искусство (Ars Magica), и любой магический акт должен твориться вдохновенно и осознанно, с любовью к процессу, и полным пониманием цели, которая в свою очередь не должна представлять нечто тривиальное и рутинное. Задача магии как искусства – ускорять эволюцию вселенной, упорядочивать пространство в соответствии с изначальными принципами, в той мере, в которой практик может их ретранслировать через себя.

 

Смысл основных понятий, которыми я собираюсь оперировать, я разъяснил, и теперь в обозначенном смысловом пространстве можно ответить на вопрос данной статьи: да, магу нужна религия. Серьезному практику необходима некая конечная цель, некий окончательный результат, ради которого он будет чертить магические круги, высчитывать планетарные часы, гравировать печати, учить заклинания и молитвы, овладевать техниками дыхания и визуализации, соблюдать определенный режим питания, в общем, заниматься всем тем, что необходимо сопутствует серьезной практике. Помимо окончательной цели необходимы некоторые промежуточные, способствующие ей, представляющие собой как бы вехи на пути, контрольные точки. Без той или иной религиозной парадигмы, концепции, выстроить такую систему невозможно, равно как невозможно целеполагание, если отсутствует всяческая система координат. К примеру, для последователя иудейской каббалы окончательной целью будет Гмар Тикун, а промежуточными – езда в Меркабе и вхождение в Пардес. Для христианского мистика окончательной целью будет реинтеграция человека и иных существ в их первоначальных качествах и силах, духовных и божественных, а промежуточными – преодоление Стража Порога, инвокация личного Гения (Ангела Хранителя), последовательное восхождение через духовные сферы, сопровождающиеся инвокациями Ангелов, разрешающих вход и т.д.. У последователей тех или иных течений суфизма, и даже буддизма, безусловно, есть собственные аналоги представленным выше задачам и целям, в привычной и понятной им терминологии и соответствующие их мировоззрению, их религиозной парадигме. И, безусловно, вменяемый современный гностицизм весьма органичен как мировоззрение для практики Западной магии.

 

Здесь следует сделать небольшое отступление, и сказать о том, что, безусловно, не все религиозные течения и их бесконечные ответвления органичны для Западного мага. Отнюдь нет, значительная часть разнообразных религиозных доктрин находится в прямом противоречии с оккультной практикой, например некоторые протестантские движения, утверждающие, что все уже спасены Христом, и делать ничего не надо, достаточно просто верить. Здесь доктрина, которую исповедует человек, вступает в прямой конфликт с любой практикой: если ты уверен, что все уже и так хорошо, зачем тебе все эти Ангелы, восхождение в тонкие планы и т.д., ты же уже, как ты считаешь, реинтегрирован, как тебе стремиться к реинтеграции? Сюда следует отнести и те концепции, которые отрицают свободу воли: если нет свободы выбора, и все предрешено, зачем круги-то чертить? Согласно этой картине мира от пения заклинаний и вызова хоть всего воинства небесного ничего не поменяется, от роду написано – в ад, значит в ад, ну или наоборот, в рай, если так предрешено, но в этом случае магическая практика ничего не добавит и не убавит, хоть некромантией занимайся, хоть священной Теургией – все равно спасешься. Другая часть религиозных течений может вполне гармонично сочетаться с практикой магии на личном уровне, но никогда не будет признана, и тем более одобрена, на официальном уровне. Например, нет доктрин, прямо запрещающих именно церемониальную магию, но служители культа узурпировали право на проведение любых ритуалов и церемоний, хотя в самом изначальном учении для такой узурпации нет оснований. Таким образом, перед человеком, решившим встать на путь практика Западной магии, изначально встает важная и ответственная задача – понять, соответствует ли то, чем он решил заниматься, его вере, его картине мира, и если нет, то либо менять или корректировать ее, либо выбирать какую-то другую практику. Завершая это отступление от основной темы, следует заметить, что подавляющее большинство традиционных магических методов, церемоний, ритуалов и практик Западного оккультизма оперирует христианскими и иудейскими символами и понятиями, реже гностическими, и еще реже исламскими, однако по большей части все-таки иудейскими и христианскими. Если Западной магией решает заниматься человек, придерживающийся иных религиозных доктрин, то ему необходимо подумать о том, каким образом все эти Имена Бога, бесконечные пентаграммы, гексаграммы и кресты соотносятся с тем, во что он верит, будет ли он сопоставлять их с помощью таблиц соответствий С.Л. МакГрегораМазерса, или пойдет эмпирическим путем выстраивания собственных аналогий – не важно, главное, чтобы не было бездумного синкретизма и противоречий между мировоззрением и практикой.

 

Итак, магу нужна религия, без нее невозможно правильно описать окружающую действительность, свое место в ней, и свои цели и задачи. Возможно, некто попытается возразить мне, заявив, что ему, мол, магия нужна для чисто прикладных целей – талисман на успешность бизнеса сделать, от болезней вылечиться самому и родственников-друзей полечить, обеспечить себе успех на любовном фронте, от недоброжелателей защититься, будущее узнать или даже облегчить себе осознанные сновидения какие-нибудь, и т.п. и для этого понимание высоких материй, дескать, ни к чему. На что я с удовольствием отвечу – да, действительно, для копания в собственных бытовых проблемах понимание высоких материй ни к чему, вот только это не искусство магии, не Ars Magica, а тривиальное ремесленничество, и вы, сударь, не художник, не архитектор, а сантехник. Искусство магии не терпит банальности и рутины, магия не творится только ради исцеления больного горла или успешности бизнеса. Божественная власть, которой наделен человек, проявляющаяся как магия, дана каждому из нас не для того, чтобы по-быстрому избавиться от тех или иных проблем и поскорее вернуться к своему обычному времяпрепровождению. Это искусство преображать мир, познавать тайны мироздания, находить ответы на сложнейшие вопросы бытия, а не лекарство от простуды, не универсальное средство решения проблем дома и в бизнесе. Для того, чтобы магия была искусством, чтобы творить магию, а не банально решать бытовые неполадки с ее помощью, магией нужно жить, ей надо гореть, гореть жаждой знаний, желанием достижения сложных и глобальных целей, которые могут быть обозначены лишь при наличии у практика той или иной религиозной парадигмы, опять же подчеркну – не важно, личная она, или конфессиональная, главное отсутствие противоречий с тем, к чему ведет практика.

 

Завершая это эссе, я отмечу, что создание талисманов для тех или иных прикладных нужд, операции исцеления, и иные магические способы помощи себе и ближнему в простых вопросах вполне приемлемы и в их использовании нет ничего постыдного. Но только тогда, когда все они являются частью общего плана оккультной работы, когда у практика есть понимание своей окончательной цели, к которой он движется, и которую он обозначил исходя из своей религиозной парадигмы, а эти бытовые неурядицы мешают ему или замедляют его движение. В таком случае, и только в таком, практик может претендовать на то, что занимается искусством, а не ремеслом, поскольку при необходимости художник может починить унитаз, а вот сантехник при всем желании вряд ли изобразит что-то путное на холсте.

 


Автор статьи Baal-Hiram 330/660/900 Ancient and Primitive Rite of Memphis-Misraïm, 2018 г.


Back to Top