Медитации перипатетиков на 4 темперамента или жидкости человека — перевод Eric Midnight
Медитации перипатетиков на 4 темперамента или жидкости человека
Предисловие
Начнем с легенд о веках давно минувших :
«...Традиция гласит, что есть два метода формирования человека с помощью оккультных средств. Первый метод заключается в подготовке формы, в которую формирующий ее вливает сначала свою витальную силу, затем нервные эманации, психические ментальные, или же воспринимает в этой оживленной форме существо «отделенного» существа (умершего) или существо гораздо более совершенного состояния, которое таким образом как бы воплотится.
Второй метод заключается в том, чтобы найти для мужского сперматозоида такие те условия, как в материнской утробе. Для этого важно не только знать состав четвертичной крови, но также знать о нуждах четвертичного эмбриона на различных этапах его существования. «В последние 1800 лет по обычаю приписывали работу по формированию Тому-Кто-Не-Имеет-Формы, что входит в противоречие с Традиционным учением. В действительности, Традиция приписывает формирование Человека, а также и иных земных существ, индивидуальных существам, «разделяющим» физическое состояние на всех его стадиях, и, следовательно, обладающих необходимыми органами этого "разделения". Они сформировали существ по своему материальному подобию».
В Коране упоминается древняя традиция, согласно которой описывается пять способов формирования Человека. Первый способ – с помощью атомов физической субстанции. Второй – через культивирование сперматозоидов. Еще один способ – путем собирания и последующего затвердевания составляющих частиц крови. Другой способ – берется эмбрион, полуразвитый, менее развитого существа, и ему дают все необходимое для его совершенствования, что позволит ему заполучить примеси от человеческой формы. И последний способ – это формирование в материнской матке, называемое «трехкратным замаскированным обиталищем».
В Коране также упоминается способ создания Человека посредством различных физических составляющих, для этой цели собираемых ангелами или теми, кто был послан формирующим. Упоминается, что посланных – четверо, их задача – собрать семь составляющих. Для завершения процесса формирования требуется сорок дней. Студент может с интересом для себя отметить, что число сорок, то есть четыре раза по десять, символизирует в древней традиции кватернер совершенства, из чего можно сделать вывод, что это число используется для указания на то, что физическая оболочка, которую формирующий наполнил божественной жизнью, может быть совершенной на четырех уровнях бытия, то есть на уровне умственном, психическом, нервном и физическом.
Традиция намекает также на возможность формирования Человека при помощи частей определенных металлов, сплавляемых друг с другом. Этот способ известен под названием «Шестого формирования», он был сокрыт сначала в символе шестиконечной звезды, а затем – звезды из двух треугольников».
Первая Медитация:
«...Жидкости в Человеке имеют четверичную природу. Мы можем различить слюну, секрецию печени, селезенки, слизистых оболочек, выделения желез, кожных пор. Первая останавливает и уничтожает армии крошечных врагов. Также она действует для усваивания, облегчения и очищения. Вторая защищает, удваивает, смазывает все каналы. Третья является отличным природным растворителем. Четвертая отторгает нечистоты. Пока эти четыре секрета пребывают в здоровом состоянии, тело редко подвергается заболеваниям. Когда усваивание, правильность и чистота царят повсюду, когда каналы чисты и не засорены, когда аномальные конкременты растворяются, когда отторгаются все нечистоты, то клетки становятся способны победоносно сопротивляться всему враждебному».
Вторая Медитация:
«...Теория, из которой черпал свое вдохновение Беме, имеет в основании своем символическую «четвертичность», это символизм, включающий в себ не только Четыре Темперамента или Расположения (Холерический (Огненный), Сангвинический (Воздушный), Флегматический (Водный) и Меланхолический (Земной), но и в более общем плане «четыре элемента», «четыре естественный качества» и «четыре времени года». Темпераменты можно представить двумя крестами: одним диагональным и одним в вертикальном положении, вписанными в круг. Согласно теории, основанной на естественной философии древних, темпераменты и их черты размещаются внутри «колеса рождения», вечно вращающегося колеса восхождения и падения, жизни и смерти.
Темперамент (термин, тождественных «Комплексиям» Беме) является врожденным, неизменным и в значительной степени бессознательным. Он влияет на нас с первых дней жизни, формируя функционирование души (способности чувствовать, думать и желать) и дает лицо нашей персоне (наше внешнее проявление). Укорененная в бессознательном, эта тонкая «субстанция» (согласно терминологии Беме), постоянно втекающая в сознание, является аспектом астрально-элементального духа, удерживающего душу.
Слово «темперамент» (лат. «temperamentum») изначально означало «правильное смешивание». Смешивание, о котором идет речь, проистекает из древнего медицинского верования, переданного от Гиппократа через Галена, что тело состоит из четырех флюидов или «жидкостей»: крови, флегмы, холеры или желтой желчи и меланхолии или черной желчи, и что различия в Темпераментах зависят от смешивания этих флюидов (или субстанций). Снова перечислим Темпераменты:
Хорелический, огненный и гневный, горячий, огонь, лето (желтая желчь).
Сангвинический: легкий и оживленный, холодный, воздух, зима (кровь).
Флегматический: холодный и вялый, влажный, вода, осень.
Меланхолический: темный и мрачный, сухой, земля, весна (черная желчь).
Теория жидкостей, конечно, давно заброшена. Однако это не отнимает ее духовной мудрости, мудрости эзотерической, выходящей за пределы ее психологической сферы, эта теория в наше время остается столь же истинной, сколь истинной она была до того времени, когда эмпиризм монополизировал науки. Эта теория была и остается чем-то большим, нежели просто медицинской теорией. Она резонирует с другими «священными науками», направлявшими когда-то дух и душу человечества к покаянию, к «повороту» - возрождению. В астрономии/астрологии, каббале и алхимии (все эти науки имеют отношение к космологии Беме) это «наука о душе в ее отношении к космосу... здесь используются внешние превращения ради превращения внутреннего, являющегося конечной целью всех традиционных наук».
Третья Медитация:
«...Знай, что, когда капля семени падает в матку, она становится первой сферической формой – капля воды по природы своей сферична. Затем семя под действием собственного тепла и тепла матки постепенно созревает: ее более тонкие элементы отделяется от более плотных. По достижении созревания плотные элементы направляются к центру, а тонкие элементы – к периферии, чтобы семя разделило себя на четыре слоя, охватывающие последующий. Иными словами, то, что плотно, направляется к центру и закрепляется в середине семени; то, что тонко, направляется к периферии и закрепляется на поверхности семени. Та, что располагается под другой поверхностью, менее тонка, чем наружная по отношению к ней поверхность. Та поверхность, что над центром, менее плотная, чем центр. Посему семя располагается в четырех планах. То, что в центре, называется черной желчью или меланхолией. Черная желчь холодная и сухая, она имеет земную природу и занимает свойственное земле место. Слой над центром называется флегмой. Флегма – холодная и влажная, она имеет водную природу и занимает свойственное воде место. Слой над флегмой называется кровью. Кровь горячая и влажная, она обладает природой воздуха и занимает соответственное ему место. Слой над кровью обладает земной природой и занимает его место. Эта уникальная субстанция, называемая «семенем», посему преобразуется в четыре элемента или жидкости; этот процесс занимает месяц. Когда окончание работы достигнуто, из этих четырех элементов или жидкостей последовательно изойдут три мира: минеральный, растительный и животный миры...»
Четвертая Медитация:
Есть два типа сновидений, происходящих от внутренних чувств. Один из них – просто естественная обработка и избавление от воспоминаний о прошедшем дне посредством памяти и фантастической части воображения, здесь нечего истолковывать. Другой тип сновидений связанный с четырьмя темпераментами, дает смысл и возможности для интерпретации:
«О Дервиш! Если в человеческом теле преобладает одна из четырех жидкостей, например желчь, то Воображение будет представлять желтые формы и представлять их в сновидениях; к ним относятся желтый цвет, желтое лицо, желтая одежда, печь, изрыгающая языки пламени. Нужно тогда избавиться от желчи и откачать ее; в ином случае проявятся желчные расстройства. В зависимости от количества желчи в теле, спящий видит цветок, инжир, одежду или печи с языками пламени. Если он видит желтый цветок, значит он не заболеет, желчь будет слабой. Если уделить проблеме внимание, желчь успокоится сама по себе. Если же он видит, как ест желтый инжир и не избавляется от желчи, значит он заболеет, начнется лихорадка. Если он съел один инжир, лихорадка будет соответствующей силы. Если съел два инжира, то лихорадка будет сильнее, и так далее пропорционально количеству съеденных инжиров. Если он видит, что носит желтую одежду и не избавляется от скопления желчи, значит будет разлитие желчи. Если же видит печь, извергающую пламя, значит его печень перегреется. Следует опасаться того, что из-за этого нагревания пациент будет гореть, во множестве случаев такие пациенты не выживают. Понимая, как делать такой разбор с желчью, то же самое применить получится и с другими темпераментами. Если преобладает кровь, Воображение станет выдавать красные формы и представлять их во снах. Если превалирует лимфатический темперамент, то Воображение станет представлять во сне белые формы. Если преобладает Меланхолический темперамент, Воображение станет измышлять черные формы, - затемненные жилища, - и представлять их во снах».
Послесловие
«Что касается сновидений, исходящих от небесных ангелов, то мы снова скажем, что через сон, когда внешние чувства отдыхают, внутренние чувства скапливаются, а зеркало сердца становится прозрачным, то устанавливается связь между сердцем человека и небесными ангелами. Сердце и ангелы подобны двумя отполированным зеркалам, обращенным друг к другу. То, что известно ангелу, отразится в сердце спящего. Этот вид снов имеет значение и подлежит истолкованию. Это сон истинный. Один из сорока шести аспектов пророчества. Слава Богу, Господу двух миров!»
***
Примечания:
Текст «Вступления» был взят из «Космической Традиции», «Храоник Хи» Т.3 – Приложение», «О формировании Человека». Cosmic Publications. Paris. 1906.
1. Выдержка No1 взята из «Космической Традиции», том V. «Выдержка из книги жизни Kelaouchi». Стр. 152/153. Cosmic Publications. Paris. 1920.
2. Выдержка No2 взята из исследования Томаса Ишама «Христианская Духовная Психология», Введение, стр. 11/12/13. New Grail Publishing, a Grailstone book.2006. Исследование – о «Четырех комплексиях или Темпераментах Якоба Беме». 1621.
3⁄4 Выдержки No3 и No4 и «Послесловия» взяты из «Книги Совершенного Человека» Азизуддина Насафи, Fayard 1984. Выдержка No3: Первый трактат, стр. 27, «О развитии семени». Выдержка No4 и «Послесловие»: Трактат 18, последний раздел, стр. 200/201, «О снах».
Источник © The Green Man’s creations
Перевод © Eric Midnight (aka Er Might), 2018