Мистицизм, магия, Теургия и магизм — Baal-Hiram
Мистицизм, магия, Теургия и магизм
Для того, чтобы понять суть отличия магии от Теургии, нам следует уделить внимание третьему термину, - Мистицизму. Что собой представляет Мистицизм? К сожалению, в современной поп-культуре Мистика и Мистицизм отождествляются с фильмами про оборотней, вампиров, кладбищами, полной луной, ожившими мертвецами и прочей нелепой дребеденью. На самом деле Мистицизм ничем из означенного никогда не являлся и не является. Забегая вперед, мы дадим читателям полезный совет: выкиньте все вульгарные и популярные бредни из головы, а следом за ними выкиньте из окна телевизор, который вам эти бредни транслирует в вашу голову. Мистицизм есть искусство внутреннего Богообщения, направленного на развитие связи с Богом через сердце Мистика. Под сердцем не следует понимать физиологический ком мышц, гоняющий кровь по вашему организму.
Под сердцем в Мистицизме понимается внутренний центр, средоточие сути и сущности человека как духовного существа. Сердце человеческое есть та его духовная часть, в коей заключена Искра Божия, Искра Духа, который некогда вдохнул в лице Адама Бог Отец всех Светов. Именно эта Искра является истинной сущностью каждого из вас. Именно в ней заключено врожденное знание о Боге, о духовном мире, о ее изначальном предназначении, о ее изначальнх свойствах, качествах и силах, о том, что есть благо, и что не благо, говоря вульгарно, о том, что есть добро, и что есть зло. Именно из нее исходит то, что называют голос совести, именно в ней начертаны таинственные иероглифы Закона Божьего, самой священной тайны истинного оккультизма, передаваемого всеми истинными и традиционными оккультными Орденами. Мистицизм учит в начале лучше слышать голос совести этой Искры, затем тому, как приблизиться к ее свечению, как найти ее внутри себя, затем тому, как раздуть ее, как при помощи внутренних духовных упражнений высечь пламя, кое приобразит Мистика изнутри, не только реализовав его сущность, но и преобразив его персону, сплавив воедино все его личности.
Данный момент требует некоторого прояснения в терминологии. Под персоной мы понимаем способ существования человека во внешнем мире. Это некая оболочка, маска, через которую человек проявляется в мире внешнем и взаимодействует с ним. Точнее сказать, в случае человека обыкновенного, homo vulgaris, через эту оболочку, или маску, действуют и проявляются самы разные личности и суб-личности. Обратите внимание, человек обыкновенный, homo vulgaris, постоянно другой. Подчиняясь мимолетным стремлениям и страстям, желаниям и хотениям, он как бы меняет личины, личности, пока он одержим желанием купить автомобиль, он действует, как одна личность. Когда он удовлетворил это желание, и желает теперь купить спиртных напитков, он – другая личность. Напившись же этих спиртных напитков, он совершенно третья личность. Проснувшись после этого с утра, он видит перед собою четвертую личность.
Все эти личности, без сомнения, между собой связаны. Более тяжелые случаи, когда эти личности между собою не связаны, являются предметом изучения психиатров. Однако человек обыкновенный, homo vulgaris, всю свою жизнь балансирует на грани потери связи между этими его личностями и субличностями. Не вдаваясь в вопросы о том, почему так происходит, и отчего оно так, мы можем констатировать лишь тот факт, что ни одна из этих личнотей и суб-личностей не является действительной и истинной личностью человека. Действительной и истинной личностью человека является лишь та личность, коя обретается лишь по преображении всего естества человеческаго светом внутренней сущности, Божественной Искры, что в сердце человека. Однако зачатки таковой присутствуют уже и у того, кто вознамерился при помощи Мистицизма и духовных упражнений обрести сей свет в сердце своем. Эти зачатки, как зерно, брошенное в землю. Прорасти они могут лишь в случае обретения своей истинной индивидуальности. Однако их прорастание все равно связано с глобальным преображением. Если старое не умрет, новое не оживет. Зерно, брошенное в землю, не станет растением, если не умрет, как зерно. Так же и зачатки прежней личности не станут личностью новой и истинной, преображенной внутренним духовным светом, если не умрут как зачатки.
Итак, мы выяснили, что Мистицизм есть исключительно духовный внутренний путь. Основные техники Мистицизма не ритуальны. Они включают в себя молитвы, медитации (от лат. Meditatio, что означает «размышление») и контемпляции (от лат. contemplation, что обозначает «созерцание»). Сюда же относятся различные техники наблюдения за собой, исправление образа своей жизни и прочее тому подобное. Однако следует помнить, что все это методы. Сутью, основой и стержнем Мистицизма является именно направленность к Богообщению. Именно Богоощения желает достигнуть Мистик. Именно внутреннее сердечное, не чувственное, и не обязательно экстатическое, общение с Богом, является единственной целью Мистицизма.
По этой причине не следует путать Мистицизм с банальным саморазвитием и прочими течениями распространенных ныне псевдо-эзотерических учений. Целью Мистика является общение с Богом, тогда как целью саморазвития является развитие самого себя. Даже при схожести техник, и даже при наличии молитв у тех, кто занимается саморазвитием, их учение нельзя признать Мистизицмом, поскольку их цели различны с целями Мистиков. Равным образом в нашем рассуждении следует отмести всю ту бессмысленную и вульгарную чушь, которую распространяют всякого рода скудоумные, о том, будто Бог живет в сердце каждого человека. Мы с уверенностью отрицаем этот абсурд. В сердце каждого человека находится Искра Божия, Богом не являющаяся. Сам Бог непроявлен, непостижим, неприступен, непознаваем, невидим, нематериален, и не является ничем из того, что мы можем представить или вообразить, и уж тем паче не является ничем из того, что есть не только в нашем видимом мире, но и в нашем мире невидимом. Посему, не отрицая ранее нами сказанного, о наличии в сердце нашем Божественной Искры, нам следует изъясниться понятнее, о чем мы ведем речь. Искра сия есть Искра того Первочеловека, Первоадама, коий был сотворен в образе и подобии Божьем, и исшел от Бога как подобный ему бог, имея в своем распоряжении подобные Божиим свойства, качества и силы, духовные и божественные.
После того, как, будучи наделен свободной волей, Адам направил свою волю, сделав выбор против Воли Божией, и сам заключил себя в материю, сотворив в образе и подобии своем материальные тела, пытаясь отгородиться от Славы и Света Бога Отца всех Светов, он, равно как и его потомство, оказался заключенным в материальном мире, и расщепленным на множество Искр, одухотворяющих человечество. Каждая из этих Искр наделена свободой воли, свободой выбора. Это одно из изначальных Божественных качеств и сил, которые, после своего падения, человек сохранил. Вторым качеством является милосердие. Все остальные были утрачены. Посему, не углубляясь в данной главе нашей книги в Доктрину о Реинтеграции, мы можем резюмировать, что в сердце человеческом содержится Искра, которую можно назвать условно Божественной, Искра красного бога Адама, но не истинного Бога, Отца всех светов, а бога-демиурга, сотворившего материалньый мир, и павшего в него. Именно вследствие подобия бога-демиурга Адама Богу Отцу всех Светов, через эту нашу Искру мы и можем осуществлять ту связь с Богом Отцом всех Светов, о которой говорим и мы, и все просвещенные Великие Мастера Прошлого. Посему следует сразу отмести бессмысленные утверждения, будто человек есть Бог. Человек есть образ и подобие Бога, и лишь вследствие этого можно сказать лишь, что он – условно бог.
Примирение же падшего бога с Богом Истинным есть суть и сущность Теургии. Все наше рассуждение о Мистицизме было необходимо для того, чтобы сказать о том, что магия не включает в себя Мистицизм. Мы говорим о магии в общем. Магия есть инструмент, наличие или внесение в нее Мистицизма, либо же отсутствие такового внесения, обуславливает вектор применения сего инструмента. Представьте, что магия – это топор. Наличие знания о том, что при помощи топора можно рубить дрова или тесать брусья для строительства дома, задает вектор его использования. Отсутствие таковых знаний может привести к тому, что человек, получивший в свои руки топор, отрубит себе руку, ногу, или проломит голову соседу. Наличие же знаний о том, как топором рубить головы ближним своим, обусловит совсем другой вектор применения топора. Имеющий ум читатель да перенесет сии аналогии на магию.
Магия включает в себя в первую очередь техники тренировки воли и развитие личности. Человек должен научиться отказывать себе в сиюминутных устремлениях ради достижения поставленной перед собой цели. Он должен научиться накапливать и концентрировать в себе ментальную и астральную силу, иначе называемую флюидом. Этот раздел магии называется Ментализм. Он обучает человека накоплению. Следующая дисциплина и следующий этап развития научает человека применять накопленную силу, пользоваться этим самым флюидом и динамизировать натренированную волю. Сей раздел носит название Магнетизм, но подразделяется он на две части: собственно Магнетизм и Гипнотизм. Магнетизм учит применять астральный флюид, Гипнотизм учит применять, в дополнение к нему, Ментальную силу, направляемую, и в том, и в другом случае, динамизированной волей человека.
Следующий раздел – это Церемониальная Магия. Прежде, чем приступить к нему, человек должен изучить оккультные законы, теории, аксиомы, терминологию, основные понятия, значимые труды по магии, и смысл оккультной и общерелигиозной символики, то есть символики, принадлежащей различным мировым религиям. Следующий раздел магии – это взаимодействие с астральным планом: проекция астросома, посещение тех или иных областей и сфер астрального плана, обучение проведению церемониала в астральном плане без участия физического тела мага. На этом, впрочем, общемагический путь оканчивается. Дальнейшее продвижение опционально и зависит исключительно от наличия Мистической устремленности человека, либо отсутствия оной.
Магия Света подразумевает при дальнейшем следовании сотрудничество с Благими Ангелами и соучастие в их благой работе по просвещению человечества, вспомоществованию ему и противостоянию проявлениям зла при помощи накопленных магических и оккультных знаний и умений. К чему приводит дальнейшая практика черной магии, разъяснять мы здесь не собираемся. Тем, кто желает отправиться в ад, мы предоставляем катиться туда собственной дорогой без наших подсказок. Говоря о практике Магии Света, мы неизменно становимся на границе ее пересечения с Теургией, и нам следует прояснить, чем же они различны между собою, чем они отличаются. Но прежде, чем мы перейдем к этим разъяснениям, дополним все вышесказанное чуть более подробным рассуждением о Церемониальной Магии и включающихся в нее науках. Церемониальная Магия включает в себя изучение и практику Алхимии, оперативной ли, Духовной ли, - сие зависит от личной предрасположенности человека, однако следует отметить, что Духовная Алхимия все же относится в большей своей части к Мистицизму, во всяком случае Духовная Алхимия Западной Традиции.
Также Церемониальная Магия включает в себя изучение и практику Каббалы, Иудейской ли, Христианской ли, - зависит от религиозной предрасположенности человека, здесь тоже следует сделать оговорку, обозначив сразу то, что теоретическое изучение Каббалы с целью познания ее магического символизма, лежит в рамках магического пути, тогда как практика Каббалы в большей мере является Мистицизмом, за исключением лишь некоторых ее разделов. Сие касается как Христианской, так и Иудейской Каббалы. Также Церемониальная Магия включает в себя изучение астрологии, Талисманостроения, эвокации и инвокации духов, искусство прорицания и предсказания наиболее вероятных грядущих событий при помощи традиционных систем, как то Таро, Геомантия, Руны, либо путем астрального зрения, так называемого настоящего ясновидения, когда прорицатель, хорошо знакомый с астральным планом, может увидеть астральные клише и большую часть возможностей их проявления. Сюда же следует отнести изучение символизма карт Таро и философского содержания оных.
Все означенные нами оккультные дисциплины относятся именно к магизму, являются всего лишь инструментом, который может быть применен человеком с самыми разными целями. С помощью астрологии человек может зарабатывать деньги и даже высчитывать события, наиболее благоприятные для того, чтобы навредить своему ближнему, при помощи оперативной Алхимии могут создаваться яды, действующие на расстоянии, или незаметные для химической экспертизы, будучи подлитыми в напиток или еду, с помощью Талисманостроения, равно как и при помощи эвокации духов, человек может самым разнообраным образом вредить своему ближнему и удовлетворять свое тщеславие и жадность, при помощи Таро, Рун и Геомантии, равно как и используя астральную проекцию, можно совершать магические атаки на людей и вообще, как мы уже говорили выше, всю магию, как и любой инструмент, можно использовать во вред себе и ближним. Теургию же использовать по своему усмотрению нельзя.
Теургия отличается от магии тем, что человек действует не сам, но при помощи специального церемониала, большей частью состоящего из молитв, задействованием священных символов обращается к Богу ради одной только цели: реализовать Его Волю. Если маг выполняет свою волю, то Теург всегда выполняет Волю Божию. Даже в случае с магом Света маг Света направляет свою волю в соответствии с Волей Бога, тогда как задача Теурга – стать проводником Воли Божией, перчаткой на руке Бога Отца всех Светов. Теургия – это Божестенная Работа, Работа Бога, и Теург – лишь инструмент в руках Бога. Мы видим, что граница с магией Света у Теургии очень тонкая. Лишь небольшая грань отделяет мага Света, по своей воли исполняющего указания Бога, от Теурга, предавшегося во власть Божию, предоставив проявляться через себя Его Воле. Но Теургия является высочайшим искусством. Практиковать ее можно лишь достигнув вершины совершенства, и вот, почему.
В отличие от магии, Теургия не имеет какого-либо устоявшегося, четко закрепленного традиционного земного церемониала. Теурга учит Сам Бог, наставляя его в начале через своих ангелов, а потом Самолично, к тому, как следует проводить те или иные Теургические Операции. Магизм же весь построен на том, чтобы соблюсти формулы, последовательность действий и структуру церемониала. Магизм появился в следствии того, что ученики Теургов не всегда сами были Теургами, и не всегда состояли в столь близком отношении и контакте с Богом и его благими ангелами, чтобы вполне владеть Искусством Теургии. Далеко не все ученики Теургов, лучше сказать большая их часть, не обладала той добродетелью самоотречения, которая потребна для того, чтобы быть Теургом, и вследствие этого маги Света, пытаясь достигнуть тех же результатов, что и Теурги, стали воспроизводить церемонии Теургов, вполне закономерно установив причинно-следственную связь между церемониалом и оказываемым им воздействием, решив, вполне правомочно, что, повторяя в точности все действия, совершаемые Теургом, они будут получать результаты, подобные тем, кои получает Теург.
Так родилась магическая традиция. Она родилась не сразу, и в разное время, из разных источников, но все же она – единая традиция. Итак, нам следует резюмировать в конце этой нашей главы факт того, что основа и фундамент магии есть традиция, тогда как сама сущность любой традиции есть ничто иное, как магизм. Именно магизм, то есть представление о важности соблюдения различных законов, аналогий, действий и последовательности действий, которые должны привести к тому или иному результату, философски и логически обоснованные, являются принципом традиции. Мы говорим об этом применительно к любой традиции, начиная от социальных традиций, заканчивая традициями оккультными и даже Масонскими.
Автор статьи Baal-Hiram 330/660/900 Ancient and Primitive Rite of Memphis-Misraïm, 2011 г.