Первая часть, Девятая Глава, Франкмасонство в современном Посвящении — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава IX
ФРАНКМАСОНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПОСВЯЩЕНИИ
Франкмасонство, покоящееся на трех фундаментальных степенях, подытоживает или предварительно обобщает тройственное исследование, которым должен заниматься масон: откуда он пришел (изучение Бога); кто он есть (изучение самого себя и самосовершенствование) и куда он идет (изучение своей трансформации в ином будущем).
Мы видели, что в 1646 году Элиас Эшмол при помощи посвященных, которые по мере того, как их число росло, не прекращали наблюдать упадочное существование рабочих корпораций, служивших им приютом и повсюду угасавших, но еще теплившихся жизнью в Англии благодаря своей отделенности от континента; Эшмол, отметим мы, занялся возрождением под архитектурным покровом — мистерий античного египетского и индийского посвящения и наделением новой ассоциации целью союза, братства, совершенствования, равенства и знания посредством универсальной связи, основанной на законах естества и на любви к человечеству. В соответствии с преданиями и древними документами, которые смог собрать, он создал первую степень, представляющую собой наибольшую аналогию с античным посвящением: она научает морали, разъясняет некоторые символы, указывает путь от варварства к цивилизации; она выражает восхищение и признательность по отношению к G. Arch. de l’univ. (Великому Архитектору Вселенной), знакомит с фундаментальными принципами философического Масонства, его законами и его обычаями, располагая неофита к филантропии и познанию. Ее работы, как и труды двух последующих степеней, вместо того, чтобы открываться утром и завершаться вечером, вызывают и напоминают собеседования, таинственно проводившиеся со своими учениками ЗОРОАСТРОМ, нашим основателем, то есть нашей точкой отсчета (несомненно, не являвшейся первой), которые открывались в полдень и закрывались в полночь (1), сопровождаемые скромным застольем.
ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ, составленная в 1648 году и подчиненная, как и первая, испытанию посвященных, является верным и развивающимся продолжением той же самой аналогии, гармонизированной с доктриной Фалеса и Пифагора. Эта степень располагает неофита к познанию естественных наук и мира, астрономии и философии истории; она выражается в поиске причин и происхождений вещей; в познании самого себя для установления способности руководить другими, получая все то, что человеческое счастье способно извлечь из масонской ассоциации посредством труда, знания и добродетели.
ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ, составленная в 1649 году, восполняет аналогию современных мистерий с древним посвящением. Познание этой степени научает поднимать покров, скрывающий ее новые мистерии; значит, она признает наиболее возвышенные философические и теософические исследования; она дает ключ от поэтических и религиозных мифов древних и нынешних времен, и она совершенно восполняет античное посвящение или малые мистерии. Мы увидим доказательство этого.
В Египте третья степень называлась Вратами смерти. Гроб Осириса, который по причине его предположительно недавнего убийства сохранял еще следы крови, возвышался посреди залы мертвых, где совершалась часть принятия. У неофита спрашивалось, принимал ли он участие в убийстве Осириса; после других испытаний и, несмотря на его отрицания, он притворно поражался в голову ударом топора (2); он был сокрушен, покрыт лентами наподобие мумии; все стонало вокруг него; блистали молнии; предполагаемый покойник находился в окружении огня, затем возвращался к жизни (3).
В современном обряде, воспроизведении этого египетского мифа, обнаруживается только, вместо Осириса, изобретателя искусств, солнце, взявшее имя Хирама, которое обозначает возвышенного (эпитет, принадлежащий солнцу) и бывшего искушенным в искусствах. Рассмотрим путь солнца от летнего солнцестояния и аллегорию в этот убывающий период трех последних месяцев, выражающих как бы трех товарищей-убийц.
Объяснение этого астрономического факта и орудий предполагаемого убийства дадут нам следующее истолкование степени. Солнце в период летнего солнцестояния вызывает у всего того, что дышит, песни признательности; тогда Хирам, который это выражает, может дать тому, кто имеет на него право, священное слово, то есть жизнь. Когда солнце опускается в нижние знаки, начинается немота естества; Хирам не может больше дать священного слова подмастерьям, представляющим собой три последние инертные месяцы года (4).
Первый подмастерье должен слабо поразить Хирама 24-дюймовой линейкой, образом двадцати четырех часов, в которые продолжается каждая суточная революция: первое распределение времени, которое после прославления великого светила, слабо покушается на его существование, нанося ему первый удар.
Второй его поражает железным наугольником, символом последнего времени года, фигурирующим в интерцессиях двух прямых линий, разделявших на четыре равные части зодиакальный круг, центр которого символизирует сердце Хирама, где завершаются точки четырех наугольников, выражающих четыре годовых периода: второе распределение времени, наносящее в эту пору более тяжелый удар солнечному существованию. Третий подмастерье поражает его смертельно в лоб сильным ударом молотка, цилиндрическая форма которого символизирует год, обозначаемый кругом, кольцом: третье распределение времени, чье исполнение наносит последний удар существованию издыхающего солнца (5). Из этой интерпретации заключили, что Хирам, плавильщик металлов, ставший героем новой легенды с названием архитектора, является Осирисом (солнцем) современного посвящения; Исида, его вдова — это Ложа, эмблема земли (на санскрите loga, мир); и Гор, сын Осириса (или света) и вдовы, предстает франкмасоном, то есть посвященным, обитающим в земной ложе (ребенком вдовы и света) (6).
Мы видели, что после обезглавливания Карла I в 1649 году, смерть которого вопияла об отмщении, для тайных собраний изображалась тамплиерская степень, где насильственная гибель невиновного Я. Б. Моле призывала возмездие.
Сам Эшмол, разделявший такое политическое чувство, видоизменил с данной целью свою степень мастера, заместив египетский покров, составлявший полное единообразие с двумя первыми степенями, мнимой библейской завесой, то есть больше талмудической, нежели библейской (7), но разношерстной и неполной. Хотя и основанной на древнем символизме, но поправленной способом, которым сторонники Стюартов, а среди них и Эшмол, стремились освятить свои сожаления и упования, как того требовала иезуитская система прошлого. Вот почему инициалы священных слов трех степеней (J. B. M) воспроизводят инициалы имени Великого Магистра Тамплиеров, и две колонны носят, как и в Библии, инициалы J. B. Таинственные храмы Египта обладали этими двумя колоннами, являвшимися прямоугольными, ориентированными, как и пирамиды, и обозначавшими Восток и Запад; современные колонны, предстающие их воспроизведением, круглые по причине своего соответствия с солярной системой и обозначают два солнцестояния: все древние и современные храмы суть лишь символы великого храма естества.
В Ирландии, когда захотели преследовать в эти смутные времена франкмасонов в королевстве, то не преминули найти в легенде о Хираме достоверный символ их восстания против реформы в пользу католической религии (см. L’Histoire de Charles I, par Coming, 1727).
Только что мы дали слабую идею Масонства, довольно глупо названного символическим, как если бы мнимые высшие степени не обладали бы символизмом или как если бы могли существовать мистерии без символов; и мы обязаны уведомить ныне признанного мастера предоставить ему то же самое сведение о высших по отношению к нему степенях, и он не должен мнить больше египетского посвященного, будто его посвящение научит его истине, сняв с нее покров. Это было бы заблуждением. Истина не изучается больше ни в новом, ни в древнем установлении. Только рассеяв ее завесу, ей сможет воспользоваться тот, кто познает больше и лучше ее первоисточники, нежели вышедший из профанической философской коллегии. Египетские жрецы никогда не снимали покрова, прятавшего статую Исиды (естество); они сами никогда не видели ее без этого покрова. Ибо никто не достоин истины, если он, идя предначертанным ей путем и преодолевая препятствия, не достигнет сам по себе ее раскрытия. Вот о чем напоминает и эта надпись на храме в Дельфах: «Познай самого себя». И если не обретается в себе самом и через себя самого истина, каковым бы опасным ни было ее познание, то оценивая ее неправильно или неполно, он смог бы извлечь из нее лишь скверный урок.
Посвящение обозначает смерть и возрождение к другой жизни: занимайтесь им для просвещения в истине; сего достаточно, чтобы вы совлекли с себя ветхого человека.
Два тяжелых нарекания под немного отлакированным словом абсурдности правомерно делаются в эпилоге этой степени: 1) человек еще жив, хотя покрыт землей в течение двадцати четырех часов и находится в развивающемся тлении.
2) Досточтимый мастер играет здесь роль самого ужасного подмастерья, убивающего Хирама, хотя он вызывал презрение и ненависть к этому убийце.
Дабы предотвратить эти чудовищности, необходимо было, как говорится, составить повествование, но не сказочного содержания, лучше воспринимаемое о Хираме или об ином герое, позаимствованном в храмах
Египта, архивы которых уже неопровержимы для возможности написания сего рассказа.
Но кто знает, насколько видоизменение, произведенное Эшмолом, как знаменитым алхимиком, так и великим алхимиком, верно для нас сохранилось, что справедливо вызывает сомнение. Одинаково издавна посвященные рассматривают третью степень, это замечательное увенчание Франкмасонства, как степень восстановления и в особенности восполнения; ведь спрашивая у масона, каков его возраст, спрашиваешь его степень; значит, мастер, добавляет к своему ответу слова и больше для выражения того, что он знает не только мистерии магистерия, но еще и тайны, способные от него происходить; в действительности, они стали образом других степеней, которые не что иное, как излишнее прибавление. Об этой степени говорилось: «Нет ничего более смехотворного, чем эмблема храма Соломонова, как подражание имеющемуся в виду моральному храму, предлагаемому Масонством».
«Соломон, несомненно, являлся полным мудрости и знания; но история представляет людей более мудрых и более знающих, нежели он. И откуда взялась необходимость образования частного, таинственного и недоступного для взглядов мира общества, чтобы секретно заниматься архитектурой храма, мудростью его создателя, знанием его рабочих и катастрофы одного из его архитекторов».
«Рассмотрим эти вещи как иудейскую аллегорию, не делая из нее точку отсчета нашего установления, намного предшествующего Соломона, поскольку в его лице брался почти современный образ для реальности, датируемой от первого из трех Зороастров» (Essai sur la Francmaçonnerie, par Laurens).
Мы отвечаем, что это верно, поскольку точка отсчета была абсурдной, и сему нелепому установлению должно искать иной мотив в эмблеме данного храма, который появился позднее Мемфиса и Пирамид, и что маскирующие лица применили его к тайному посвящению, а затем к Франкмасонства; и мы находим этот мотив в цели высших и секретных мистерий Ордена, результат которых произвел блистательный храм и великолепный дворец Соломона, посвященного в таинства естества и премудро использовавшего свое знание в украшении своего царства и в прославлении Бога. Несомненно, что прежде него существовала более подходящая в том же самом смысле эмблема; но с этой точки зрения Соломонова эмблема соответствует подлинным посвященным, пускай она и несовершенно изображена для простых масонов от символизма.
Дух единства должен направлять Франкмасонство. Его цель, которой предстает универсальность, пребывает лишь в трех первых степенях; только отсюда появляется масонское единство, выражаемое одним убранством. Секты порождаются с тех пор, как другие орденские ленты спешат разорвать простоту установления, что и имело место. Сектантские спекулянты, шарлатаны и интриганы пришли сделать с настоящим и единым Масонством то, что честолюбивые новаторы сотворили с религией. Мораль двух установлений создана для объединения всех людей; что же их разделяет? Религию — схизмы; масонство —
обряды. Схизмы выявляют помрачение системы, не имеющей в своей основе истины: нет никакой схизмы в математике. Три символических степени, обладающие естеством в своем основании, не производили и не могут производить никакой схизмы.
Следовательно, высшие степени (так называемое высшее Масонство) являются ложными и опасными, поскольку дают место схизмам, враждебности, тяжбам, извиняемым пасквилям Баррюэлей и другим, а также преследованиям со стороны власти; чуждые недостойные порождения, которые, вместо упрочения мира, единения и любви, делаются предметом раздора и ненависти.
Значит, отбросим без исключения все обряды; добавим к третьей исправленной степени четвертую административную, в которой предыдущие градусы получат последнее разъяснение и где будут открыты достойным братьям все интерпретации высших степеней всех обрядов. Нет никаких капитулов, советов, трибуналов (в масонстве это последнее слово смехотворно и неуместно) и консисторий без лож. Пускай ложи очищаются от этого яда, разъедающего их стержень и причинившего Масонству столько злоключений, преследований и жертв. Масонский разум, более сильный, чем тщеславие масонов, восторжествует и непременно приведет к данному результату в интересах общего единства.
Не имеем ли мы перед глазами для доказательства этой истины прекрасный пример, который не прекращала показывать масонам старинная достопочтенная ложа Девяти Сестер в Париже: ее члены, последовательно в ней состоявшие с 1769 года, никогда не носили и не носят еще ничего, кроме простого запона мастера; одним им облачались Гельвеции, Лаланды, Кур де Жебелен, Бенджамин Франклин, Вольтер и другие замечательные братья, значившие под этим скромным украшением гораздо больше всех сегодняшних масонов 33, 90 и 93 степеней.
(1) В ПОЛДЕНЬ начинается астрономический день, поскольку благодаря октанту или другим способом его можно всегда узнать. Настоящая ПОЛНОЧЬ лишь вероятна даже с лучшими хронометрами. Что касается РАССВЕТОВ (за исключением тех, которые появляются из-за горизонтальной линии), то они слишком изменчивы в продолжительности, чтобы служить постоянной точкой для установленного открытия масонских работ.
(2) Говорят, что император Коммод, выполняя однажды эту роль, сделал это настолько серьезным образом, что она стала трагической. Значит, эта степень еще давалась в Риме во II столетии, в эпоху угасания мистерий в Европе.
(3) Согласно этому рассказу, можно усомниться в античном происхождении нового установления — Франкмасонства; и его соответствия или его аналогии с египетским посвящением, уже доказанной для двух первых степеней.
(4) В древнем посвящении злодейскими подмастерьями являлись: гиппопотам Нила, Пифон (анаграмма от Тифона), вепрь, смертельно ранивший прекрасного Адониса; Гиганты, которым удалось свергнуть с престола Осириса; Титаны, пытавшиеся взобраться на Олимп; гении тьмы и зла; три зимних месяца; скандинавский волк; китайский дракон, преследующий солнце; Ариман. Один из его подмастерьев называется в некоторых степенях Аби-Рама (низвергающий отца). Эти чудовища, люди или животные, предстают лишь природными феноменами, которые кажутся борющимися против явного отца людей (солнца). Четыре элемента играют подобную роль в жизни человека.
Вода, воздух и огонь являются тремя подмастерьями, которые, отступая, предают человека (мастера) смерти. Их ему восстанавливают в его похороны благодаря очистительной воде, ладану, свечам. Четвертый элемент, земля, есть его точка отсчета, уподобляющая его открытой стрелке компаса, которая после кругового вращения, символа человеческой жизни, возвращается к той же самой точке (земле), откуда человек вышел и куда он возвращается. Земной шар испытывает те же самые ужасные потрясения из-за оставления его тремя элементами: водой, воздухом и огнем.
(5) Образ этого последовательного и естественного закона вещей, ужасного закона жизни на смерти, настоящего на прошлом, закона, о котором столькие заблуждались, изобретательно символизирован в данной степени. На самом деле, период или циклическое господство может устанавливаться только благодаря смерти или стиранию того, что представлялось предшествующим господством или периодом: так зародыш (сын) убивает зерно (своего отца) в земле (своей матери); так Уран убил своего отца Акмона; так Сатурн убил своего отца Урана; так Юпитер, царство добра, искалечил, чтобы править, своего бесплодного отца Сатурна, который низведенный во тьму Тартара, держит там скованных Титанов; так Иуда, двенадцатый апостол, предает на смерть Иисуса, своего учителя, как двенадцатый месяц (декабрь) убивает оканчивающийся год; так суббота убивает неделю. Наш запад (от латинского слова ocсidere, убивать), который убивает светила, не имеет другого происхождения; и именно с этим языком воображаемых убийств, подобных убийству Авеля, шарлатаны прибавили излишние чудовищные подробности к степени мастера.
Балланш идет дальше: «Разрушение предстает великим Богом сего мира. В соответствии с неизменным и священным законом посвящаемый должен был убить посвятителя, без чего посвящение остается неполным. Беспощадная эмблема эта смерть, производящая жизнь!» ( — И первое творение?) (Orphée, livre III).
(6) Исида была образом ряда божеств всех стран и всех времен. Женщина, мать, кормящая грудью своего ребенка, являлась осязаемым образом земли, кормилицы людей. Значит, чертами жены-девы посвященные Египта изображали землю. Они ее называли Исидой; она стала сестрой и женой Осириса. Характеры сестры и жены соответствуют персонифи цированной земле: она и солнце предстают работой одного и того же автора, и земля оплодотворяема солнцем. Исида изображалась в тысячах разнообразных форм; божества других народов не что иное, как зарубежные Исиды. Девять Исид в девяти разных облачениях показывали девять месяцев, в течение которых Египет освобождался от разливов Нила. Флейта, рожок, маска или совсем иной символ в их руках обозначали, какие отмечались игры в каждый из этих девяти месяцев. Позднее они покровительствовали у Греков наукам и искусствам, хотя некоторые воображали, что Музы значили беспокойные месяцы вод (mois soucis des eaux).
Дева Магов и Халдеев. Халдейская сфера изображала в небесах рожденного ребенка, называемого Христом и Иисусом; он помещался в руках у небесной девы. Именно этой деве Эратосфен, библиотекарь из Александрии, родившийся в 276 году, дал имя Исиды, матери Гора. Дева из Бюкльбари. Ангел (посланец), посланный от Бога (в эманациях солнца) оплодотворил деву (землю); она зачала (оплодотворенная солнцем) и породила плоды и урожаи, начатки которых посвящались ей.
(7) Церера, греческая Исида, взятая для земли, дает жизнь Прозерпине, символу семян, которая пребывает в течение шести зимних месяцев в земле (подземных местах, преисподней, где царствует Плутон, которому положено похищать Прозерпину). Эти семена приближают весну, чтобы появиться наружу и произвести урожай в течение других шести месяцев. Собиратели легенд, нанесшие ущерб этой прекрасной степени, смешали Хирама с Адонирамом; ни один, ни другой не являлись архитекторами. Им был Соломон, построивший храм и свой дворец; по крайней мере, Библия не называет исполнителя его планов (см. Третью Книгу Царств, Главы 6 и 7).
О Хираме говорится следующее: «И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы из колена Неффалимова. Отец его был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди …» (Глава 7, стих 13, 14). Стих 15 и 44 сообщают подробности предметов, что он отлил, главными из которых являются: два медных столба, одно море и двенадцать волов под морем, десять подстав и десять умывальниц на подставах. 45 стих добавляет: «… и тазы, и лопатки, и чаши. Все вещи, которые сделал Хирам царю Соломону для храма Господа, были из полированной меди». После этого стиха Библия больше ни разу не упоминает об этом литейщике, возвратившемся, вероятно, в Тир. Талмуд, произведение раввинов, начавшее составляться во II столетии нашей эры, мифологизировал его смерть, чего не рассматривается ни Библией, ни символическим Масонством. Об Адонираме упоминается в Главе 5, стихе 13 и 14, где повествуется о том, что «… обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними». Это все, что касается сего незначительного персонажа; таков человек, давший свое имя Адонирамическому Масонству. Библия не упоминает и о делении, ни в каком из управлений рабочих на три класса: учеников, подмастерьев и мастеров; а равно и о словах признания относительно их оплаты. Все происходило тогда, как и повсюду, а с тех пор, как и сегодня (1853 год) в Париже, где возводятся сооружения во многом другой значимости, нежели Соломоновы храмовые постройки: начальники строительства оплачивали свои бригады, исходя из контроля или учета дневных работ.
Следовательно, все эти сказки, служащие основой для третьей степени, где оказывается неофит, поражаясь старинной басне, внезапно положенной в действие без подготовки и логики, должны расцениваться как грубые, поскольку их ложность можно признать из Библии, рассказы которой, впрочем, не имеют ничего общего ни с древней, ни с современной посвятительной доктриной. Равно и завеса, заимствованная для нее, образует кричащую разрозненность со всем предшествующим в обряде.
Распределим по числу еще сказки о мнимом сотрудничестве магистра Якова и каменотесов, а также отца Субиза (Soubise) и его плотников, двух воображаемых коллегий литейщика Хирама, как и обязанности со сводом законов, данных Соломоном своим подмастерьям (см. Легенду о них).
Итак, оставим сказку, бесполезную для установления, из склепа Упсалы, произведшего в 1777 году библейский обряд Королевской Арки. В эти темные укрепления никогда бы не проник истинный свет, породивший Франкмасонство, чтобы проявиться в мире.
ОГЛАВЛЕНИЕ
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.