Универсальность и единство франкмасонства (Глава 23) — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XXIII
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ЕДИНСТВО ФРАНКМАСОНСТВА
Франкмасонство обладает фундаментальным характером универсальности. Этот характер необходим его сущности. Она ЕДИНА, и всякий обряд или всякая нация, удаляющаяся от данного принципа, сбивается и уходит с масонского пути.
Мы не разрабатываем истинного масонства, которое могло бы называться английским; другое шотландским; третье французским; следующее американским и т. д. Все эти масонства, берущие свои названия от того, что мы именуем высшими степенями, не являются больше масонскими, но предстают только Масонством возмездия с кинжалами Тамплиеров и иезуитов, наряду с Масонством, называемым лесным и невинным приемным Масонством, которые все масонские лишь по форме и наименованию.
Существуют ли английские, шотландские или французские математики? Нет: существуют просто математики, как есть и Франкмасонство. Определенные оттенки в редакции ритуалов, в церемониале или в способе принятия (хотя единообразие было предпочтительным) не достаточны для того, чтобы национализировать масонство за счет его права универсальности.
Было сказано: всемирное братство породит единство. Что представляет из себя всемирное братство, как не Франкмасонство, рассеянные члены которого у всех народов земного шара стремятся однажды создать собой одно семейство братьев, чтобы прийти к единству человечества?
Но это человеческое единство сможет реализоваться, только когда масонское единство будет существовать в истине, то есть когда оно станет исходить из единого средоточия, огромного верховного конгресса, который предоставит интеллектуальный и административный импульс единому вторичному центру каждого Государства или нации, который сообщит этот импульс; мы не говорим капитулам, советам, консисториям и пр. пр., — эти очаги раздора должны быть упразднены, — но ложам своей юрисдикции.
Чтобы достигнуть этой цели, вырабатываемой в течение столетий, то есть, чтобы прийти к образованию единственного универсального центра, непременно необходимо иметь только одно управление в каждом Государстве и, поскольку существует лишь одно масонство, постольку может существовать лишь единственное средоточие. Власть; не имеет значения срок ее узурпации; которая придет благодаря обману или толерантности поразить добросовестность масонов и восставить алтарь против алтаря, вызывая разлад (1), не сможет быть поистине масонской, и ее устранение обязательно состоится (2). Хочешь сохранить и воздать честь Франкмасонству? Тогда необходимо вступить в принципы и впредь не удаляться
от них.
Франкмасонство, более ста лет существующее во Франции, постоянно предоставляло достаточно примеров последовательности и мудрости различным правительствам, сменявшим друг друга в течение этого долгого периода, чтобы, наконец, стремиться быть признанным в качестве сообщества, полезного морали и добродетельности. Было видно, что революции останавливали его развитие и приостанавливали его работы. Если с появлением нового правительства масонское руководство спешило принести свои поздравления и обеты новому главе Франции, то сие не являлось деянием лести: Масонство просвещает, но не обольщает; но составленное из гражданской элиты оно доставляло почтение своей постоянной верности законам и суверену с выражением своей радости в возрождении ордена и за благосостояние отечества.
Можно, несомненно, надеяться, что под ВЕЛИКИМ МАСТЕРОМ, столь же просвещенным, сколь и руководящим верховной администрацией учреждения, который бы не прекращал доказывать активную озабоченность процветания последнего, будет возможным достичь, как покровительства, некогда высочайше пожалованного императором Наполеоном I, так и дружелюбной толерантности, предоставленной сегодня сильным правительством, глава которого полагает все свое честолюбие на создание и образование всего полезного для общего блага; сие рано или поздно выльется в аутентичное признание, помещающее Франкмасонство в разряд установлений, покровительствуемых законами под управлением Мини-
стерства внутренних дел.
Но тогда возникнет необходимость, чтобы Великий Восток, поскольку он является единственным законным регулятором масонского Ордена во Франции под надзором Великого Мастера, фактически взял под свои знамена другие мнимые масонские учреждения, если у него получится их принять; ибо впредь он должен быть (как должен был и оставаться, если бы сумел удержать свои права) ЕДИНСТВЕННОЙ СИЛОЙ, несущей ответственность за масонские дела и поступки перед государственной властью.
В этой гипотезе мы бы ему посоветовали возвратиться к чистой и простой администрации истинного Франкмасонства, символического Франкмасонства, выраженного в своих трех пересмотренных и восполненных
степенях.
Для этого потребовалось бы только созвать торжественное совещание, предпринятое его предшественниками 3 октября 1777 года, и привести в действие навсегда эти принципы неоспоримой истины:
«Это множество степеней, формы которых варьируются до бесконечности, мешающих друг другу, и цель которых ускользает с каждым мгновением от проницательности просвещенного масона, является противоположной истинному духу нашего Ордена».
Пусть же Великий Восток обратится от оцепенения, внушенного ему малосведущим и нелогичным мнением своей комиссии от 1848 года, единодушно выразившей поддержку высшим степеням.
Но мы доказали, что основание этих Верховных Советов, как и всякой системы высших степеней, подменяющей братское равенство индивидуальным суверенитетом, то есть единством в смятении, является бесчеловечным и антимасонским. Следовательно, Великому Востоку пристало повторить пример, показанный в 1783 году провинциальными ложами Франкфурта и Вецлара. Просвещать мастерские, освобождая их от постыдного ига ложных систем, должно быть задачей Великого Востока, который, оказывая Ордену огромную услугу, смог бы только дополнять высокое уважение, коим пользуется. Великая Ложа Эдинбурга, изначально заклеймившая своим презрением все высшие степени, и большинство Великих Лож Германии, отвергших их практику, разве утратили уважение к себе? Они, наоборот, возвысились в уме настоящего масона. Мы думаем, что комиссия Великого Востока, обнажив отвратительные язвы, которые покрывают, обезображивают и искажают масонскую организацию, должна была советовать отторжение их, но не поддержку. Хотя, как случается при восстановлении однажды разрушенного здания, она могла бы обязательно предложить такой вид предписания, чтобы французский масон, возведенный в 3-ю степень, не смог бы оказаться в мнимой ущербности знания с братьями высших степеней какой бы то ни было страны. Она могла бы предложить решить после полного очищения, как мы это и предлагаем, чтобы в одной из главных лож каждого города была бы учреждена школа общего наставления для каждой из степеней. В 1-й степени преподаватель бы объяснял все известное о древних посвящениях, начиная с Зороастра и до угасания мистерий в Галлии и в Риме.
Во 2-й степени он бы доказывал, что после сна на протяжении столетий, возрождением античной доктрины мы обязаны ученому Эшмолу, ритуалы которого были явно положены на практику Великой Ложей Англии 24 июня 1717 года, и это достоверная дата отсчета современного Франкмасонства. И что архитекторы-строители, имевшие своими преемниками монахов, а после них — сообщества масонов-каменотесов, которым наследовали общества подмастерьев (компаньонаж), никогда не имели никакого отношения с философической доктриной посвященных, взявших позднее для прикрытия наименование франкмасонов, особенно по причине символической интерпретации орудий. Преподаватель затем смог бы ознакомить с прогрессивным шествием установления в каждой стране согласно побуждению, данному Великой Ложей Англии; с его учреждением во Франции под руководством Великой Ложи, которой наследовал Великий Восток, единственные регулярные правления, обладавшие подлинным Масонством. Наконец, с моральной, филантропической и цивилизационной целью Ордена.
И в 3-й степени он бы трактовал, завершив ее интерпретацию, об изобретении сверхмасонских обрядов и систем, о похвальной или достойной осуждения цели их авторов; он посвятил бы своих слушателей в наиболее важные степени этих режимов посредством ритуалов, которые бы оказались у них в распоряжении.
Результат этих наставлений представлял бы большее совершенство, поскольку каждый преподаватель вносил бы сюда дань своих знаний и в ПОСВЯТИТЕЛЬНУЮ ЛЕТОПИСЬ, которая поначалу могла бы служить путеводителем.
В конце одного или двух лет преподавания, которое установилось бы во всякой стране, даже масон самых высших степеней, разве осмелился бы сравнить тщеславие своего звания, бессмысленность своих украшений с этой совокупностью позитивных знаний французского мастера? Эта интеллектуальная революция, начавшаяся во Франции, быстро бы приняла универсальный характер. Тогда почтенный масон степени мастера увидит, как некогда, только равных вокруг себя и не станет со стыдом считать тридцать высших разрядов, столь пышно, сколь и смехотворно титулованных, и которые в большинстве своем не стоили даже лент, недостающих им по инструкции.
Примечания:
(1) Ложа Твердых Шотландцев, расколовшаяся на две части вследствие обмана доверия одной из групп; она, чтобы избавиться от отчета и всякой юрисдикции, скрылась под сенью Верховного Совета, принявшего ее, несмотря на громкие возражения, под первоначальным наименованием Твердых Шотландцев.
Здоровая часть осталась верной Великому Востоку, изменившему ее название в Верных Шотландцев.
Шемен-Дюпонтес, который повествует об этом факте (4-й том, стр. 294), похвалив преимущества для Масонства обладать в одной и той же стране соперничающими правлениями, говорит здесь, просвещенный очевидностью: «Вот одно из прекрасных последствий множества не обрядов (их можно иметь 20 или 30 без малейшего неудобства), но управляющих режимов в той же стране».
(2) Выше мы приводили для этого основания; мы просим читателя перенестись на предшествующие страницы: Сравнение администрации Великого Востока с управлением Верховного Совета.
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.