Универсальность и единство франкмасонства (Глава 24) — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XXIV
О РЕФОРМЕ СИМВОЛИЗМА
В предшествующих главах мы ознакомились:
- С обрядами и многочисленными степенями, которые, начиная с Рамзая, от новаторов, вдохновляемых шарлатанством, гордыней и спекуляцией распространились в масонском мире;
- Более или менее философические системы, реформаторы которых, воодушевленные желанием сделать лучше, чем их предшественники, появились, главным образом, в Германии;
- Аномалию в истинном Масонстве обряда Эредом из двадцати пяти степеней, система которого представляется тамплиерской, а происхождение неизвестным;
- Бессвязное мошенническое прибавление восьми степеней к обряду Эредом, чтобы сделать из него новый режим под ложным наименованием шотландского древнего и принятого обряда из тридцати трех степеней; прибавление опорочено хорошо доказанным их лживым происхождением.
Все хотели прибавить, улучшить, воссоздать и произвели лишь без-бразные излишества в античном масонском символизме, не имевшем нужды в исправлении, особенно в своей третьей части, но видоизмененном в конце XVII-го столетия по политическим причинам.
Мы пообещали рассмотреть все системы, малейший недостаток которых заключается в том, что они немасонские; они отправлены в библиотеки лож, чтобы помогать в общем просвещении братьев; последние обретут несколько добрых зерен в этой груде плевел и при виде такого количества заблуждений и бессильных попыток, будут исцелены, если сами не имели наклонностей к болезни имитации.
Мы приглашаем эрудированных масонов вдохновиться тем, что можно найти доброго в этой книге и достойно прикоснуться к трем первым степеням, которые являются и должны оставаться целостным Масонством, дав им регулярное восполнение, востребованное их естеством; это тщетно пытались сделать высшие степени, но их создатели, вместо восхождения к источнику вещей, преследовали интересы секты, что само по себе не представляется масонским; они останавливались на полпути, основываясь только на Крестовых походах, пребывающих вне делания Франкмасонства, или на храме Соломона, подражающем Тирскому храму, являвшемуся лишь воспроизведением святилища Мемфиса, символа вечного храма естества.
Мы воспроизведем далее достаточно удачный опыт, совершенный с похвальной целью восполнения магистерия. Мы не одобряем этот труд целиком; но находим, что на его нескольких страницах намного больше истинного масонства, нежели во всей совокупности сотни так называемых шотландских степеней; и мы полагаем, что может быть полезным просмотреть это эссе, озаглавленное МАСТЕР, УКРАШЕННЫЙ в трех пунктах (точках).
Во всяком случае, чтение этой степени сможет быть приятной только молодым масонам, которые найдут здесь плодотворное дополнение к своему наставлению. Все что мы здесь читаем, уже говорилось, но не было, как здесь, представленным в своде достаточно ортодоксальной доктрины.
МАСТЕР, УКРАШЕННЫЙ В ТРЕХ ПУНКТАХ
Первый пункт
Первая Тайная Комната Или Комната Размышлений
Необходимы две смежные комнаты для двух принятий. Первая комната убрана в черное и освещена могильной лампой. Братья здесь одеты в черные облачения.
УКРАШЕНИЕ: серебряное солнце; в центре золотой треугольник в венце из акации.
Руководитель, убедившись, что комната покрыта изнутри и снаружи восклицает: «Ко мне, мои братья, (делает знак опасности; затем бьет один раз глухо молотком)! Тайная комната открыта!»
ПРИНЯТИЕ. Вводящий приводит кандидата и стучит в дверь как мастер.
Вопрос: «Посмотрите, кто стучит?» Ответ: «Простой Мастер, имеющий имя ГАВАОНА». Вопрос: «Пусть же ему станет слышно открытие могилы Хирама». (Кандидат вводится шагами по приказу мастера).
Вопросы, опускаемые нами, являются вопросами магистерия.
Вопрос: «Что означают пять совершенных пунктов магистерия?»
Ответ: «Соединение ног означает, что я должен идти с помощью моих братьев; согнутые колени, что я должен поклоняться Великому Архитектору Вселенной; соединение рук, что я должен содействовать своим братьям; наложение рук на плечи, что я должен просвещать своих братьев своими советами; братский поцелуй является образом нежного и тесного союза, который должен править между нами».
Вопрос: «Какое добро оставило детям Хирама убийство, лишившее их отца?»
Ответ: «Надежду».
Вопрос: «На чем она основана?»
Ответ: «На могуществе блага Великого Архитектора Вселенной».
Вопрос: «Гаваон, прими же, как залог достоинства тайных мастеров сей ключ, уподобляющий тебя с ними. Он открывает дарохранительницу мистерий Масонства. Пребудь несколько мгновений в могиле Хирама, размышляя над его смертью».
Все удаляются, за исключением проводника, который остается с кандидатом, не говоря ему о том.
Второй пункт
Вторая комната, называемая комнатой усовершенствования
Эта комната, убранная в зеленое, освещена двадцатью семью светильниками: по одному на каждом алтаре, семь на юге и двенадцать на востоке. Она украшена кустарниками, гирляндами и цветами. Посередине находится треножник с огнем; на алтаре Мастера кадило с ладаном. Братья облачены в белые мантии.
Вопрос: «Досточтимый брат первый страж, что спешишь ты здесь совершить?»
Ответ: «Почитать Великого Архитектора и совершенствовать храм».
Вопрос: «Что приносишь ты?»
Ответ: «Рвение, усердие и постоянство».
Вопрос: «Где ищешь ты материалы для завершения храма?»
Ответ: «В сердце моих братьев».
Вопрос: «Являешься ли ты украшенным мастером или простым тайным и совершенным мастером?»
Ответ: «Я знаю треугольник, круг и квадратуру.
Вопрос: «Почему нас больше не окружает тьма? Откуда происходит, что наши чела не несут на себе печати скорби?»
Ответ: «Делание исполнено, день сменяет ночь и жизнь смерть».
Вопрос: «Итак, возблагодарим Того, Кто нам посылает каждый день свои милости».
Стоя и в знаке «к порядку»! Молитва к Иегове. Все отвечают: аминь.
Досточтимый мастер бросает ладан в горшочек. Все поворачиваются к востоку, преклонив правое колено, склоняют голову и на мгновение сосредотачиваются.
ЗАКРЫТИЕ РАБОТ: «Ко мне!» (в знаке «восхищения» устремляя руки и глаза к небу); молотком трижды по три удара! ВОСКЛИЦАНИЕ: Vivat! (произносится трижды).
Третий пункт
Проводник приводит кандидата к дверям зеленой комнаты, называемой комнатой усовершенствования, и бьет в нее трижды по три удара. Вопрос: «Посмотрите, кто стучится?»
Ответ: «Это простой и тайный мастер, называемый Моабоном, желающий перейти из комнаты размышлений в комнату совершенствования».
Вопрос: «Спросите, откуда он идет?»
Ответ: «Из ложи ученика, где он обрабатывал грубый камень, символ невежества; из ложи подмастерья, где он оттачивал свои орудия о граненый кубический камень, символ соревнования; из срединной комнаты, называемой комнатой откровения, где он трудился на дощечке начертания, символе гения; и из потаенной комнаты или комнаты размышлений, в которой, после проверки его масонских познаний, весьма досточтимый мастер ему дал ключ, открывающий дарохранительницу мистерий.
Вопрос: «Пусть войдет Моабон».
Вопрос: «Моабон, ты являешься тайным мастером?»
Ответ: «Я перешел от наугольника к компасу; я смешал свои слезы со слезами моих братьев, я размышлял на могилах».
Вопрос: «Что ищешь ты?»
Ответ: «Секрет мастеров».
Вопрос: «Как вы его найдете?»
Ответ: «Благодаря этому ключу».
Вопрос: «Где ты его прячешь?»
Ответ: «В коралловом ларце, обрамленном слоновой костью».
Вопрос: «Из какого металла он сделан?»
Ответ: «Нет в нем ничего драгоценного»
Вопрос: «Не опоздаешь ли ты воспользоваться ключом?»
Ответ: «Я жду, чтобы ты показал мне, как им пользоваться».
Я соглашусь с этим, если ты сам согласишься возобновить у подножия алтаря обязательства, которые ты уже связал договором с Орденом.
Ответ: «Приказывай же, досточтимый мастер!»
Он приносит присягу. Председатель ему говорит:
«Прими же, Моабон, с поцелуем, отметиной братского союза, который ты заключил с нами, знаки совершенства и наименование Иохабера».
ОГЛАШЕНИЕ. Досточтимые братья 1-й и 2-й стражи, огласите на ваших колоннах, что архитектор Хирам замещен в масонских работах Иохабером, его сыном, его соратником и его мстителем, который отныне нас просветит в своих блестящих познаниях.
ИНСТРУКЦИЯ ………………
Вопрос: «Откуда идешь ты?»
Ответ: «Из ложи ученика» (см. выше) и добавить: «… из комнаты усовершенствования, где мне служил этот ключ».
Вопрос: «Что представляет собой этот ключ?»
Ответ: «Работу, ведущую к знанию; размышление, приводящее к совершенству».
Вопрос: «Какие имена ты дашь главным украшениям храма?»
Ответ: «Благодетельность, добродетель, дружба, знание».
Вопрос: «Какова степень ученика?»
Ответ: «Это детство масона; оно не предавалось постижению; но изучало наклонности его характера, дабы знать то, что можно будет достичь впоследствии. Он подвергся моральным и физическим испытаниям, прежде чем тесно с ним связаться».
Вопрос: «Что делает ученик масон?»
Ответ: «Он блуждает во тьме; раскаты грома над его головой, смертоносные мечи бьются рядом с ним; он проходит воды и пламень; затем элементы, изводившие его, успокаиваются, и пред ним появляется свет».
Вопрос: «Объясни это».
Ответ: «Тьма является эмблемой предрассудков, затемняющих суждение профанов; гром и бряцание оружия — катастрофами, которые честолюбие, ложь и невежество готовят человеку добра; воды и пламень избавляют неофита от заблуждений и пороков падшего мира; и появление света означает его вступление в новый мир, где правят добродетель и истина.
Вопрос: «Что несет в себе степень подмастерья?»
Ответ: «Юность масона: мастера предоставляют подмастерью развиваться самому по себе, оказывая ему доверие, побуждающее его делать благо».
Вопрос: «Что делает подмастерье?»
Ответ: «Посредством пяти таинственных странствий он направляется к святилищу, где сияющий свет пламенеющей звезды освещает его сердце и воодушевляет благородное честолюбие».
Вопрос: «Объясни это».
Ответ: «Пять странствий отображают пять периодов жизни; неофит получает для каждого из них мудрые наставления. Он познает с помощью молотка и резца, что такое любовь к труду; благодаря компасу и линейке, что такое праведное сердце и дух порядка; благодаря уровню, что такое сила души; благодаря наугольнику, что такое совершенная упорядоченность его работ; благодаря свободе своих рук, что такое душа, свободная от предрассудков и устремляющая его в святилище храма. Буква G просвещает подмастерья, внушая ему предчувствие, что славное вознаграждение будет платой за его труды.
Вопрос: «Что представляет из себя магистерий?»
Ответ: «Здание, разделенное на три различных части».
Вопрос: «Каковы они суть?»
Ответ: «Комната откровения, размышления и совершенствования».
Вопрос: «Что из себя представляет комната откровения?»
Ответ: «Срединную палату, где подмастерье получает первый пункт магистерия, то есть важные откровения».
Вопрос: «Что из себя представляет комната размышлений?»
Ответ: «Черную или тайную палату, называемую могилой Хирама, где простой мастер получает второй пункт магистерия, спеша поразмыслить над откровениями, сделанными ему, и обрести ключ дарохранительницы мистерий».
Вопрос: «Что представляет из себя комната совершенствования?»
Ответ: «Зеленую палату совета украшенных мастеров, где простой и тайный мастер получает третий пункт магистерия, применяя ключ дарохранительницы мистерий Масонства».
Вопрос: «Что из себя представляет степень простого мастера?»
Ответ: «Это зрелый возраст масона и образ таинственных церемоний всех древних и современных культов».
Вопрос: «Что делает простой мастер?»
Ответ: «Он познает обольстительные и удручающие истины, которым должно пребывать только в сокровенном, сдержанном и великодушном сердце; истины, возмущавшие души ребенка и молодого человека, которые никогда не испытывали ни несчастье, ни блаженство».
Вопрос: «Что из себя представляет степень тайного мастера?»
Ответ: «Это средний возраст между зрелостью и старостью».
Вопрос: «Что делает тайный мастер?»
Ответ: «Он размышляет, счисляет и вопрошает. Он удручен, он уповает».
Вопрос: «Что представляет из себя степень совершенного мастера?»
Ответ: «Это старость масона».
Вопрос: «Что делает совершенный мастер?»
Ответ: «Он обретает опыт в людях и вещах; он водворяется в точке, где больше нет неопределенности и, достигая апогея философического господства, он оставляет путь, чтобы утвердиться в завершении между премудростью и истиной».
Вопрос: «Каков секрет Масонства?»
Ответ: «Я его подразделяю на пять различных частей».
Вопрос: «Какова первая из них?»
Ответ: «Изложение естественной, универсальной и неизменной религии посредством символов и максим».
Вопрос: «Какова вторая из них?»
Ответ: «Тайна операций естества».
Вопрос: «Смог бы ты раскрыть ее?»
Ответ: «Я далек от горделивости думать подобным образом; но мы объясняем кватернером и монадой то, что Великий Архитектор предоставил разгадывать людям. Кватернер выражает движение, являющееся причиной; брожение представляется средством; разложение предстает следствием; жизнь и смерть суть результаты. Соединив с кватернером монаду, которая является материей или субъектом, мы отображаем пять элементов порождения, действия которых символически выражены в срединной палате, предстающей в этом смысле матрицей, где исполняется мистерия воспроизведения существ.
Вопрос: «Какова из них третья?»
Ответ: «Совершенствование храма, то есть совершенствование человеческого сердца, у которого с этой точки зрения храм только аллегория».
Вопрос: «Какова четвертая из них?»
Ответ: «Победа тьмы и зимы над солнцем; и торжество солнца над тьмой и зимой; выраженные в смерти и воскресении Хирама (который является СОЛНЦЕМ), управленцем Соломона, самого могущественного и самого мудрого из монархов (который есть БОГ), хранителем храма (каковой предстает ЗЕМЛЯ) и начальником рабочих (каковы суть ЛЮДИ); тремя злобными подмастерьями из них (это три зимних месяца) убит Хирам, извлеченный из могилы и отмщенный девятью добродетельными мастерами (которые суть весенними, летними и осенними месяцами, порождающими цветы, урожаи и плоды).
Вопрос: «Какова пятая часть масонского секрета?»
Ответ: «Победа заблуждений и страстей над истиной или добродетелью и торжество истины или добродетели над заблуждениями и страстями, выраженными равно в смерти и воскресении Хирама (являющегося истиной или добродетелью), убитого тремя злобными подмастерьями (которые суть честолюбие, ложь и невежество); извлеченного из могилы и отмщенного девятью добродетельными мастерами (каковы добродетели и масонские обязанности)».
Вопрос: «Какова цель церемоний, отображающих движение светил, превратности времен года и действия естества?»
Ответ: «Воздать почтение Великому Архитектору, отмечая чудеса Его могущества и Его премудрости, внушив в сердца посвященных благодаря этим представлениям любовь, поклонение и признательность, которыми мы Ему обязаны».
Вопрос: «Каково украшение простого, тайного и совершенного мастера или украшенного мастера?»
Ответ: «Три точки треугольника обозначают прошлое, настоящее и будущее; полный треугольник — это вечность или предвечный Бог. Он обозначает еще соль, серу и ртуть, принципы делания Божия. Три угла выражают также три царства естества, империи Творца и три фазы непрерывной революции: рождение, жизнь и смерть, — революция, которой правит Бог, не будучи управляемым. В сумме треугольник является эмблемой Божества. Венец, окружающий треугольник в форме круга, символизирует безмерную протяженность, бесконечное господство Великого Архитектора, и солнце является знаком Его единства и Его благодеяния.
Вопрос: «Почему украшенный мастер говорит, что знает круг, треугольник и его квадратура?»
Ответ: «Поскольку он реально знает значение этих символов. Два первых мы объяснили. Третий нам напоминает четыре обязанности совершенствования: вечная любовь, сомнение во всем том, что нельзя доказать; не делать того, чего мы не хотели, чтобы делали нам; ожидать последний час с полным доверием благости Божией.
Вопрос: «Каково происхождение Масонства?»
Ответ: «Человеческий разум, развиваясь, порождал ряд добрых и злых вещей; люди поднялись однажды от алтарей к истине и ко лжи; мудрецы были вынуждены тайно объединиться, чтобы воздать новым культом божеству, вскоре запрещенному на земле. Так возникло ПОСВЯЩЕНИЕ или появился аллегорический культ. Оно изображало берега Ганга и Нила, Грецию и Италию. Моисей, обученный египетской премудрости, видоизменив, предоставил его Евреям; крестоносцы и паломники, как говорится об этом, принесли его в Европу.
Вопрос: «Какое доказательство ты дашь этому длительному преемству?»
Ответ: «Существующее подобие между всеми религиями и их легендами: индийский Винаюйен, египетский Осирис; Адонис, Геракл и Вакх Греков; Атис фригийцев, еврейский Хирам и современный Христос являются одной и той же аллегорической личностью.
Вопрос: «Что означает знак простого, тайного и совершенного мастера?»
Ответ: «Ужас в комнатах откровения и размышления и восхищение в совершенной палате».
Вопрос: «Что означает число СЕМЬ»?
Ответ: «Семь планет, семь металлов, семеричные эпохи человека».
Вопрос: «Что означает число ДВЕНАДЦАТЬ?»
Ответ: «Три подмастерья и девять мастеров из легенды о Хираме; двенадцать апостолов легенды об Иисусе или двенадцать месяцев года, двенадцать трудов Геракла, двенадцать колен Израиля».
Вопрос: «Как тебя называют?»
Ответ: «В срединной палате Гаваоном; в могиле — Хирамом, Моабоном; в зеленой комнате — Йохабером».
Вопрос: «Почему ты называешься сыном вдовы?»
Ответ: «Поскольку человек есть сын земли, которая предстает вдовой в зимние месяцы».
Вопрос: «Каковы обязанности всякого истинного масона?»
Ответ: «Прославлять Бога, любить братьев, воздавать почтение истине».
Эту инструкцию сопровождает достаточно пространное рассуждение оратора, которую воспроизводит вместе с ритуалом «Масонская пчела» (1831 год). В ней мы отметили следующий фрагмент:
«Поскольку Масонство является естественной, универсальной и неизменной религией; постольку магистерий в своих трех пунктах откровения и совершенствования есть увенчание строения; и постольку ты простой, тайный и совершенный мастер уже облачен великим священством культа, который никогда не осквернялся человеческой кровью, который утверждается в веровании в Бога в гениальных церемониях, воссоздающих Его чудеса, и укрепляется в делании любви из добродетели благодаря системе трогательных и выразительных символов. Твоя миссия заключается в странствовании для распространения света и собирания того, что рассеяно».
ЗАКРЫТИЕ РАБОТ.
Вопрос: «Досточтимые братья 1-й и 2-й стражи, каков ваш возраст?»
Ответ: «Семь лет — как простому мастеру; восемьдесят один год — как тайному мастеру; и как совершенному мастеру — мне больше не счесть».
Вопрос: «Каково наше состояние?»
Ответ: «Состояние полного покоя; ибо испытания пройдены, и мы должны только сосредоточиться».
Председатель объявляет, что спешит закрыть палату совершенствования; он трижды бьет молотком (что повторяется стражами) и говорит: «Слава Господу!» Все повторяют это, ударяя трижды по три раза; затем: «Хвала истине (все повторяют)! Любовь нашим братьям (все повторяют)! Совет закрыт!»
Очевидно, что эта попытка восполнения магистерия была достаточно хорошо проработана, дабы мы здесь ее целиком воспроизвели, как способную направлять братьев, расположенных к испытанию подобного усовершенствования в намеченной реформе.
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.