Четыре стихии и оккультные соответствия — Baal-Hiram и Eric Midnight
Четыре стихии и оккультные соответствия
Четыре стихии лежат в основе всей оккультной и магической теории и практики. Весь окружающий нас мир составлен из этих четырех элементов, и мы так или иначе сталкиваемся с их проявлениями каждый день, час, минуту своей жизни. Как вокруг себя, так и внутри себя. Все вещи, предметы, которые нас окружают, составлены из смешения этих четырех элементов. Циклы дня, вечера, ночи и утра также соответствуют этим четырем стихиям. Циклы времен года. Месяцы через зодиакальные соответствия также сопряжены со стихиями. Даже планетарные воздействия, которые учитываются в планетарной магии, в нашем мире все равно смешиваются со стихийным влиянием и, так или иначе, при своем проявлении, взаимодействуют с ними и через них. Даже на таком простейшем материалистическом уровне, доступном для того. чтобы это все обозреть невооруженным глазом без всякого мистицизма, сам человек состоит из четырех элементов в физическом своем проявлении. Кости и плоть - это земля, кровь - это вода, воздух, которым при дыхании мы наполняем легкие и насыщаем таким образом свою кровь, это воздух, и огонь - это наша постоянная температура 36.6 - то тепло, которое поддерживает в нас жизнь. Пламя, оживляющее нас и горение которого является нашей жизнью.
Погодные явление и стихийные бедствия, молния, дождь, ветер, град, снег, лесные пожары, землетрясение, штормы, ураганы - все это также проявления четырех стихий. Все эти необузданные и неконтролируемые внешние проявления стихий можно также сравнить с внутренними процессами в человеке, соотнести с испытываемыми им эмоциями, о чем мы поговорим дальше. Магия и оккультные практики строятся на том, чтобы оператор учился контролировать эти четыре элемента, приводить их к порядку, подчинять своей воле и использовать их для достижения своих целей как внутри себя, так и вокруг себя. Иными словами, магическая практика всегда и во всем связана с взаимодействием с этими четырьмя стихиями в материальном плане и в духовных и астральных сферах. все магические операции так или иначе выстраиваются в соответствии с той или иной символической схемой, фундаментом которой являются четыре элемента и их соответствия:
Стороны света, каббалистические миры, зодиакальные триплицитеты, соответствия сефирот древа жизни элементам, планетарное взаимодействие со стихиями, прямое или опосредованное соответствие природы духовных существ четырем элементам, и т.д. и т.п.Овладение знаниями о символических соответствиях и практическом применении четырех стихий является одновременно и фундаментом магического искусства, и его вершиной. Знание и умение правильного обращения с ними есть ключ к тайнам природы и успешности магической практики.
Основных свойств четырех стихий всего четыре: горячий, сухой, влажный, холодный. И комбинации этих свойств между собою по двое принадлежат каждому из этих 4 элементов, показывая его точные характеристики. Так, например, огонь: горячий и сухой, вода: холодная и влажная, воздух: горячий и влажный, земля: холодная и сухая. Данная схема соответствий была впервые разработана еще Аристотелем, и с тех пор в неизменном виде присутствует в западной оккультной традиции, ее приводят в своих трудах такие мэтры оккультизма, как Агриппа, Леви, Папюс, Мазерс, Уэйт и многие другие. Относительно логичности данной схемы, необходимо объяснить каким образом смешение этих свойств распределяется по этим четырем элементам. Чтобы это было действительно понятно, а не представляло собой некую догму, которую просто заучивают. Как и во всех символических схемах и системах западной магии, эта схема логична и вполне рациональна. И проще всего ее визуализировать для понимания в виде креста на четырех рукавах которого располагаются 4 базовых элемента, которые, кстати говоря, в западной магической традиции, принято символизировать треугольниками.
Огонь: треугольник повернутый вверх, вода - треугольник повернутый вниз, воздух - треугольник, повернутый вверх, с горизонтальной перекладиной, пересекающей его, и земля - треугольник, повернутый вершиной вниз, также с горизонтальной перекладиной, как и у воздуха, пересекающей его. Итак, в данной схеме этого креста, мы рисуем треугольник огня на верхнем рукаве креста и условно считаем его Отцом. Треугольник воды мы располагаем по правую сторону от человека на кресте, то есть по левую сторону от наблюдателя (Мы выбираем такой порядок по правилам чтения на иврите справа налево, поскольку мы используем каббалистическую формулу тетраграмматона, о которой мы скажем чуть дальше) и условно считаем его Матерью. Рядом с треугольником огня мы пишем свойства огня: горячий и сухой. Рядом с треугольником воды пишем свойства воды - холодная и влажная. Теперь рядом с нижним рукавом креста рисуем треугольник воздуха и будем условно считать его Сыном, который наследует первое качество отца, и второе качество - матери. Т.о, воздух получается горячий и влажный. На правом рукаве рисуем треугольник земли и будем считать его дочерью, которая заимствует второе свойство отца и первое свойство матери. Т.о. земля получается сухая и холодная.
Данное объяснение удобно тем, что с его помощью проще понять характер взаимоотношений между стихиями и осознанно запомнить их основные свойства. И раз уж мы сказали о родственных отношениях между стихиями (огонь - отец, вода - мать, воздух - сын, земля дочь), необходимо также сразу сказать о их соответствии четырем буквам священного имени Бога тетраграмматона, который является одной из важнейших магических формул, так называемым непроизносимым именем IHVH, и буквы которого также в определенном смысле состоят в таких же отношениях между собой: Отец, Мать, Сын, Дочь.. В оккультной каббале буква Йуд соответствует стихии Огня и также является отцом в этой четверичной системе. Первая литера Хей является Матерью и соответствует стихии Воды. Литера Вав соответствует стихии Воздуха и является сыном. А Хей конечная - это дочь и стихия Земли. Формула тетраграмматона вплетена в ткань всех магических систем соответствий в западной магии, а вместе с ней и соответствующие ей 4 элемента. Так, к примеру, 4 каббалистических мира (Олам ха-Ацилут, олам ха-Бриа, олам ха-Йецира и олам ха-Асиа) соотносятся с 4 буквами тетраграмматона и 4 элементами. Поскольку в данной лекции мы делаем акцент на изучении 4 стихий, мы лишь вкратце дадим описания 4 каббалистических миров, чтобы была понятна важность этого соответствия.