Астральный план у человека — Папюс
Астральный план у человека
Доктор Папюс
Отрывок из курса лекций «Человек и Вселенная»
Сегодняшняя лекция будет настолько специального содержания, что я прошу вашего усиленного внимания. Мы должны коснуться крайне туманного и спорного вопроса об астрале у человека. Этот пункт требует систематического разъяснения, и я попытаюсь дать его насколько возможно ясно, оставляя, однако, все наиболее трудное до будущей лекции.
Прежде всего позвольте мне бегло резюмировать содержание нашей последней беседы.
В первой лекции я показал вам, что человек состоит из трех главных элементов: во-первых, из материального тела, продукта земли, во-вторых, из астрала, даваемого природой, и, в-третьих, из духа или души, вышедшей из божественного или духовного плана. Соединяясь, эти три принципа дают рождение, как бы, искрам, носящим в некоторых эзотерических школах специальные названия, но мы просто можем рассматривать их как те 5, 7 или 9 элементов, которые образуются тремя основными принципами.
Как вы уже видели, физическое тело, одушевленное жизнью или астралом, составляет в нас бессознательное или животное существо; что же касается духа, то он образует существо сознательное. Во время сна сознательный человек с физической точки зрения спит, а животный человек продолжает функционировать. Это факт, признаваемый всеми физиологами. Но оставим душу и займемся более подробно средним человеческим принципом.
Нет философской задачи, более вызывающей споров, чем та, которой мы занимаемся, но я не хочу входить здесь в пререкания, в общем, не имеющие для нас ни малейшего интереса.
Загадка, носившая в философии средних веков название «пластического посредника», была крайне просто разрешена современными философами. Они сказали: «к чему пытаться доказывать, что существует какой-то принцип, связующий тело с духом, когда так трудно обнаружить существование бессмертного и независимого от тела элемента». Но это лишь фраза, и она не должна служить нам препятствием к нашим исследованиям.
Что же такое человеческий астрал? Это то, что одушевляет человека и движет им без помощи сознания. Центр действия этого принципа находится в грудной области, резервы его циркулируют в симпатическом нерве. Вот его место с анатомической точки зрения. Но нам особенно интересно то, что принцип этот двойной, причем одна его часть обращена к духу, а другая к материи. Вы уже знаете из первой нашей беседы, что предплечье, например, состоит из двух костей, имеющих очень интересную особенность, на которой анатомы мало останавливают внимание. Одна из этих костей – лучевая – скрепляет мышцы руки, а локтевая – связывает мышцы кисти, и, таким образом, первая служит движению верхней части руки, а вторая – нижней. Так же точно «средний принцип», или астральное тело, служит с одной стороны духа, а с другой – материальному телу: первому, позволяя сообщаться с внешним или физическим миром, и второму, - управляя животной или органической жизнью.
Я говорил вам, что во время сна или обморока связь духа с телом прекращается на несколько часов или минут. Аналогичный этому пример представляет собой телеграфист, которому не хватает электрической энергии для приведения его аппарата в действие. Итак, функция астрала заключается в доставлении человеческого электричества, или, иначе, нервной силы, необходимой для воздействия духа на материю. С органической точки зрения астрал является универсальным орудием, которым одинаково пользуются и дух, и тело.
Теперь посмотрим, как вырабатывается нервная сила? По мнению доктора Люиса и некоторых других, образование нервной силы происходит в мозжечке. Впрочем, место ее происхождения имеет для нас в данном случае мало значения; главное, что нужно нам теперь знать, - это то, что кровь где-то превращается в нервную силу. Сила эта циркулирует в нервах особенных образом, как мы это увидим, изучая рис. № 5. Во время бодрствования нервная сила идет из мозжечка в большой мозг по мозговой ножке, а избыток флюида направляется по нижней ножке к спинному мозгу и ганглиям симпатической системы.
Теперь прошу вас запомнить, что в человеке имеется разумный принцип, распоряжающийся образованием и возобновлением всех его органов, так что, встретившись с человеком, которого вы 7 лет не видали, знайте, что в нем не осталось уже ни одной клеточки, существовавшей во время вашего последнего свидания с ним. Но этот разумный принцип, который строит физический организм и движет им, не в самом человеке, а вне его, и по существу он тот же, который заставляет двигаться и солнце, и землю, и вообще все небесные тела. Одним словом, органический принцип человека есть просто клеточка вселенной, и потому он подчиняется тем же законам, что и все живущие во вселенной существа. Эти законы управляются интеллектом природы.
Разумное начало, управляющее эволюцией всех существ и всех сил мира, управляет также и органическими функциями человека. Желая графически изобразить это, я нарисовал бы маленького человека, часть силы которого была бы воплощена в нем, а другая находилась бы вне его. Эта самая сила, входящая в человека и циркулирующая в нем, чтобы затем выйти обратно, послужила предметом научного изучения. Вообще мы считаем себя изолированными в мире, и как бы вне природы, а между тем мы с ней связаны самым тесным образом. Когда вы бросаете камень в воду, то на ее поверхности получаются круги, прекращающиеся только при встрече с каким-либо препятствием. Так же точно вибрации, происшедшие от пересечения или же противодействия двух звезд, отражаются даже в нашей органической жизни, и в этом заключена величайшая тайна. Совершенно того не замечая, мы так же тесно связаны с окружающими нас различными мирами, как связаны наши ноги с земной поверхностью, или легкие – с атмосферой. Обращение в нас мировой силы легко доказать с помощью биометров. Эти аппараты обыкновенно состоят из металлической иглы намагниченной или не намагниченной, могущей двигаться под влиянием астрального или нервного флюида. Лучший биометр изобретен Луи Люкасом; он состоит из намагниченной иглы, которую приводят в равновесие при помощи электрического тока, проходящего под ней. Если вы соедините с аппаратом любое живое существо, то игла начнет двигаться в том или ином направлении.
Позднее аббат Фортен изобрел другой биометр, состоящий из очень тонкой шелковой нити, прикрепленной к стеклянному шару, причем нижний ее конец обвит вокруг середины магнитной иглы.
Этот биометр был изменен доктором Барадюком, заслуга которого состоит в том, что он установил законы этой циркуляции нервной силы в человеке. Из его трудов вытекает, что в зависимости от состояния нашего здоровья мы в большей или в меньшей степени поглощаем астральный флюид правой стороной, на мгновение задерживаем его и выпускаем – левой, что позволяет нам, благодаря биометрической формуле, отдать себе отчет в жизненном темпераменте каждого человека.
Существует еще биометр доктора Жуара, меньшего объема, чем биометр Барадюка, но более массивный.
С научной точки зрения биометры представляют собой еще область гипотезы, ибо ученые, не признающие связи человека с более или менее универсальной природой, говорят, что причиной движения иглы в биометрах является лишь животная теплота. Для доказательства, что теплота здесь не играет роли, опыты были умножены, причем все старания клонились к тому, чтобы помешать тепловым лучам действовать на биометры. К несчастью, все эти опыты с точки зрения Академии недостаточно научны, чтобы быть ею признанными. Будем надеяться, что это произойдет в будущем, а пока удовольствуемся тем, что благодаря биометру флюидическая циркуляция в человеке доступна нашему наблюдению. Есть много способов зарегистрировать эту обращающуюся в нас силу. Для этого берут пробку, втыкают сверху иглу и помещают на эту иглу бумажную стрелку. Простой этот аппарат очень чувствителен, и, приближая к нему правую или левую руку, вы констатируете существование силовых токов, входящих в вас и затем выходящих.
Если же вы пожелаете ознакомиться с этими вопросами более подробно, то надо прибегнуть к помощи более научно совершенного инструмента.
Теперь посмотрим, каким образом эта циркуляция астрала приводит к построению материального организма. Физическое тело в том виде, в каком мы его наблюдаем, больше всего занимает ученых, и вместе с тем оно меньше всего изучено в смысле отношения его к занимающей нас в данный момент образующей его силе. Я попытаюсь вам объяснить это. Все ученые, особенно школа Дарвина, свидетельствовали, что между земными существами – огромная аналогия, на основании которой можно утверждать, что физическое тело, например, обезьяны мало уклоняется от физического тела собаки и т.д. Другими словами, с органической точки зрения существует, следовательно, как бы цепь или связь, соединяющая человека с животным, и животное с растением, а растение с минералом. Однако официальная наука пока еще не знает, каким путем происходят эти различные прогрессивные превращения живых тел. Что же касается оккультистов, то у них по этому вопросу существует теория, по моему убеждении, безусловно верная, которую когда-нибудь подтвердят и ученые: оккультизм утверждает, что переход одной материальной формы к другой совершается в астральном плане.
Когда умирает собака, то принцип ее органической жизни не исчезает, ибо ничто не теряется в мире. Что же с ним происходит? Он уходит в астрал, чтобы образовать принцип будущего астрального тела обезьяны, так что ученый-позитивист, видя оба эти физические тела, очень хорошо замечает тесную связь, существующую между ними, но совершенно не видит плана, где реализуются эти последовательные метаморфозы.
Теперь, оставив в стороне животных, займемся превращением астрального тела какого-нибудь человека в такое же астральное тело человека позднейшего времени. Вам, разумеется, ясно, что речь идет о перевоплощении, настолько признаваемом нами, что, принадлежи мы к догматикам, мы создали бы из этой идеи основной принцип догматической секты. По учению оккультизма, мы живем в материальном теле несколько раз. Так как, ради нашей эволюции, нам полезно возвращаться на землю, или даже пребывать в течение более или менее долгого времени на других планетах элементарного плана, то наша душа поэтому одевается поочередно в различные физические одежды.
Вот в чем заключается перевоплощение, которого не следует ни в каком случае смешивать с метампсихозом. Этот последний обозначает собой род перехода человеческой души в тело какого-нибудь животного. Итак, перевоплощение говорит нам, что мы образуем последовательно несколько физических тел. Но каким образом? Мы всегда строим наше новое материальное тело при помощи тела астрального, являющегося продуктом нашей предшествующей жизни. Предположите, что в прежней земной жизни мы были пьяницами. Питаясь таким образом алкоголем, ибо говорят, будто он питает, мы вводили не только в наши физические клеточки, но также и в наше астральное тело огромное количество весьма зловредных веществ, что в посмертной жизни доставляет нам много страданий. Более того, когда мы вернемся снова на землю, то физическое наше тело будет уродливого сложения, в чем виноваты будем мы сами, а не наша мать, которая в действительности является только приемником материи и силы. Мы всегда пожинаем то, что посеяли. Возьмем, Например, человека, который, заботясь только об удовлетворении своих инстинктов, ни мало не думает о будущей судьбе своих детей. Совершая глупость за глупостью, он растрачивает свой капитал. И что же? Может случиться, что природа сыграет с ним шутку, т.е., что вскоре после своей смерти, он переселится в тело одного из своих потомков во втором или третьем поколении. Иногда даже, вследствие соглашения между астральным и духовным элементами, человек этот тотчас после своей смерти одухотворит собой тело своего внука и окажется в весьма тягостном положении, выйти из которого удастся ему только с великим трудом. Пример этот являет собой применение к жизни следующих слов Священного Писания: «Исследуйте грехи отцов на детях вплоть до третьего и четвертого поколения». Вы не станете отрицать, что, действуя так, природа совершает нечто совершенно справедливое.
Прежде чем перейти к дополнительным сведениям по вопросу о перевоплощении, я, с помощью образного представления хочу точнее выяснить вам только что сказанное мной. Библия говорит, что мы созданы по образу Бога. Воздавая Создателю той же мерой, мы в свою очередь смотрим на него, как на высшего Человека, обладающего одновременно достоинствами и недостатками. В представлении этом скрыто полное интереса учение. Божественный план и Бог изображался в виде треугольника с вершиной, направленной вверх, а так как астральный план есть обращенная сторона духовного плана, то он представит собой треугольник с вершиной вниз. Фотограф сказал бы вам, что это – негатив.
Объясним это. Я хочу, например, воспроизвести с помощью фотографии какой-нибудь пейзаж. Прежде всего мне нужно получить на светочувствительной стеклянной пластинке перевернутое изображение этого пейзажа. Такое изображение называется негативом, так как свет и тень в нем противоположны действительности. Подвергнув негативное изображение дальнейшей обработке, я получу изображение позитивное, точно воспроизводящее имеющийся предо мной пейзаж.
Подобно приведенному примеру, всякое человеческое творчество заключает в себе 3 части, и именно следующие: 1) воспроизводимый объект или реализуемая идея, 2) посредник и 3) реализация. Эта аналогия дает вам ключ к трем планам природы: к миру божественному или иначе идей – типов, к миру астральном или миру негативных клише и к миру элементарному или миру физических форм. Отсюда вывод: все, что исходит из плана божественного или из плана материального, имеет свое отражение в астрале.
Существенная характерность среднего мира заключается в возможности воспроизводить в тысячах экземпляров все, что проходит через него. Этот план можно сравнить с отливной формой, дающей возможность скульптору отливать бесконечное число одинаковых статуэток. Идея эта приводит нас снова к вопросу о нормальном воплощении человеческой души. Не будем, однако, забывать, что общего закона из этого выводить не следует, хотя и можно утверждать, что дух спускается в материальный план всегда добровольно. В подтверждение этого приведу вам пример. Представьте себе человека, живущего там, где царит счастье. Сферу эту, или план, вы можете назвать, как вам угодно. Выражается же счастье это тем, что все желания упомянутого человека осуществляются. Этим, однако, не все исчерпывается. Пребывая на этом плане, он собирает те зародыши, которые породят будущее земное его тело, затем наступает день, когда небесная жизнь этого человека приходит к концу, и тогда, увлекаемый флюидическим током, он несется планете, континенту, стране и семье, наиболее соответствующим степени его эволюции.
Представьте себе теперь духа, несущегося от одной сферы к другой, чтобы, наконец, течение девяти лун начать вращение свое вокруг материнского центра, где мало по мало ткется его будущая физическая одежда. Тема эта поразительно трактовалась древними, и в числе их особенно Альбертом Великим, сотоварищем по трудам св. Фомы Аквинского.
Древние признавали семь планет, но планеты эти были для них лишь планами или, как бы, различными тональностями мировой силы. Если бы в нашей солнечной системе было 20000 планет, то это нисколько не изменило бы способа проявления астрального света. Итак, эти семь различных видов астрального флюида, или энергии, получили название планет и возникли из старинных писаний и чрезвычайно древнего уклада жизни.
Но не будем останавливаться на этом, и посмотрим, как эти семь планет влияют на развитие оплодотворенного человеческого яйца в течение девяти лунных месяцев.
В 1-й месяц Сатурн подготовляет костную основу. На 2-м месяце Юпитер доставляет все необходимое для образования в организме жидкостей. На 3-м месяце Марс образует кровь. Когда плоть и все жидкости уже налицо, тогда в зародыш воплощается индивидуальный проблеск разума, обозначенный словом «Солнце», которое проявляет свою деятельность в течение 4-го месяца.
Затем формы зародыша обозначаются более определенно: создаются органы воспроизведения. Появляются с каждой стороны лица по глазу, тогда как сначала была лишь впадина среди лба. Таким усовершенствованием зародыш обязан Венере, влияющей на него в течение 5-го месяца. Наконец, на 6-м месяце жизни эмбриона, благодаря Меркурию, образуется лимфа и устанавливается ток нервной силы.
В течение 7-го месяца Луна заканчивает работу. Ребенок в это время уже жизнеспособен и может родиться, но он останется хилым. Для окончательного формирования человеческого существа, сила, действовавшая первою, должна выступить вновь, и таким образом на 8-м месяце влияет опять Сатурн, а в течение 9-го месяца оказывает свое благодетельное действие Юпитер. И по окончании этого срока, ребенку предоставляется переменить связь, соединявшую его с матерью, на ту, которая отныне соединит его с атмосферным воздухом. Таковы различные фазы эволюции человеческого плода в период воплощения духа.
Хотя душа, облекшись физическим телом, становится на земном плане индивидуальной, однако, благодаря астралу, которым она одета, она остается навсегда соединенной с миром звезд. Мировой принцип или, иначе говоря, астральное тело может расширяться, выходить из физического тела (экстериоризироваться) и находиться под двоякого рода влиянием: 1) высшим, имеющим своим источником Божественную Любовь, что образует светоносную часть нашего астрала, всегда стремящуюся возвышаться, и 2) низшим, называемым мною страстью и ненавистью. Это есть низменная или материализующая его часть. Таким образом астрал имеет свойство экстериоризироваться, уплотняться и ставить человека в связь со всей природой.
Перейдем теперь к изучению проявления астрала на тех трех планах человеческого существа, с которым он сносится. Итак, физически астрал проявляется дыханием, что показывает вам рис. 2-ой. Этот рисунок изображает людей, связанных как бы ниточкой с чем-то их окружающим, что называется земной атмосферой. Эта связь заменяет пуповину, которая до рождения соединяла человека с его матерью. Достаточно поместить нас под колокол воздушного насоса и прервать эту связь, чтобы мы немедленно перешли из земной жизни в астральный план. Значит, дыханием мы связаны с физическим планом. Астрал на своем плане проявляется тем выделением силы, о котором я вам уже говорил при изучении биометров, и циркуляция этой астральной силы ставит человека в соотношение со всей вселенной. На плане же духовном астрал проявляется, так называемой в оккультизме, циркуляцией астральных клише.
Я говорил вам уже, что все происходящее на земле есть результат астрального негатива, и нет ни одной человеческой страсти, которая, до внедрения ее в человека, не обращалась бы раньше в астрале. Ясновидящий очень хорошо заметит синематографический образ того, что нас ожидает. Всякое астральное клише, имеющее к нам отношение, показывается всегда позади нашей головы, и хотя это выражение не совсем точно, однако, оно дает вам идею этого явления. Но я добавлю еще, что глаз астрального тела находится на уровне затылка, т.е. в точке пересечения большого мозга с мозжечком. Знать это для нас крайне важно, так как при изучении нами влияния невидимого мира, мы увидим, что человеческий дух не только бывает охвачен чувственными, душевными и интеллектуальными побуждениями, но бывает также искушаем и астральными существами.
Предположите, что нами овладевает желание похитить, Например, платок в магазине; на такой поступок нас наталкивает астральное изображение, но тотчас же начинает действовать и божественное начало, или совесть. И если мы уйдем из магазина, не взяв платка, то в голове нашей возникает вопрос, откуда же явилась такая мысль?
Но клише все же не будет разрушено, а лишь ослаблено и возвратится к нам трижды. Если же, наоборот, мы не устоим против искушения, то клише фиксируется и делается составной частью нашей магнетической оры. Знание циркуляции астральных клише является крайней трудной наукой, как вы сами это увидите, когда мы затронем область пророчеств.
Замечу еще, что излучения астрального тела в нас настолько велики, или иначе, обладают такой длиной, что, до некоторой степени, мы можем не считаться с временем и пространством. Так, например, может случиться, что на углу какой-нибудь улицы вы скажете: «а, вот идет такой-то», и вы действительно встречаете его, но несколькими минутами позже. Это значит, что вы увидали его астральное продолжение. Другой пример: умирающий может проектировать свою астральную фотографию туда, где живут близкие ему лица, и они увидят его или в бодрственном состоянии или во время сна.
Подобного рода раздвоения достигаются сравнительно легкими способами, вследствие чего некоторые думают, что главная тайна оккультизма заключается только в сознательном выходе астрального тела. Но мы должны здесь сказать, что это пустое и даже опасное упражнение. Конечно, весьма интересно видеть господина, вроде меня, проходящим сквозь стены этой залы, но такого рода гимнастика бесполезна для вас, а также и для меня. Теперь я скажу вам о колдовстве.
Есть лица, думающие, что достаточно раздвоиться, чтобы в невидимом образе поразить своего врага ударом кулака или кинжала, но, к несчастью, или скорее, к счастью, эти лица смешивают физический план с астральным.
Никогда не забывайте, что, желая кому-нибудь зла, мы каждый раз создаем демона. Кроме того, всякий живущий здесь, как впрочем и везде, охраняется невидимыми существами. Поэтому, мы рискуем заболеть, сойти с ума или даже умереть, в случае, если рожденный нами демон окажется не в состоянии выполнить то, что мы ему приказали. Но надо сказать и то, что рассказы о колдовстве носят в общем характер ребяческий.
Вот все, что я хотел сказать о циркуляции астрального плана в человеке.
© Доктор Папюс (Жерар Анкосс), отрывок из курса лекций "Человек и Вселенная"
Книга из коллекции раритетов Teurgia.Org
Пубилкация подготовлена коллективом Teurgia.Org