Человеческое строение по данным древних — Папюс
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Человеческое строение по данным древних — Папюс

Строение человека

 

Доктор Папюс

 

Отрывок из курса лекций «‎Человек и Вселенная»‎ 

Мм. Гг.!

Предмет, о котором я буду говорить сегодня, имеет основное значение для всех эзотерических (1) школ., т.е., другими словами, как для каббалистов и герметистов (2), так и для теософов, спиритов и магнетизеров. Могу сказать даже, что знания, как и из чего составлен человек, является почти необходимостью. 

 

В силу этого мы начнем именно со строения человека, затем скажем несколько слов о его физиологии, и в заключение бегло упомянем о нашей точке зрения на способы питания человеческого существа. 

 

Примечания:

  1. Эзотеризм – внутреннее, скрытое значение всего существующего в отличие от экзотеризма – значения внешнего. Прим. перев. 
  2. Последователи учения Гермеса. 

 

Человеческое строение по данным древних

 

По поводу человеческого строения я вынужден раньше всего обратиться к преданиям древних, так как вопрос этот занимал и людей давно прошедших времен. 

 

Посмотрим же, как разрешали его древние. Они поступили весьма просто, выразив вывод свой символом, название которого всем известно. Символ этот – сфинкс! 

 

Сфинкс был тем древним символом, который наиболее точно изображал собой различные проявления человеческого существа на всех уровнях, или, иначе, на всех планах. И действительно, человек представляет собою соединение физических сил, символически выраженных быком; нравственных, как, напр., добродетель (virtus), храбрость – львом; интеллектуальных – орлом; наконец, сила, сущность которой божественна, символизируется ангелом, или, иначе, человеческой головой, причем сила эта, сосредоточив в себе все три предыдущие животные силы, образует из них единство (см. рис. 1). 

 

Таким образом, древними различались три разновидности людей: человек черного руда, или, другими словами, вполне физический – человек-вол; воинствующий – человек-лев и, наконец, вечно парящий в небесах мечтатель, поэт, словом, интеллектуальный человек, символом которого является орел. 

 

Но три эти природы: лимфатическая – вола, сангвиническая – льва, нервная – орла представляют собою в нас вполне животных еще начала, и если ими не управляла бы воля и не задерживала бы их страстных порывов, то человека, в истинном смысле, не существовало бы вовсе, и он не был бы три-единством, т. е. единством, властвующим над тройственностью. 

 

Считаю нужным обратить ваше внимание на то, что в сфинксе заключаются три бессознательных элемента, над которыми властвует один сознательный. 

 

Наши ученые открыли в человеке одно бессознательное; древние же египтяне сумели выразить человеческий синтез несравненно удачнее, чем новейшие ученые и философы, так как показали нам три составляющих человека бессознательных начала, управляемые сознанием, которое и приводит их к синтезу. 

 

Сфинкс представляет собою не только человека в четырех значениях его, но и четыре его возраста – детство, юность, зрелый возраст и старость, а также четыре нравственных силы, могущие быть в распоряжении его и выражающиеся словами: знать, сметь, хотеть и молчать, и, наконец, четыре стороны света, управляющие астральным человеком, указывающие путеводную звезду волхвов и представляющие собой ключ ко всем священным преданиям. 

 

Когда нам заявляют, что сфинкс – символ весьма старый и в настоящее время ни мало не интересный, то вспомним при этом, что предание признается священным, и как гордый своей долей самостоятельности народ дорожит своей связью с предшествовавшим ему, более древним, народом, так и каждое из преданий дорожит всем, что устанавливает его связь с другим, более древним, преданием. Припомните прелестное сказание о бегстве Девы Марии и Иосифа в пустыню и о спящем между лапами сфинкса младенце Иисусе. 

 

Эта легенда ясно показывает вам, что древнее египетское предание заканчивается в религии Христа. 

 

И вот почему каждый из четырех Евангелистов изображается с символизирующим его и заимствованным из сфинкса животным: символ Матфея – бык; Марка – лев; Луки – человек; Иоанна – орел. 

 

Каждое из Евангелий приурочено, таким образом, к каждому из четырех темпераментов человеческих и выражает собой одно из могуществ, которые человек может развить в себе.

 

Таков этот поразительный синтез, послуживший основой всему строю древней идеологии. Хорошо, - скажете вы, - но до сих пор лектор наш остается лишь в области воображения или идей, а между тем не следует забывать, что мы живем в положительном веке. Словом, вам хотелось бы знать, как построен человек, а не то, как понималось это строение древними. 

 

Будем же положительны, и станем изучать вещи, идя материальным путем. 

 

 © Доктор Папюс (Жерар Анкосс), отрывок из курса лекций "Человек и Вселенная"

Книга из коллекции раритетов Teurgia.Org

Пубилкация подготовлена коллективом Teurgia.Org

 

 

 

 

 


Back to Top