Естественный сон и бодрствование — Папюс
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Естественный сон и бодрствование — Папюс

Естественный сон и бодрствование

 

Доктор Папюс

 

Отрывок из курса лекций «‎Человек и Вселенная»‎ 

 

   Для лучшего понимания в дальнейшем всего, что относится к спиритизму, Магнетизму и магии, я постараюсь сейчас разъяснить, что такое есть сон. В физиологии его объясняют различно, но горе экзаменующемуся, который осмелился бы сказать нечто противное убеждениям экзаменатора. А так как предо мной нет судьи, с мнениями которого я должен был бы считаться, то мы вместе с вами поищем настоящую причину обыкновенного сна. Я вам говорил, что кровь питает организм, но в движение ею не приводится ничего, - эта роль принадлежит симпатическому нерву, движущему всеми сосудами кровеносной системы. Эти сосуды окружены тонкими нервными волокнами, идущими от ближайшего узла симпатической системы. Нервы же эти делятся на сосудосуживающие и сосудорасширяющие. Из самого названия видно, что функция первых – сжимать, а вторых – расширять кровеносные сосуды. Выходя из спинного мозга, симпатический нерв образует три больших сплетения, управляющих функциями главных центров растительной жизни, а именно: шейное сплетение, грудное и солнечное сплетение. Как вы уже знаете, нервы являются проводниками нервной силы. Но откуда же происходит эта двигающая энергия? 

 

   Вы учили, что красные кровяные шарики, пробегая по организму, доставляют различным клеточками необходимые им жизненные пигменты, не сохраняя ровно ничего для себя самих. Затем особый орган, мозжечок, овладевает частично этой жизненной силой, даваемой кровью, и превращает ее в человеческое электричество. Обратите внимание на рис. 5-ый, где мозжечок обозначен цифрой 1. Верхняя мозговая ножка, направляющаяся в передний мозг 5 и заканчивающаяся в красном ядре Стилинга, обозначена цифрой 2 и нижняя мозговая ножка, направляющаяся к передним серым центрам спинного мозга 4 обозначена цифрой 9. Здесь-то и берет начало спинной симпатический нерв, указанный цифрой 3. Что же касается двух полушарий мозжечка, то они связаны средней ножкой. Прибавьте к этому, что в моей схеме задняя доля мозга указана цифрой 6. 

 

   Теперь вам легко понять, в чем заключается бодрствование и сон. Мы сравнили материальное тело и с заводом. Возьмем, как пример, сахарный завод: в него поступает свекловица, а выпускается сахар. Также точно в мозжечок, по словам д-ра Люиса, приливает кровь, а вырабатывается нем нервная сила. Итак, в бодрственном состоянии нервный флюид беспрерывно течет к мозгу через верхнюю мозговую ножку, и тогда дух может мыслить и действовать на внешний мир. Но так как всякая идея по необходимости вызывает смерть какой-нибудь нервной клеточки, а всякое действие влечет за собой расход энергии, то, следовательно, по истечении некоторого времени, запасы симпатического нерва оказываются истощенными, голова тяжелеет и наступает зевота. Зевота всегда указывает, что меняются рельсы, а потому особенно часто зевают те лица, у которых нервная сила перемещается крайне быстро. Таким образом, в конце дня или после утомительного труда мы чувствуем усталость и стремление к отдыху. В этот момент нервная сила не направляется больше к головному мозгу, а идет к мозгу спинному и симпатическим узлам через нижнюю мозговую ножку. Что же касается остатка нервной силы, то он направляется к области духа и вызывает органические сновидения, т. е. низший вид снов. 

 

   Когда симпатический нерв достаточно насытился нервной силой, то основной ток снова направляется к мозгу и вызывает пробуждение. Вот объяснение тех двух физиологических состояний, которые мы испытываем ежедневно. 

 

   Но существуют еще многие другие проявления полного или временного разрыва связи духа с физическим телом. Например, при апоплексии разрыв происходит мгновенно, и дух переходит в астральный план. При некоторых тяжелых болезнях, как, например, тиф или неврастения, человек бывает так слаб, что проводит во сне гораздо больше времени, чем в нормальном своем состоянии. Наконец, во время обморока, связь, соединяющая сознательное существо с существом импульсивным, в силу нервной анемии, может быть на мгновение разорвана. 

 

   Нарушить равновесие между бессознательным существом и душой можно различными способами, и самый простой заключается в чтении трудов какого-нибудь скучного автора. 

 

   Теперь от обыкновенного сна перейдем к сну искусственному. Существуют три способа усыпления. Первый заключается в том, что вы сразу сосредоточиваете всю мозговую силу усыпляемого перед его глазами каким-либо источником яркого света. Гипнотический сон наступает тогда мгновенно, так как связь между духом и импульсивным существом резко прерывается, а вследствие этого вся нервная сила сосредоточивается в мозжечке. Благодаря именно этой резкости перерыва, вы имеет возможность перевести вашего субъекта в то полусознательное состояние, которое носит название сомнамбулизма. Рис. № 3 схематически показывает вам этот разрыв между духом, обозначенным в виде маленького, прикрепленного к крючку шарика, и астралом, изображенным другим крючком, не соединенным с верхним. Чтобы получился магнетический сон, надо усилить с помощью пассов прилив крови к грудному сплетению. Я много говорил вам о связи человека с природой, и теперь вы поймете, когда я скажу вам, что в магнетическом сне субъект находится в сношении с силами вселенной и населяющими ее существами. Происходят так называемые «сомнамбулические видения». В этих случаях магнетизер посылает астральное тело субъекта на большее или меньшее расстояние, и таким образом узнает весьма многое. Рис. № 4 дает вам об этом идею. Буква Д. – воля магнетизера, посылающая при помощи флюидической нити (B) свой астрал (F) и астрал субъекта (E) к какому-нибудь отдаленному предмету (C). Допустим, вы желаете иметь представление о различных стадиях сонного состояния. Для этого вы переводите всю нервную силу на уровень желудка, - т.е. к месту сплетения многочисленных ганглий симпатической системы, и усиливаете, таким образом, прилив крови к так называемому солнечному сплетению или, как сказали бы древние, - «к солнцу». Не забудьте, что этот центр служит связующим звеном между человеком и инстинктивной или физической природой. При указанных условиях вы увидите явления, известные под названием спиритических. Нервная сила начнет выделяться из человека, и если это будет происходить в темноте, то окружающие предметы станут светящимися, что даст возможность удостовериться в существовании лучей, составляющих природу черного света. В этом состоянии переспри, или жизнь субъекта, выделяется из его тела на уровне селезенки и может явиться сбоку, возле него. Во всех нас живет излучающий свет двойник наш, который может при известных условиях воочию предстать перед нами. В Annales des Sciences psychiques вы найдете подробные отчеты о многочисленных фактах, показывающих, что можно видеть себя, стоящим около своего физического тела, лежащего в постели. Такое раздвоение происходит всегда, когда каким-нибудь способом прилив крови к солнечному сплетению усилен. 

 

   Во всяком спиритическом сеансе спящий медиум может соединить свое астральное тело с астралом магнетизера, находящегося среди присутствующих, и тогда он очень легко овладеет идеями окружающих его лиц. «Как странно, - скажут они, - медиум сказал вещь, которая известна только мне одному». В других случаях медиум может войти в сношения с «элементерами», и тогда сообщения его будут носить совершенно детский характер. Медиум может тоже сообщаться с самоубийцами или с элементерами низменного уровня. Наконец, он может иногда войти в сношение с существом духовного плана, и рис. № 6 даст вам идею такого явления. 

 

   Дух медиума, как вы видите на рисунке, как бы зацепляет дух являющегося ему существа. 

 

   Мне остается показать вам еще, как помещаются в нас астрал и духовное начало. Фабр д’Оливе говорит, что человеческий дух окутан материей. Желая графически изобразить человеческий астрал, вам прежде всего нужно обозначить дух простой или световой точкой, затем астрал его изобразить в виде окружающей эту точку змеи, и все вместе обнести как бы стеною, выражающей собой физической тело. Вот ключ ко многим символам, о которых мы будем говорить дальше. 

 

   Отсюда вытекают различные технического свойства соображения, которые вы найдете у Сен-Мартена и других мистиков, в настоящую же минуту сосредоточьте ваше внимание на составных частях воплощенного на земле духа, и на взаимоотношениях их, и предположите, что этот дух, будучи воплощенным, желает сообщаться с подобным себе существом. Сделать это он может двояким образом: или физически, протянув ему руку в знак единения, или астрально, направляя в его переспри свой астрал. В этом последнем случае перед вами произойдут различные проявления симпатии, трансцендентальной дружбы, земной любви и др. изучаемые оккультистами факты, когда два астральных существа сливаются в нечто единое. Такого рода слияние и есть то, чего люди ищут в любви, в силу неосознанной мысли, что любовь и есть возврат к некогда бывшему, но утерянному блаженству. Духовные существа были как бы разрезаны пополам, - как сказал бы Платон. Поэтому-то мужчину, и особенно женщину, влечет к духовному единению, осуществление которого на земле, впрочем, встречается крайней редко, так как истинное слияние происходит тогда лишь, когда два астральных тела сливаются, как два источника духовного света, и дают свет единый. 

   Я изобразил вам астрал в форме змеи; в образе этом, как я уже говорил, заключается ключ ко всем оккультным фактам. Древние также изображали астрал, и символ этот тем более верен, что, как в человеке, так и в природе, циркулирующие в них токи энергии по очертаниям своим змеевидны. Это ключ к пониманию древнего змия во всех его проявлениях, а также и еврейской буквы «вау». Эта шестая буква еврейского алфавита называется символически «крючком», т.е. соединением двух планов существования, обозначенных двумя буквами «Je» в священном слове «Jodhe-vohe». Та же змеевидная форма является ключом и к священному и страшному индийскому слову «Aum». Это санскритский термин и настолько таинственный, что следует избегать произношения его, почему и я не произнесу его перед вами. Пишется оно так: «Aum». На западе мы называем его «Ave Maria», но, если бы мы осмелились сказать, что «Ave Maria» и «Aum» - одно и то же, то ревностный католик мог бы вознегодовать на нас. В слове «Aum» всего интереснее для нас вторая буква. Возьмите пустую внутри раковину, найденную на морском берегу, приблизьте к вашему уху, и вы услышите звук «у», который есть не что иное, как очень продолженная вторая буква слова «аум», и тот самый звук, который вы услышите в момент вашей смерти. 

 

   Змея вы найдете во всех ваших астральных выходах или экстериоризациях, а также в символизме во всех его формах. Китайцы удивительно умело символизировали слияние астрала с духом. По этому поводу о них можно сказать, что они сделали это способом исключительно математическим и физическим. Если хотите подражать им, то начертите круг, увеличьте вдвое его диаметр и начертите еще половину круга под продолжением диаметра первого круга. Получилась змея. Это буква «S» языка «Ватана», или первичного языка. В ней два центра и два полукруга. Если вы соедините эти два центра, образовав эллипсис, то получите фигуру, которую можете увидеть в Китае на всех знаменах тайных обществ. Для профанов она называется «рыбы». Знак этот символизирует собой общение двух духов посредством их астрала. 

 

   Во всех религиях предание истинно, ибо религии являются лишь переводами с одного языка на другой единого очень древнего и истинного предания. 

 

   Прежде, чем кончить, мне надо сказать несколько слов о нервных потрясениях, случающихся, когда астральная деятельность в человеке идет ненормальным путем. Это наблюдается при отсутствии точки опоры астрала, или когда он не функционирует. Так как врачи не сведущи в этих явлениях, то всегда находятся убежища, куда прячут такого пациента. По нашему мнению, например, мания преследования есть результат астральных явлений, и от этого всегда можно вылечить, но не материальными способами лечения, которым подвергают больных, называемых сумасшедшими, и от которых общество освобождается заключением их в особого рода больницы, - а лишь действительно умелым уходом за ними. 

 

   Теперь поговорим о влиянии образа жизни на астрал. Я уже говорил вам, что вегетарианский режим очень хорош, но не в абсолютном смысле, а только в условном. Что же касается до астрального режима, то это прием тренировки чисто психической, под которой понимается воспитание мысли. Пифагор нашел лишь один способ оградить от засорения астрал своих учеников: он не позволял им говорить в течение двух или трех лет. Благодаря этому они не злословили своих товарищей, если были врачами, своих братьев, если были посвященными и своих ближних, если вращались в обыкновенной будничной жизни, и астрал их делался светлым и чистым. Нам не возможно применить этот способ, хотя бы уже потому, что журналы обязывают нас высказываться, и я сам служу ярим тому доказательствам. Лучшее астральное воспитание – есть воспитание психическое. В силу этого добрые мысли и христианские поступки несравненно действительнее, чем вегетарианство. 

 

   Но я не хочу больше злоупотреблять вашим терпением и, кончая эту лекцию, напомню вам, что дурные мысли или демоны – продукты наших личных ошибок; а галлюцинация является вполне реальным фактом, вытекающим из сношений нашего духа с астралом. Не забывайте, что человек нисколько не отделен от других существ вселенной. 

 

   В следующий раз вы поймете, насколько мы солидарны друг с другом, и почему сделанное нами зло действует не только на нас, но и на все существующее.

 

 © Доктор Папюс (Жерар Анкосс), отрывок из курса лекций "Человек и Вселенная"

Книга из коллекции раритетов Teurgia.Org

Пубилкация подготовлена коллективом Teurgia.Org


Back to Top