Различные теории оккультного строения человека — Папюс
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Различные теории оккультного строения человека — Папюс

Различные теории оккультного строения человека и взаимоотношения их

 

Чтобы вы могли разобраться в книгах и других эзотерических школ, я хочу сказать вам несколько слов о взаимоотношениях, существующих между составляющими человека элементами. 

 

Для каббалистов и для оккультистов, придерживающихся западного предания, число этих элементов есть 3: тело, которое мы пронумеруем числом 1; астрал, настоящее число которого есть 4, так как в теософическом сложении оно дает единицу: (4 = 1+2+3+4 = 10; 10 = 1+0=1); наконец, дух или высший человек, цифра которого есть 7. Число же 7 = 1+2+3+4+5+6+7 = 28; но 28 = 2+8 = 10; 10 = 1+0 = 1. Таким образом, тело, астрал и дух, даже в различных своих степенях и видах, представляют собой основное единство, и в силу этого при ознакомлении со школами, признающими в человеке несколько элементов, вам теперь будет понятно, как соединяются различные эти начала, чтобы образовать собой существо человеческое. 

 

Тело «само в себе» заключает элемент или принцип, определяющий индивидуальность его, или личность. Тут мне придется прибегнуть к санскритским терминам. Плотский, телесный элемент по санскритски называется «Рупа». Слово это означает видимость, форму, или, еще лучше, одежду. Но наиболее для всех нас интересный термин, обозначающий второй принцип человека, или его жизненность, есть «Джива». Если я прибегаю к санскритским терминам, то не из педантизма, а просто, чтобы показать вам глубокий символизм этого языка, который в начертаниях своих проявляет все 3 плана: физический, астральный и божественный. Материальный мир выражен самими буквами санскритского языка; астральный – чертами, которые проводят над буквами, а иногда проявляющийся божественный мир выражается помощью ударений. Санскритский язык читается так же, как и латинский, т. е. слева направо. Теперь укажу вам ключ к строению вообще языков. Способ письма того или другого народа всегда указывает на происхождение цивилизации его, или иначе – на мировой его ход в отношении к солнцу. 

 

Так, евреи, почерпнувшие свою науку и философию с Востока, пишут горизонтально и справа налево. 

 

Индусы – смешение кельтов с черной расой – пишут, как и мы, горизонтально, слева направо. Потомки лемурийцев или китайца, которым предстоит незавидное счастье владеть нами, пишут одновременно и от неба к земле, и с востока на запад. Атланты или красная раса – с запада на восток, и, наконец, предки жалких, современных нам негров писали с земли к небу. 

 

Представим это наглядно:

 

 okkultnoe stroenie cheloveka

 

Но вернемся к символизму слова Джива. 

 

В плане физическом действующей буквой является заглавная, форма которой напоминает змею; астральный план выражен изображением в роде пряжки или кольца, причем кольцо это надвигается или нападает на змею, а в божественном плане мы видим гласную «и». Теперь уже не трудно понять значение всего санскритского термина: змея есть мировая жизнь; кольцо набирает эту жизнь и концентрирует ее в себе, чтобы образовать из нее личное, индивидуальное существо. Таким образом, «Джива» обозначает индивидуализацию мировой души, или иначе – личную жизнь. 

 

Словом, это то, что составляет различие между клеточками г-на N. И г-на X. 

 

Перейдем к слову «Атма», означающему Дух или Душу. 

 

Здесь мы имеем двойное а, т. е. одно короткое, а другое длинное. Это последнее состоит из двух черточек. Но в слове «Атма» самая интересная буква есть т, изображаемая в форме, как бы, маленькой запятой, которая выражает собой фиксированный или материализованный небесный знак, ни к чему однако же не прикрепленный. Это как бы частица Бога, свободно пребывающая в материи. 

 

Что касается слова ма, то это квадрат, в который как бы собираются заключить что-то. Из всех этих данных вытекает, что Атма обозначает божественную душу, или иначе – воплощенного в нас Бога. 

 

Мы уже видели, что человек состоит из 9-ти элементов: 3-х низших, 3-х средних, 3-х высших; знаем также и то, что из числа элементов этих два, а именно третий и пятый, в течение земного существования сливаются в один принцип. И вот, пятый этот принцип называется Манас по-санскритски и Тан – по-китайски. Латиняне выражали его словом Менс (mens). Это – психологический элемент или рассудок, область, главным образом, логики, а, следовательно, и заблуждений. Единственно истинное и живое, что есть в человеке, - это его сердце, и реально люди живы лишь им, но не мозговым своим аппаратом. 

 

Таково происхождение плана рассудочной психики, который по отношению к вселенной есть лишь ничто, хотя бы для нас, людей земли, и казалось, что он то и есть именно все. 

Опираясь на это, мы осмеливаемся утверждать без боязни, что все, происходящее от одной умственности, ложно и есть лишь иллюзия, а потому исключительное пристрастие к логике ведет лишь к большему числу заблуждений. Впрочем, мы сейчас коснемся вопроса о способах питания, и вы сами убедитесь в истине только что высказанного мною. 

 

 

 © Доктор Папюс (Жерар Анкосс), отрывок из курса лекций "Человек и Вселенная"

Книга из коллекции раритетов Teurgia.Org

Пубилкация подготовлена коллективом Teurgia.Org


Back to Top