Устройство человеческого существа: схема из трех, пяти, девяти тел — Eric Midnight
Устройство человеческого существа: схема из трех, пяти, девяти тел
В Западной традиции есть разные схемы состава человеческого существа из тел различных планов. Разные схемы удобны для рассмотрения разных вопросов, из-за расставленных в них акцентов. Мы не станем здесь разбирать все разнообразие схем, поскольку тогда это было бы целое обширное исследование, ведь помимо различных схем существуют различные их вариации у разных авторов, есть терминологические сложности и путаницы, о которых мы здесь также говорить не будем, чтобы еще сильнее не запутать студента, только приступающего к изучению темы многопланового строения человека. Мы обратимся к трем условным схемам.
Каббалистическая схема удобна для философско-мистических рассуждений. Схема французской школы, которую можно найти в «Курсе энциклопедии оккультизма» ГОМ, глава «XIII Аркан», хороша при использовании практик астрально-ментального характера. В контексте церемониальной магии удобно пользоваться схемой, бывшей в ходу среди философов и магов-неоплатоников эпохи Возрождения.
1. Каббалистическая: Существует пять миров и частей человеческого существа в них: в Олам (Мире) Адам Кадмон — йехида (Единая), в Олам Ацилут — Хайя (Живая), в Олам Брия — Нешама (Высшая часть души, дыхание), в Олам Йецира — Руах (ветер, дыхание) и в Олам Асия — Нефеш (животная душа, отдых).
Каждая из этих частей представляют собой различные уровни Света, происходящие от Эйн Соф, Безграничного Света, что исходит от Бога. На уровне Йехиды Свет все еще весьма возвышенный и единый; на уровне Хая Свет уже менее выражает таковые качества, однако он является жизненной силой всего, что от него исходит. Слово «Нешама» происходит от слова «нешима», что означает «дыхание», поскольку данный уровень души подобен дыханию в устах Божиих. Руах есть Свет души, исходящий от Нешама, и он подобен дыханию, доносящемуся из уст человеческих. Свет души приходит к своему отдохновению на уровне, называемом Нефеш, который представляет собой кровь человеческого существа, и потому Нефеш представляет собой связь между духовным и физическим. Физическое тело (Гуф) в этой системе не участвует, упускается, потому что это только оболочка души.
Важный нюанс: Йехида — это высшая часть человеческого существа, божественная искра, и, если обращаться к чисто иудейской каббале, то ею обладают только евреи, остальные же (гои) не обладают, и здесь мы сразу должны сказать, что не посягаем на иудейскую каббалу, поскольку она не решает необходимых для оккультиста задач, но пользуемся каббалой герметической, оккультной, происходящей от христианской каббалы эпохи Возрождения.
2. Ренессансная модель: Вселенная состоит из трех частей: Она состоит из Души (Anima), Духа (Spiritus) и Тела (Corpus). Anima Mundi здесь – главное действующее лицо, в ней пребывают семена всех идей, воплощающихся в своем множественном разнообразии в материальном мире. Подобная же троичная связь существует и между составными частями человека. Посредничающим звеном между телом и душой является дух (pneuma), из которого состоят и звезды, и он же исполняет роль «proton organon» (первичного инструмента) души по отношению к телу. Дух — совершенно необходимое посредничающее звено между душой и телом, поскольку они слово бы говорят на разных языках, и не могли бы воспринимать информацию друг от друга без интерпретации Духа. Дух содержит в себе противоречивые качества души и тела, и благодаря тому осуществляет между ними информативную часть. Эта проработанная и комплексная система разделения на три части человеческого существа чрезвычайно любопытна и полезна, она позволяет рассуждать о многих вещах практического толка в оккультном контексте. В частности, это вопросы толкования сновидений, влияния звезд на людей и происходящее в мире, восстановления изначальных способностей человека, духовных и божественных, и это лишь малая часть вопросов, о которых удобно говорить в рамках этого разделения.
3. Система французских оккультистов конца XIX-го века, активно занимавшихся экспериментами с магнетизмом и гипнотизмом. Здесь основное разделение также делается на три части, но эти же три части при взаимодействии друг с другом образуют уже девять частей:
Ментал в ментале.
Астрал в ментале.
Отражение физического в ментале.
Ментал в астрале.
Астрал в астрале.
Отражение физического в астрале.
Отражение ментала в физическом.
Отражение астрала в физическом .
Физическое само по себе.
Неспроста эту систему ГОМ приводит в ходе описания концепций Тринадцатого Аркана своего «Курса энциклопедии оккультизма»: это Аркан «Смерть». Именно при наступлении смерти происходит разъединение этих частей, все, что относилось к физическому, остается на физическом плане, связь с грубой материей разрывается. Некоторые детали этого процесса ГОМ и описывает в тринадцатой главе.
Рассуждая в контексте данной схемы, нам сподручнее понимать, как происходит процесс вхождения пациента в состояние гипнотического транса, ведь и здесь тоже происходит своего рода отделение от физической части: внимание концентрируется на том, что относится к астральной и ментальной части. Также эта схема сподручнее для понимания методов передачи мысли на расстоянии, астральной проекции и других подобных феноменов, которым весьма активно занимались оккультисты конца XIX — начала XX века.
Казалось бы, в контексте оккультной науки самым гнобимым и пренебрегаемым будет физическое тело, поскольку какое отношение оно имеет к феноменам астрального и ментального плана? От него ведь необходимо отключать внимание, когда совершаются практики астрально-ментального характера. И оно просто должно не мешать, когда оператор проводит ритуалы церемониальной магии. Но все не так просто. Есть несколько причин, почему физическим телом оккультист не станет пренебрегать, и вот некоторые из них:
Именно оно, благодаря своему свойству изменяться, дает возможность человеку, отпавшему от духовного плана, искупить это роковое деяние, изменяясь. Физический план — это план изменений. Как только произошла физическая смерть, время использовать и преумножать свои таланты вышло, мы переходим к состоянию неизменности (если достигает индивидуальной реинтеграции).
Физическое тело — наша крепость, защищающая от существ астрального плана. Оно дает преимущество перед двухпланными существами.
Чем более крепким и здоровым является физическое тело, тем больше шансов победить в магическом противостоянии, если на остальных планах силы
противоборствующих магов более-менее равны.
Физическое тело и физический план предоставляют ресурсы для питания плана астрального и ментального. В частности, после весьма флюидозатратных операций может возникнуть резкая необходимость восполнить свои силы подкрепившись физической пищей.
Как видно из третьей описанной нами схемы, все три плана тесно переплетены в человеке, они друг на друга влияют, как в позитивном, так и в негативном ключе. Сар Диноил в своем «Курсе развития скрытых душевных сил» немало старается уделить внимания физическому телу, пусть и далеко не во всем с ним согласятся и современные медики, и современные оккультисты. Связь между физическим телом, духом и душой наглядно мы можем видеть на примере того, как добросовестные занятия физической активностью (спортом) способна взбодрить наши чувства и улучшить мыслительную активность. По словам Марсилио Фичино, «дух — это кровяной пар», соответственно, «разгоняя кровь» физическую, мы придаем активность своему астралу, этот пар воспаряет к нашему уму, и уже этой благоприятной средой может пользоваться душа для активности умственного порядка. В идеале, действительно, при правильных действиях в здоровом теле будут здоровый дух и душа. В то же время, мы наблюдаем, что абсолютно не обязательно физические лекарства влияют на состояние духа и души человека: не имея правильной питательной среды «кровяного пара», ум будет ленивым и бездейственным.
Важный аспект — воскресение после смерти. Это великая тайна, каким образом воскресение из мертвых будет происходить, однако в целом оно означает возвращение к людям жизней в обновленных, перестихийствованных, ранее умерших телах.
Рекомендации к дальнейшему чтению:
ГОМ «Курс энциклопедии оккультизма»: XIII Аркан, V Аркан
Доктор Папюс «Курс лекций о человеке и Вселенной»: Лекция I
Сар Диноил «Курс развития скрытых душевных сил человека»
Автор © Eric Midnight, 2022, для Teurgia.Org