Пути левой и правой руки — Baal-Hiram
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Пути левой и правой руки — Baal-Hiram

Пути левой и правой руки

 

Baal-Hiram

 

okkeltizmКак я уже писал неоднократно, я не признаю деление на «путь левой руки» и «путь правой руки». Это терминология, введенная Блаватской, и не основанная на принципах Западной оккультной традиции, является скорее данью ее увлечениям Тибетом и Индией. До Блаватской никому из магов и оккультистов запада подобное разделение или словосочетание неизвестно. Мы не встретим этого ни у Элифаса Леви, ни у Агриппы, ни тем паче у Паскуалли или Сен-Мартена, нет его ни у Майера, ни у Джона Ди, вообще ни у кого нет. А вот после нее эту моду подхватили некоторые не самые вдумчивые авторы, добавляя каждый свое. Однако, посвященные адепты традиционных оккультных Орденов и далее игнорировали эту нелепую концепцию: Например, в «Энциклопедии Оккультизма» Григория Оттоновича Мебеса данное словосочетание не встречается ни разу, и ничего даже отдаленно напоминающее эту концепцию не обсуждается; или, к примеру, Артур Эдвард Уэйт прямо отказывавшийся признавать эти термины, и в своей книге «Церемониальная магия» (расширенном переиздании «The Book of Black Magic and of Pacts») в 1911 году назвал это «фантастическими отличиями» («fantastically distinguished»), в привычной ему (и обожаемой мной) язвительной манере отметив, что оба не имеют никакого отношения к тому что обычно понимается под «белой» или «черной» магией («altogether different from what is understood conventionally by either White or Black Magic») — тем самым фактически выписав их из оккультной традиции (и поделом). Затем мы видим много воды и попыток использования этих терминов у Дион Форчун, однако ее оккультная компетентность — автор книжек для начинающих, где она пусть с ошибками, пусть с фантазиями, но простым и понятным языком излагает элементарные понятия (как впрочем и Регарди) — всерьез воспринимать ее попытки оставить свой след в оккультной философии западной традиции, конечно, можно лишь по наивности. Однако, закрепил эти термины в массовом сознании, и в том что следует назвать «оккультурой» (но не оккультизмом) писатель Деннис Уитли, обычный профан, писавший рассказы в жанре «мистики», и в них отразивший собственные убеждения в том что «путь левой руки» включает в себя сатанизм и коммунизм (который он считал контролируемым сатанинской силой). Вот что пишет в «It Came From the 1950s!» (стр. 39) Дэррил Джонс: «Фактически, для Уитли сатана был основным воином холодной войны: очень последовательно, в серии своих работ, например, от “The Haunting of Toby Jugg” (1948) до “The Satanist” (1960) и далее, Уитли понимал коммунизм как гигантский сатанинский заговор с целью контроля над миром — сам Сталин же был просто орудием или агентом дьявола». Т.е., пошлая конспирология, политическая ангажированность на волне Холодной войны, абсолютное невежество в оккультизме и магии — совершенно неубедительный и неавторитетный источник для того, чтобы популяризированной им терминологией, подхваченной у столь же пошлой Блаватской, оперировать в отношении западной магической традиции.

 

Конечно, говоря об искажениях, и популярных псевдо-оккультных клише, нельзя промолчать и не сказать об Алистере Кроули, с которым вышеупомянутый Уитли однажды отобедал, чем потом гордился всю свою жизнь (и даже редактировал какие-то его рассказы, вот такой вот забавный факт). Концепцию «пути правой и левой руки», конечно же, использовал и Кроули, который впитывал в себя как губка все подряд без разбора. В его представлениях адептами «левой руки» становятся те, кто не смог «пересечь Бездну», отделяющую триаду Высших Сефирот от остальных семи. А чтобы эту самую «Бездну» пересечь, по мнению Кроули, человек должен отказаться от своего «эго» и раствориться в этой самой Бездне, «чтобы восстать как звезда». Что ж, любому человеку, внимательно читавшему «Энциклопедию Оккультизма» Г.О.М. — рассказы о «пересечении Бездны» и описание оного у Кроули покажутся сначала смутно знакомыми, а потом и вовсе нелепо смешными. Открываем «Тринадцатый Аркан» у Г.О.М., и читаем описание экстериоризации астросома после смерти, которые аналогичны, как правильно отмечает автор, обычным тренировкам экстериоризации при жизни, «лишь мелкими деталями отличающихся от таковых же в процессе умирания». Сопоставляем, вначале удивляемся, потом улыбаемся. И переход к «пентаграмматическому состоянию» («восстать как звезда») имеется. И соблазн «темного конуса» — встреча с «Великим Змием Планеты» (пресловутый «Хоронзон» у Кроули), и «искус стать слугой инволюции» (что, конечно, совсем не аналогично кроулианскому «пути левой руки», но об этом ниже). Есть даже «определение своего фантома и отделение от его задач задач Личности», что у Кроули превратилось в «отказ от эго» и «растворение себя в Бездне». Нет только этого — отказа от «эго». Личность, по Г.О.М., в соответствии с целями и задачами западной оккультной традиции — сохраняется, отказ от нее или ее растворение не предусмотрены. Ну и в целом, это все крайне забавно — то что для посвященных в традиционные общества (как Г.О.М., являвшегося мартинистом) — является банальной тренировкой экстериоризации в «средний астрал» — для Кроули целое событие —  «переход через Бездну!!!», после которого он возомнил, что достиг звания «Мастера Храма». В общем, тут nihil plus addere — sapienti sat.

 

Продолжая разговор на тему неверности концепции пути «левой и правой руки», с учетом излагаемого выше, остановлюсь на разборе содержательной части. Сразу отметая откровенно глупые и примитивные спекуляции Блаватской, следом необходимо отбросить все профанские рассуждения типа «путь правой руки» — придерживаться традиционных религий, общественной морали, верить в карму, воздаяние etc, а «путь левой руки» — наоборот (нужное подчеркнуть, ненужное — вычеркнуть). Общественная мораль — явление исключительно конвенциональное: то, что является нормой сейчас, еще тридцать лет назад вызывало бы всеобщее порицание. Как адекватный критерий, она, без сомнения — не годится. Традиционные религии — категория вполне устойчивая, однако, их нормы, пусть и в меньшей степени, также подвержены переменам с течением времени. Кроме того, нормы одной традиционной религии могут быть прямо противоположны нормам другой. Например, брак в католицизме с запретом на развод и многоженство в исламе. Политеизм в индуизме и монотеизм в авраамических религиях. Не говоря уже о том, что с позиций чистого оккультизма в обиходе т.н. традиционных религий можно найти достаточное количество бессмысленных, а порой и не самых полезных для духовного развития практик и даже суеверий. Вера в карму и/или воздаяние как часть религий или в любом случае детерминированные религиозным мировоззрением — отметается следом. С отрицанием вышеизложенного у тех кто называет себя «адептами левой руки» — дела обстоят точно так же. Отрицание того, что в целом любой здравомыслящий оккультист будет отрицать или откажется считать значимым — является уловкой и приемом демагогии. Всякий кто принимает эти правила игры вынужден делать идиотский выбор между тем, чтобы искренне верить в «святость» и «незыблемость» общественной морали, традиционных религий и т.п. (но тогда придется, следуя «святым» заветам традиционных религий, распрощаться с магией) и тем, чтобы, отрицая их, стать «адептом левой руки». Навязываемая такой категоризацией ложная дихотомия подталкивает любого рационально мыслящего человека к тому, чтобы признать себя «адептом левой руки», либо идти на сделку с собственной совестью и здравым смыслом, стать ханжой, чтобы остаться на так называемом «пути правой руки». При трезвом взгляде уловка настолько же бесхитростная, насколько лживенькая.

 

В целом, если отбросить всю эту бессмысленную воду, из того, о чем действительно можно поговорить относительно определений, даваемых «путям левой и правой руки» — у нас останется только идея отказа от собственного «Эго» и «растворения» в Нирване ли, Бездне ли, в Боге ли — не суть важно. Иными словами — отказ от собственной личности и индивидуальности, стирание границ своего «я» и отказ от него. Эта идея заявляется как важнейшее и необходимейшее условие для тех, кто называет себя «адептами правой руки», тогда как тем, кого играющие в эту игру называют «адептами левой руки» — ставят в укор то, что они «цепляются за свое эго» и «стремятся сохранить свою индивидуальность». Таким образом, все адепты западной магии и Теургии, и вообще-то так в целом все мистики иудаизма и христианства — объявляются последователями «пути зла», «адептами левой руки», читаем в книге Иова глава 19, стихи 25-27: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». Да и основной посыл «Трактата о реинтеграции» Паскуалли, и книги Луи Клода де Сен-Мартена — о сохранении своей личности в посмертии, о личной реинтеграции как части всеобщей, о личном достижении, и о совершенствовании своей личности до того состояния, в котором она сможет сохраниться после смерти. В приводимом мной выше «Тринадцатом Аркане» Энциклопедии Оккультизма Григория Оттоновича Мебеса — тоже не идет речь о растворении себя, или об отказе от «эго» и личности. Напротив, Личность должна быть совершенна, и должна быть сохранена. И получается, что с позиций этой бредовой концепции, запущенной по принципу «ОБС» (одна Блаватская сказала), и далее раскрученной Кроули и разного рода писателями-конспирологами типа Уитли, все так ловко и, главное, паскудненько переворачивается с ног на голову — вот уже адепты законной оккультной Традиции Запада — «черные маги» и «черные братья», сатанисты и, возможно, даже коммунисты. Экие шутники-затейники, Блаватская да Кроули и примкнувший к ним Уитли! А давайте-ка разберемся, кто тут на самом деле агент враждебных человечеству сил? 

 

С позиций чистого оккультизма, в разных его проявлениях и выражениях, от античности до наших дней мы можем проследить вполне четко важнейшую идею. Древние гностики говорили об освобождении от уз материи, о том, как избежать участия в бесконечном цикле метемпсихоза, орфические мистерии наставляли посвящаемого не пить из реки забвения (река Лета), но стремиться испить из источника Памяти (вода Мнемозины). Вышеупомянутый библейский Иов, Апокалипсис Иоанна Богослова, в целом учение о «воскресении» (при самых разных трактовках), следом различные как еретические, так и ортодоксальные христианские писатели — от Оригена до Паламы — настаивали на сохранении и обожении (теозис) лично человека. Мартинес де Паскуалли и излагаемый им концепт реализации «Тела Славы» в котором адепт сохраняет себя самого как Личность. И в конечном итоге Григорий Оттонович Мебес, скрупулезно и подробно разъясняющий то же самое. И многие другие адепты Запада, упоминать которых здесь будет излишним, дабы не уходить от обсуждаемого вопроса. Последний же упомянутый — Г.О.М. — здесь нам наиболее важен, потому как именно у него мы можем найти в подробностях не только концепт сохранения Личности, но и объяснение с оккультной стороны в связи с этим почему это важно.

 

Совершенствование личности по Г.О.М. — это путь эволютивный. Путь прогресса, иными словами. В конечном итоге, если суммировать и изложить тезисно эту идею - человеческий дух эволюционирует, посредством каждой отдельной Личности, достигшей совершенства — что вполне согласуется с концептом "Тела Славы" Паскуалли, и не противоречит в целом идеям гностиков об освобождении от цикла воплощений. Не сумевший же сохранить личность в посмертии — обречен на низвержение в новый цикл воплощений, в том или ином виде. То есть, таковой, как минимум не внес вклад в общее дело эволюции (можно читать — всеобщей реинтеграции посредством личного достижения оной). Теперь же устремим взор на слова другого посвященного Мартиниста — доктора Жерара Анкосса, более известного под nomen mysticum «Папюс», который давал следующее определение магии: «Магия есть применение динамизированной человеческой воли к ускорению эволюции сил Природы». Не будем сильно углубляться в вопрос о связи Человеческого Духа и Природы, просто отметим, что в рамках западной традиции Человек поставлен ее управителем, и как его падение и утрата божественных качеств и сил повредило Природу, так и его восстановление напрямую связано с эволюцией оной, в силу смешения с ней человеческого духа. Здесь важно другое. Если «законная магия» — ускорение эволюции сил Природы, то противоестественная, или условно называемая «черная магия» — это препятствование эволюции, попытка ее замедлить, или вообще — напротив — инволюция (как о том указывает Г.О.М. в Тринадцатом Аркане). Отсюда вопрос, и вопрос этот риторический — те кто говорит о "пути правой руки», призывая разрушить свою личность, раствориться в чем-нибудь и отказаться от индивидуальности, вместо совершенствования оных, и их сохранения в посмертии, вместо реализации «Тела Славы» — к эволюции призывают, или препятствуют оной? Ответ очевиден. 

 

Путь эволюции очерчен, его задачи понятны. Что же есть путь инволюции? Да тут все тоже ясно, путем простого противопоставления: все что привязывает человека к продолжению участия в цикле воплощений, все что мешает его освобождению, посредством оккультной эволюции (реализация Тела Славы — Паскуалли; реализация совершенной Пентаграммы — Г.О.М. etc). Культы предков, фиксация сознания и внимания на нации, крови, поклонение силам природы или их аватарам (божествам), все, что ставит человека в зависимость от явлений природных, или даже шире — космических, включая все практики подразумевающие саморазрушение или утрату ясности сознания и свободы воли — наркотики, злоупотребление алкоголем, скотские оргии — etc. Иными словами все то, что отвлекает, тормозит, или уводит человека с пути эволютивного — сиречь, работы над совершенствованием своей личности, достижения реализации «Тела Славы» и реинтеграции (Великого Делания). Растворение же себя в чем-то, и потеря собственного «я» — вполне укладывается в концепцию инволютивного пути. Чрезмерная привязанность к предкам, роду, нации, крови — является привязкой к земному, и таким образом, как доходчиво описано в Тринадцатом Аркане Г.О.М., не даст человеку освободиться в посмертии, увлекая его в т.н. «темный конус инволюции». Поклонение природным силам — неважно — напрямую ли, или через «божествам», их выражающим, (и шире — космическим силам) — утверждает зависимость человека от данных сил (силы), отпечатывает в его астросоме невозможность противостоять оным, поскольку такая практика фиксирует покорность, и проще — тем, кому всю жизнь поклонялся, после смерти командовать не сможешь, ибо не выработал привычку, не приучил себя. С практиками саморазрушения все еще банальней — наркотики и алкоголь, как вызывающие зависимость (впрочем как и скотские оргии, и вообще сексуальная распущенность), прочно фиксируют ту самую привязанность к материальному плану и детерминируют последующую невозможность вырваться из цикла воплощений. Бонусом идет утрата ясности сознания и свободы воли, без которых все предприятие по освобождению от колеса метемпсихоза обречено на провал даже не начавшись.

 

Резюмируя сказанное: путь эволютивный есть путь самосовершенствования, преображенная личность человека пламенеющей пятиконечной звездой Прогресса эволюционирует в вечности, теозис — ее перманентное состояние, всемогущество — ее реализация, цель ее — бесконечное приближение к Бесконечному. Путь же инволюции — потеря себя, растворение в миазмах низшего астрала, жалкая и уродливая попытка обратить вспять процессы эволюции, столь же нелепая как мечтания вернуть солнце из восхода в надир, это черный крест инволютивного вихря, вращающийся противусолонь, концом каждого из своих четырех рукавов оставляющий грязный коричневый след, обрекающий своих служителей рабству материи, животному инстинктивному состоянию, или различным градациям самообмана и иллюзиям духовности и достижений. 

 

Dixi.

 

Автор © Baal-Hiram, специально для Teurgia.Org, 2022


Back to Top