Геометрические символы в эвокативных кругах гримуаров — Baal-Hiram
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Геометрические символы в эвокативных кругах гримуаров — Baal-Hiram

Геометрические символы в эвокативных кругах гримуаров

 

Говоря о магических кругах из гримуаров, очень сложно остаться не банальным, и сложно сказать нечто большее, не повторяя то, что можно найти в книгах доктора Скиннера, в материалах Мазерса, Уэйта, Г.О.М. etc. Однако, имея широкий кругозор, вполне можно попытаться. Итак, возьмем обычный, всем известный магический круг из «Lemegeton Clavicula Salomonis», он же т.н. «Малый Ключ Соломона» (хотя термины «Большой Ключ» и «Малый Ключ» скорее всего введены Артуром Уэйтом в его «Book of Black Magic and of Pacts» 1898 года), а именно круг из «Ars Goetia». Пропуская все уже много раз другими авторами сказанное про змея, имена, пентаграммы и гексаграммы, обратим внимание на общую композицию геометрических фигур. У нас есть круг, в него вписан ромб, а в промежутках между сторонами света розы ветров расположены пентаграммы верхними лучами от круга. Также внутри круга от углов ромба расходятся четыре гексаграммы по четырем сторонам света, фактически представляя его развертку (если мы соединим их центры — мы получим большой ромб). Пентаграммы вне круга, помимо всех умных и правильных слов о проекции воли мага во вне и т.д. и т.п. общим своим расположением формируют квадрат. Теперь обобщим: у нас есть квадрат, в него вписан круг, поверх круга у нас изображен ромб. 

 

grimuar spas

 

Такую же геометрическую композицию мы обнаруживаем на иконе «Спас в Силах» Андрея Рублёва 1408 года (есть в Третьяковке). Квадрат с удлиненными концами, поверх которого вписан овал (вариация круга), и поверх овала — красный ромб (любопытно, что у Мазерса в магическом кругу ромб тоже красный). Перейдем к каноническим значениям данных геометрических фигур в иконописи: «Квадрат символизирует землю. На четырех его концах размещены евангельские символы: ангел, лев, орел и телец, которые соответствуют святым Матвею, Марку, Луке и Иоанну» — то есть, скажем мы, квадрат — символ материального плана, что полностью соответствует обычным рассуждениям на эту тему оккультной науки. «Синий овал означает духовность всего мира, или небесный свод» — что ж, и это вполне согласуется с тем, что известно нам — круг (вариация овала) — символизирует небеса, и является принятой фигурой для изображения Сефирот Древа Жизни. Кстати, все имена, соответствующие Сефирот, прямо в этот круг и вписаны согласно иерархии, включая ангельские чины, которые у Рублева прям в этом овале и изображены («в синем овале изображены ангелы, которые считаются небесными силами. Это и определяет название иконы»). Далее — «поверх овала размещен красный ромб, который символизирует невидимый мир» — то, что мы назвали бы в каббале Олам ха Ацилут — план, в котором кроме Имен Бога ничто не существует и существовать не может. У Рублева там Иисус, по логике Иисус — Слово Бога, а Имена Бога — тоже слова. Ромб красный, т.к. этот цвет в данном случае отсылает к «огню видения Иезекииля» — то есть к Меркабе, огненной колеснице, собственно к ней же должны отсылать в том числе и четыре существа в углах квадрата. 

 

taroДругая похожая композиция, без сомнения родственная предыдущей - это карта Таро «Мир». Для примера привожу две вариации марсельских колод и вариацию из Таро Уэйта. Четырехугольник с четырьмя стихийными существами, в него вписан овал. Ромба нет, хотя на одной из приведенных мной марсельских карт там за спиной женщины есть нечто красное, но это скорее всего плащ или лента. Так что я склонен скорее усматривать ромб в позе изображенной фигуры: соединив точки от головы к расставленным в стороны рукам и стопе на которую опирается женщина - мы примерно получим ромб. Фигура на карте - Anima Mundi, Душа Мира, она заменяет собой Христа согласно канонам средневекового и ренессансного изобразительного искусства: если требуется изобразить персонажа, то мы изображаем его в сюжете или с атрибутами по которым он наиболее узнаваем. А если мы хотим изобразить то, чем персонаж обладал, его отличительное качество, то мы изображаем в том же сюжете и с теми же атрибутами женщину вместо персонажа. Так, например, чтобы изобразить «Силу» - рисовали женщину разрывающую пасть льву, или ломающую колонны, что отсылает нас к Гераклу и Самсону, как к тем, кто владел «Силой». Здесь же, чтобы изобразить Душу Мира рисуют женщину с атрибутами Иисуса, т.к. для людей той эпохи эта концепция была само собой разумеющейся.

 

Если говорить о хронологии, то икона Рублева — 1408 год, Марсельское таро, самое раннее сохранившееся — около 1650 года, хотя, безусловно, само Таро известно с XV-ого века, а «Lemegeton» составлен в середине XVII века из материалов, на пару столетий старше. И хотя «Ars Goetia» не могла быть составлена   до 1570 года, однако, как утверждает Скиннер, Томас Радд (1583?–1656), создатель одной из копий гримуара, возможно, получил свою копию «Liber Malorum Spirituum» из ныне утерянной работы Иоганна Тритемия (1462—1516), который обучал Агриппу (1486—1535), который, в свою очередь, обучал Иоганна Вейера (1515—1588), «Pseudomonarchia Daemonum» последнего же является очевидным источником для «Ars Goetia». Таким образом можно предполагать, что Радд получил некие документы, и схема магического круга существовала уже во времена Тритемия. Что позволяет нам заключить, что с некоторой долей вероятности — и икона, и схема магического круга, и карта Таро «Мир» — имеют не только общую схему символизма и его толкования, но и происходят из одной эпохи, и, возможно, из одних и тех же кругов единомышленников. Либо допустить что все источники находились под влиянием византийского канона, что для 1400-1500 годов вполне естественно в связи с массовой эмиграцией византийцев из рушащейся империи. 

 

В заключение отмечу, что толкование символизма во всех трех вариациях единой схемы квадрат-круг-ромб - взаимодополняющее. Маг, размещающийся в ромбе магического круга во время операции Искусства, — говоря терминами Ордена Золотой Зари — фактически принимает божественную форму Иисуса Христа, того самого «Спаса в Силах», владыки всех иерархий ангелов. Церковное толкование образа прямо отсылает нас к строкам из Откровения Иоанна Богослова, глава 4, стихи 2-8, это образ явно апокалиптический, образ Христа, пришедшего судить мир. Безусловно, в магической работе по «Ars Goetia», когда маг подчиняет демонов, именно этот образ, именно эта божественная форма — наиболее удачна и уместна. Вся схема магического круга должна продемонстрировать демону посредством геометрического символизма — вполне ясно читаемого астральными существами — что перед ним некто, как минимум столь же могущественный, как Иисус Христос, при том в наиболее грозной его форме, пребывающий в огненной Меркабе. Что же до карты Таро «Мир», то логично, что маг, заклинающий демонов, выдвигает претензии на обладание Душой Мира, как минимум в рамках пространства своей магической операции.

 

Автор © Baal-Hiram, специально для Teurgia.Org, 2022


Back to Top