Западная Эзотерическая Традиция — Израэль Регарди
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Западная Эзотерическая Традиция — Израэль Регарди

Западная Эзотерическая Традиция


Многочисленные легенды, распространенные среди приверженцев оккультизма, помогают объяснить, какой смысл обычно вкладывается в понятие западной эзотерической традиции — в отличие от традиции восточной.


Утверждают, будто несколько столетий назад где-то на Ближнем Востоке собрались мудрецы, чтобы обсудить, какими путями и средствами можно распространять вечную мудрость, не возбуждая при этом сопротивления со стороны заинтересованных кругов и в то же время привлекая внимание людей, достигших состояния психодуховной «готовности». После долгих споров было решено создать набор картинок, которые можно будет пустить в обращение в качестве игральных карт1. В этих картинках заключалось повествование о человеке, его сущности и происхождении. С помощью этих картинок человек как личность мог соотнестись с миром в целом и найти в нем свое место. Короче говоря, так возникли карты Таро, предназначенные именно для этой цели. Первоначально их использовали для игры и для гадания. Цыгане и путешественники познакомили с ними весь Ближний Восток и Европу, и в конце концов карты Таро стали достоянием всех цивилизованных стран Западного полушария.


Другая легенда приводится в манифесте под названием «Fama Fraternitatis»2, опубликованном в начале XVII в. В нем излагается предание о некоем Христиане Розенкрейце, молодом человеке, воспитанном в одном из немецких монастырей. Он отправился в странствие по Северной Африке и Ближнему Востоку, где был радушно принят местными мудрецами. Они открыли ему тайны алхимии, астрологии, каббалы и других оккультных дисциплин. Приобретя обширные познания в оккультных искусствах, Розенкрейц вернулся в Германию, в тот самый монастырь, где его воспитали. Мало-помалу он поверял оккультные тайны то одному, то другому монаху, и наконец собрал достаточно просвещенных последователей, чтобы основать общество, получившее название Ордена розенкрейцеров.
Значительная часть вышеизложенного — всего лишь легенда. Многие современные исследователи убеждены, что легенда здесь — всё, от первого и до последнего слова. Иного мнения придерживаются некоторые популярные псевдорозенкрейцерские организации наших дней, притязающие на неимоверно древнее происхождение. Но так или иначе, само наличие легенды служит свидетельством того, что уже несколько веков назад существовал некий свод оккультных знаний, которые могли передаваться — и передавались — неким упорядоченным и планомерным образом.
Третий фактор, который ни в коем случае не следует сбрасывать со счетов, связан с особой ролью монастырей в католических странах Европы. В этом невежественном мире — в Европе непросвещенных веков — монастыри были главными центрами учености. Они поддерживали развитие всех известных в то время наук и прилежно передавали все доступные им познания из поколения в поколение. Известно, что многие монахи изучали и применяли на практике алхимию и астрологию. Известно также, что в монастырях изучалась еврейская каббала, хотя непосвященным занятия в этой области могли представляться всего лишь попытками овладеть полезным средством для обращения несчастных евреев к радостям и благам христианства.


Католическая церковь, равно как и церковь Византии, славится великими мистиками обоего пола, шедшими по пути высочайшего призвания — поисков Бога. Во многих монастырях были мастера мистического созерцания и внутренней молитвы, готовившие избранных к этой высокой миссии. Религиозные убеждения таких наставников были весьма многообразны, и столь же богатым разнообразием отличались представления мистиков, взращенных под их руководством. Все они оставили свой след в истории Церкви, несмотря на всю ее видимую неприязнь к мистицизму как таковому, ставившему под угрозу всеобщую приверженность традиционным догматам.


Кроме того, необходимо отметить еще одну цепь обстоятельств, которая зачастую не удостаивается должного внимания или понимается недостаточно глубоко. Она связана с одним из самых важных и интересных периодов европейской истории. Имеется в виду то время, когда арабы вторглись на территорию Европы и практически завоевали большую часть Испании. И с ними пришла не только победоносная армия, но и мусульманская культура. А последняя включала в себя не только математику (хотя имеет смысл задуматься о том, какую огромную роль сыграл даже один этот предмет в развитии европейской науки), но и древнегреческую литературу и философию, начиная от Аристотеля. Более того, арабы познакомили европейцев с алхимией, астрологией и другими оккультными искусствами. И, наконец, они принесли в Европу исламскую мистическую традицию — суфизм. Суфизм процветал не только в Северной Африке, но и в Испании, откуда теми или иными путями постепенно проник во все страны Европы и во все центры учености.


В тот же исторический период христианский мистицизм переживал пору расцвета как в Испании, так и в других странах Европы; некоторые поистине великие и замечательные люди не жалея сил распространяли и проповедовали мистические знания. То было время обновления и духовного роста — и для Испании, и для христианской церкви по всей Европе.


Далее, не следует забывать, что обстановка тогда чрезвычайно благоприятствовала странствующему народу изгнанников — евреям. Они внесли огромный вклад в развитие испанской науки и культуры; одновременно с этим начинал складываться и обретать определенные очертания самобытный иудейский мистицизм. Эта эпоха также ознаменовалась некоторыми весьма важными текстами — предшественниками «Зогара» — и некоторыми из величайших имен в каббалистической истории.


Таким образом, в Испании того времени сложились исключительно благоприятные и не имеющие себе равных за всю историю условия для формирования и расцвета трех мистических традиций: мусульманской, христианской и иудейской. Все три течения тесно взаимодействовали между собой, поддерживая и обогащая друг друга.
Каждое из этих течений (а все они были чрезвычайно мощными и влиятельными) внесло определенный вклад в развитие специфически западной системы эзотерических знаний и опыта. Бесчисленные черты сходства могли роднить ее с традициями, бытовавшими на Востоке, однако она обладала и своими особенными, неповторимыми чертами, придававшими ей уникальное своеобразие. Именно эту систему мы называем западной эзотерической традицией. Она различными способами заявляла о своем существовании в разных местах и в разные эпохи. Нередко могло показаться, что она угасла и исчезла без следа. Но всякий раз она возрождалась, и с каждым новым рождением распространялась все шире, набирала все большее влияние и неизменно оказывала стимулирующее воздействие на те самые организации, которые более всех стремились ее уничтожить.


Время от времени в разных странах возникали организации, ставившие своей задачей сохранение и использование тайного герметического знания. Одним из таких обществ стал орден Золотой Зари, основанный ради того, чтобы поднять человечество на более высокую ступень психодуховного развития, и использовавший для этой цели мудрость прошлых веков, накопленную в рамках западной эзотерической традиции.


Этим обстоятельствам сопутствует еще одна «легенда», согласно которой на внутренних духовных планах или же прямо здесь, в обыденном мире, где живет большинство из нас, существует некий тайный орден, состоящий из Адептов и просветленных сущностей, надзирающих за человечеством и превратностями его судьбы. Члены этого ордена якобы стремятся содействовать эволюции человечества, не препятствуя сколь-либо явно свободному выбору каждого отдельно взятого человека, который волен сам выбирать путь своей судьбы — между личной гибелью и единением с Богом. Время от времени, как утверждается, эти сущности дозволяют или даже предписывают основать открытую организацию наподобие вышеописанных. Кроме того, периодически — либо на рубеже веков, либо во времена исторических кризисов — один из Адептов приходит к людям в том или ином обличье, и не только для того, чтобы предотвратить катастрофу, но и чтобы наставить некоторых или даже многих на новый, более  перспективный путь.


Эти Адепты олицетворяют собой западную эзотерическую традицию, и орден их —не открытая организация, а общество хранителей этой традиции.

 


Примечания:

1. На самом деле, автор очень абстрактно пересказывает легенду о Египетском происхождении Таро. Существует легенда, что в Дpевнем Египте был хpам, в котоpом было 22 комнаты, а на стенах комнат были изображены символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо. Эта легенда подтверждает версию о том, что карты Таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых, рисунки которых на самом деле наносились на стены священных сооружений - гробниц.
Согласно этой легенде, в древние времена после пророчества Гермеса о гибели Египетской цивилизации, Иерофанты Египта собрались обсудить и решить - как сохранить мудрость своих Святилищ для других поколений, и помочь избежать им гибели. Предлагалось высечь знания на камне, записать в папирусах, сложить песни и включить знания в них - но после размышлений над опасностью утери знаний в случае их пребывания в таковом виде - предложения отвергались: ведь камень могут расколоть, папирусы сжечь, песни - забыть. После долгих споров и неконструктивных попыток отыскать решение - они обратились за советом к самому Гермесу. И тогда Гермес Трисмегист дал им совет сокрыть свои знания в азартной игре, и человеческие страсти сохранят их. Таким образом мудрость Египта, согласно этой легенде, была заключена в 22 Старших Арканах Таро. —
примечание Fr.'. Ba'al-Hiram.

2. «Слава Братства» (лат.). — Примеч. перев.

© Израэль Регарди, перевод Анна Блейз, Теургия.Org 2010г.


Back to Top