О том, что элементы находятся на небесах, звездах — Френсис Барретт
О ТОМ, ЧТО ЭЛЕМЕНТЫ НАХОДЯТСЯ НА НЕБЕСАХ, ЗВЕЗДАХ, В ДЬЯВОЛАХ, АНГЕЛАХ, ПОСЛАННИКАХ НЕБЕС И, НАКОНЕЦ, В САМОМ БОГЕ
B изначальном мире образов все присутствует во всем; то же самое - и в этом телесном мире. И элементы находятся не только в вещах нижнего порядка, но и на небесах, в звездах, в дьяволах, и ангелах, как и в самом Боге, создателе и изначальном образце всего сущего.
Теперь необходимо понять, что в телах низшего порядка элементы грубы и несовершенны; но на небесах они, во всей своей природе и добродетели, пребывают в небесном и более безупречном состоянии, нежели в подлунных объектах: твердость небесной земли там лишена грубости воды; а быстрота воздуха не превышает своих границ; жар огня, не сжигая, сияет, давая свет и жизнь всему сущему своим небесным жаром.
Среди звезд или планет некоторые огненные, как Марс и Солнце, воздушные, как Юпитер и Венера, водные, как Сатурн и Меркурий, и земные, как обитель земной орбиты и Луна (которая многими рассматривается как водная из-за того, что подобно земле она притягивает к себе небесные воды,а пропитавшись ими, изливает их на нашу планету в силу своей непосредственной близости).
Так же и среди знаков Зодиака некоторые огненные, некоторые - воздушные, некоторые - водные, а некоторые - земные. Элементы управляют ими также с небес, распределяя между ними четыре качества каждого элемента в соответствие с их тройственностью, а именно с началом, серединой и концом.
По этому же принципу и дьяволы различаются в соответствии с элементами, ибо некоторые из них названы земными, другие огненными, третьи воздушными, а иные - водными. Отсюда также и четыре инфернальные реки: огненная - Флегетон, воздушная - Коцит, водная - Стикс, а земная - Ахерон. Также и в Евангелии мы находим такие сравнения элементов, как адское или вечное пламя, в которое отправятся проклятые; в «Откровении» читаем об огненном озере, а Исайя, рассуждая о проклятых, говорит, что Господь поразит их тлетворным воздухом; а по Иову, они перейдут в жар пекельный из вод ледяных; там же мы читаем, что земля темна и покрыта тьмой смерти и страданий.
И эти элементы находятся в небесных ангелах и священных посланниках: в них присутсвует стабильность их естества, являющегося земной благодетелью, в которой заключается твердое присутствие Бога. Согласно Псалтырю, они называются водами: «Устрояшь над водами горние чертоги Твои». Также воздух - их возвышенное дыхание, а их любовь - сияющий огонь, и они названы в Писании крыльями ветра, а в другом месте Псалтырь говорит о них следующее: «Ты творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими - огонь пылающий!» Кроме того существуют разные чины духов или ангелов: некоторые огненные - такие, как серафимы, силы и власти; земные - как херивумы; водные - как троны и архангелы; воздушные - как господства и начала.
И разве же мы не читаем об изначальном Творце всего сущего, что раскроется земля и принесет Спасение? И там же сказано, что он есть источник воды живой, очищающей и возрождающей, и дух, дышащий дыханием жизни, а согласно откровениям Моисея и Павла, и он же и огонь поядающий.
Итак, элементы могут быть найдены повсюду и во всем сущем со свойственными им качествами, чего никто не смеет отрицать. Они присутствуют в телах низшего мира, но тут они мутны и грубы. В небесных телах они чище и яснее; но в наднебесном мире они живы и воистину блаженны. Элементы, таким образом, в мире образов суть идеи того, что должно возникнуть; в посланниках небес они предстают как предоставленные возможности, на небесах они добродетели, а в телах нижнего мира - грубые формы.
© Френсис Барретт