О четырех элементах и их естественных свойствах— Френсис Барретт
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

О четырех элементах и их естественных свойствах— Френсис Барретт

О ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТАХ И ИХ ЕСТЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ

 

Необходимо знать и понимать природы и свойства четырех элементов, чтобы идеально изучить принципы и основы Талисманного, или Магического, Искусства.

 

Итак, существуют четыре элемента, изначальных основания всех материальных вещей, а именно, огонь, земля, вода и воздух, из которых состоят всех низшие тела; то есть они не сложены из них в материальном смысле, но объединены в союз трансмутацией; а когда их уничтожают, они распадаются на элементы. Но не существует разумных элементов, пребывающих в чистой форме, все они более- менее перемешаны и способны к переходу из одного в другой: даже земля, будучи смоченной и растворенной, становится водой, а последняя снова становится землей, если сделать ее плотной и твердой, а будучи выпаренной жаром, она переходит в форму воздуха, а воздух разжигается в огонь, который, когда его потушат, становится снова воздухом, но, будучи охлажденным после горения, снова становится землей или камнем, или серой, как это видно на примере молнии. Теперь каждый из этих элементов имеет два особых качества: изначальное, которое ему во всем ему безупречно соответствует; другое, как средство, согласуется с тем, что следует сразу за ним. Так, огонь жаркий и сухой, земля - холодная и сухая, вода - холодная и влажная, воздух - жаркий и влажный. Таким образом, элементы, в соответствие с двумя противоположными свойствами, противопоставлены друг другу, как огонь воде и земля воздуху. Также элементы противоположны друг другу и в других качествах: два тяжелы: земля и вода, а другие легки: огонь и воздух; так Стоики называли первые пассивными, а последние - активными. И Платон разделяет их по такому же принципу и приписывает каждому из них три свойства, а именно огню - яркость, разреженность и подвижность, земле - тьму, плотность и статичность, и в соответствии с этими качествами, элементы огня и земли противоположны. Далее, другие элементы заимствуют качества у этих, так что воздух получает два качества от огня, а именно - разреженность и подвижность, и одно от земли, а именно - тьму. Подобным же образом, вода получает два качества от земли: тьму и плотность, и одно от огня - движение. Но огонь в два раза разряженнее воздуха, в три раза более подвижен и в четыре раза ярче; воздух же в два раза ярче воды, в три раза более разреженный и в четыре раза более подвижный.

 

Таким образом, как огонь относится к воздуху, так и воздух относится к воду, а вода - к земле; и снова, как земля относится к воде, так и вода относится к воздуху, а воздух - к огню. И это корень и основа всех тел, природ и чудесных работ; и тот, кто знает и основательно понимает эти качества элементов и их смешений, совершит чудесные и поразительные вещи в магии.

 

Далее, каждый из этих элементов имеет тройной аспект, так что число четыре может составлять число двенадцать; и, если пройти от 7 к 10, можно приблизиться к возвышенному единству, от которого все блага и чудесные вещи находятся в зависимости. К первому порядку относятся чистые элементы, которые ни из чего не сложены, не изменяются, не являются смесями, но являются нерушимыми; и не ИЗ них, а ЧЕРЕЗ них приводятся в действие благодетели всех естественных вещей. Никто не способен полностью перечислить эти добродетели, потому что они могут производить любые действия надо всеми вещами. Тот, кому это неведомо, никогда не сможет воспроизвести ни одного чудесного деяния.

 

Ко второму порядку относятся элементы составные, изменяемые и нечистые; однако такие элементы можно с помощью неких хитростей сократить до их чистой простоты; и, когда они будут таким образом сокращены, их добродетели главным образом сделают совершенными все оккультные и бытовые операции Природы; и они и есть основание всей Естественной Магии.

 

К третьему порядку относятся элементы, которые изначально и сами по себе элементами не являются, но они двусоставные, разнообразные и могут переходить в другой элемент. Они суть непогрешимые медиумы и называются серединной природой или душой срединной природы; очень немногие понимают глубокие тайны, заложенные в них.

 

В их обнаруживается, посредством определенных чисел, степеней и порядков, безупречность любой силы в любой вещи, будь она естественной, небесной или сверхнебесной: она полны чудес и тайн и применяются как в естественной, так и в небесной Магии. Из них и через них происходят связывание, развязывание и трансмутация всего в мире, знание и предсказывание того, что должно произойти, также изгнание злых и привлечение добрых духов. Пусть никто, таким образом, не владея этими тремя типами элементов и не имея истинных знаний о них, не тешит свое самомнение тем, что он может совершить хоть что-то в Оккультной Науке Магии и Природы.

 

Но тот, кто узнает, как сокращать одни из тех элементов второго порядка до первого, нечистые до чистых, составные до простых, и полностью разберется в их природе, благодетелях и силе, заключающихся в числе, степени и порядке, без разделения субстанции, он с легкостью достигнет знаний и сможет осуществлять безупречные операции со всеми естественными вещами, а также с небесными тайнами; и в этом непогрешимость Каббалы, которая учит всему вышеупомянутому, и посредством идеального знания которой мы проводим редкие и чудесные эксперименты.

 

© Френсис Барретт

 

 


Back to Top