Посмертная эволюция — Папюс
Посмертная эволюция человека
Каббалистическая традиция определяет три последовательные фазы смерти и учит, что смерть физического тела с последующим растворением его элементов составляет лишь первую из стадий посмертной эволюции человеческого существа.
Однако ни один современный автор, по крайней мере насколько нам известно, не занимался анализом фактов, происходящих от начала агонии до момента, когда элементёр окончательно сформировался. Мы довольствуемся тем, что это неясное состояние, и обычно не идем дальше.
Все же этот вопрос очень важно прояснить, поскольку из него можно сделать основополагающие выводы, с одной стороны, о погребении, кремации или бальзамировании физического тела, а с другой стороны, о реакции идеальной человеческой сущности на грядущее.
Поэтому мы постараемся представить этот вопрос как можно яснее, по крайней мере так, как мы его понимаем; но мы не претендуем на то, что установили окончательную истину; читатель должен сам рассмотреть, действительно ли наши выводы рациональны. Однако мы уверены, что в этом вопросе они следуют в фарватере эзотерической традиции, о которой известно немногим современным писателям.
КРАТКО О СОСТАВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА
В состоянии воплощения человек состоит из материальной массы, оживляемой особым принципом, общим для всей Природы и Жизни, отвечающим за то, чтобы установить взаимоотношения истинного человека, его сознательного духа, с внешней материальной средой.
Нам известна вся важность, придаваемая оккультизмом изучению этого промежуточного принципа между физическим телом и Духом, принципа, который мы называем, отдавая дань уважения Парацельсу, астральным телом. Мы также знаем, что это астральное тело играет двойную роль (как и любой промежуточный принцип) и что оно руководит движением физического тела, называемым органической жизнью, и знаем, что оно также проявляется в сознании под названием импульсивного существа, смертного человека (Платон), низшего бессознательного (Каббала), рефлекторного импульса (у психофизиологов) и т.д.
В обычном сне, в гипнотическом сне и особенно в сомнамбулическом состоянии действует только импульсивное существо, рефлексы всесильны и направляющее действие сознательного ума (esprit conscient, букв. “духовного сознания” — прим. ред. B.-H.) упраздняется размыканием нервного инфлукса1.
Роль астрального тела с чисто органической точки зрения не менее интересна, и именно оно даст нам ключ к феномену физической смерти.
Различные клетки, группирование которых образует материальное тело, занимают свое положение в иерархии только благодаря влиянию астрального тела. Особенности каждой из клеток, взятой отдельно, скорее подтолкнуло бы ее к бегству от группы, если бы астральное тело не синтезировало под своим господствующим влиянием все эти анархические индивидуальные наклонности и не направляло бы все индивидуалистические усилия с целью поддержания коллективной гармонии, называемой нами здоровьем.
Изобразим серией маленьких центробежных стрелок эту первоначальную склонность клеток к индивидуализму, и двумя большими стрелками в центростремительном направлении — это объединяющее и суммирующее свойство астрального тела. Таково схематическое изображение действия астрального тела на материальный организм.
Но это астральное тело оказывает действие и на бессмертный дух. Именно благодаря существованию этого астрального тела дух может вступать в связь с организмом и, следовательно, с внешним материальным миром; именно благодаря астральному телу могут быть установлены отношения между «я» и «не-я». Склонность ума также центробежна, сущность ума приводит его к перемене состояний; но астральное тело посредством нервной силы дает духу орудия, необходимые для его пребывания в органической материи.
Чтобы изобразить все это, мы представим дух в виде пламени, что всегда стремится вверх, и добавим стрелку-указатель, чтобы сделать изображение еще более ясным.
Две стрелки с центростремительным направлением будут обозначать роль астрального тела по отношению к духу. Таким образом, мы получаем вторую схематическую фигуру, которая, добавленная к первой, прекрасно указывает на двойственную роль астрального тела в воплощенном человеке (А и B).
Но, если мы не хотим ничего упустить, мы не должны забывать, что человек наполняет свою астральную атмосферу целым миром живых идей, совокупность которых составляет образ (l'idéal) каждого из нас. Этот образ (l'idéal) может оказаться и весьма дурным у животного с человеческим лицом; у него может иметься как склонность к преступлениям и пьянству, так он может быть и весьма превосходным: каким бы ни был, он составляет астральную атмосферу, источник судьбы, и сыграет значительную роль в посмертной эволюции человеческой монады (рис. 3. C).
Но мы не осознаем этой астральной атмосферы, скажете вы мне. Конечно, за исключением угрызений совести или предчувствий, поскольку она (астральная атмосфера) составляет высшее бессознательное, Самость некоторых современных мистиков.
Человек, его самость, находится между двумя бессознательными: органическим бессознательным, увенчанным импульсивным существом внизу, и высшим бессознательным вверху. Излишне говорить, что эти слова «внизу» и «вверху» приводятся только для того, чтобы легче проиллюстрировать этот порядок вещей. В астрале таких дифференциаций нет.
Таким образом, свободная воля, способная осуществить стремления человеческой монады к страстям и материи, или к жертве и Духу, — такова, вкратце, конституция воплощенного человека.
Давайте посмотрим, что происходит с этими элементами в момент агонии.
АГОНИЯ И СМЕРТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА
Агония начинается в тот момент, когда ослабевает напряжение, позволявшее астральному телу доминировать над отдельными импульсами органических клеток.
В этот момент две модальности астрального тела разделяются, низшая модальность теряет свою связующую силу, и органические клетки, возобновляя свою индивидуальную свободу, отделяются от общего центра. В этом и заключается феномен разложения физического тела (рис. 4). Так это происходит:
1° Разделение двух модальностей астрального тела;
2° Борьба между физическим телом и астральным телом, более или менее длительная в зависимости от того, насколько индивидуум укоренен в материи: таковы первые две фазы смерти.
Но что происходит наверху? Как ведет себя высшая модальность астрального тела, та, которая содержит память о вульгарных подробностях жизни, принцип рефлекторных импульсов, тех, которые мы называем импульсивным психическим существом (смертным человеком Платона)? Это импульсивное психическое существо связано с Духом, которому оно служит инструментом восприятия и проявления в материальном мире. Оно определяет сродство, которым человеческое существо будет обладать сразу после смерти.
Желание — это корень существа, учит нас мартинизм; и так самое сильное желание, проявившееся перед смертью, определяет направление импульса, данного этой части человеческого существа. Движет ли умирающим огромное желание счастья, ждет ли он рая, обещанного экзотерической религией, и уверен ли он в том, что обретет его? Согласно своему сродству существо устремится ввысь, что сблизит его лишь с высшими вещами.
Наоборот, совершает ли индивидуум самоубийство, стремится ли он всем своим желанием к небытию? Сродство существа будет направлено вниз, что породит близость исключительно с низшими вещами (инферно, ад).
В первом случае сродство приведет к любви и синтезу, во втором – к ненависти и растворению.
Итак:
1° Агония, распад двух модальностей астрального тела. Борьба между органическими клетками и нижним астральным телом внизу;
2° Реакция импульсивного существа на ум (l'esprit). Последнее желание. Результат этой реакции;
3° Освобождение духа, окруженного высшим астральным телом (психическим существом), и сродство освобожденной сущности с вещами низшими или высшими.
Это три стадии первой фазы смерти или первой смерти, поскольку Каббала учит, что существует три смерти, за каждой из которых следует новое вознесение.
Таким образом, в этот момент физическое тело разлагается, соединенное астральной флюидической связью с верхней частью человеческого существа, которая продолжит свою эволюцию (рис. 5).
Но является ли это сродство, результат последнего желания, единственной детерминантой будущей эволюции? Конечно, нет, потому что Справедливости не существовало бы, если и самому чудовищному из преступников было бы достаточно возвысить свою астральность (astralite) в последний момент, посредством религиозного обряда, чтобы эволюционировать выше, в то время как несчастная жертва, пораженная в состоянии, когда ее желание не было усилено, оказалась бы влекома вниз. Вот тут-то и вступает в действие компенсаторное действие образа (l'Idéal), астральной атмосферы, которую мы постоянно создаем вокруг себя в течение жизни.
Это второе тело, что медленно создавали наши желания, и которое заменит физическое тело, покинутое нами только что.
Дух, окруженный своей частью астрального тела, сливается с созданным им Образом (l'Idéal) (рис. 6). Именно тогда происходит компенсация устремлений, символически изображаемых в экзотерических религиях как посмертный суд, с тем единственным дополнением, что совесть (“conscience”, букв. “сознание”), принципом которой является бессмертная справедливость, является единственным судьей и что результаты приговора математически определимы.
Устремление созданного идеала может быть направлено выше или ниже. Индивидуум, постоянно жертвовавший собой ради других, порождавший в течение своей жизни всегда высокие устремления, создал вокруг себя чудесную астральную атмосферу с чисто высшим устремлением. Если предположить, что последнее желание или последнее действие находились в абсолютном противоречии с остальной жизнью, что произойдет?
Существо, имеющее сродство с низшим, согласно последнему совершенному акту, сливается с Образом (l'idéal) с весьма высоким устремлением и, поскольку импульс Образа (l'idéal), медленно генерировавшийся, намного перевешивает импульс последнего момента жизни, человек спасается своими предыдущими действиями. В этом состоит обоснование великой пифагорейской идеи порождения будущего из прошлого посредством настоящего. В данном случае мы можем изобразить устремление Образа (l'idéal) большой стрелкой с более высоким направлением, а устремление личности — маленькой, с меньшим направлением, и результатом будет восхождение:
Но рассмотрим противоположный случай. Преступник, чей астрал отвратителен, раскаялся в последний момент и освободил свою личность с высшим устремлением. Результат решения варьируется очень незначительно. Целью покаяния было просто сделать устремление к растворению немного менее быстрым.
Таким образом, вторая фаза смерти состоит из соединения человека со своей астральной атмосферой. Дух облекается новым телом, называемым каббалистами скорлупой (les écorces - “кора”, но на иврит переводится как “קליפת”, “клиппот” - прим. ред. Baal-Hiram). Обычно таковая скорлупа задерживает окончательную эволюцию и медленно растворяется в астральном свете. Поэтому давайте суммируем три фазы этой второй смерти.
1° Встреча с Образомм;
2° Реакция Образа на личность (суд);
3° Результат этой реакции. Сродство элементёра с низшим или с высшим.
В этот момент фактически создается то, что Каббала называет элементёром. Существо формируется:
1° Бессмертным духом сверху;
2° Астральным телом (верхняя часть) посередине;
3° Скорлупой, снизу.
Более того, связь между двумя частями астрального тела все еще существует, если физическое тело не полностью разложилось.
Прежде чем закончить эту часть нашего исследования, давайте подчеркнем тот факт, что устремления вверх, содержащиеся в Образе, сливаются с астральной частью человеческого существа, и что скорлупа состоит только из устремлений вниз.
* * *
Явления, которые мы только что перечислили, используя язык и чисто физические образы, происходят на астральном плане. Как мы можем представить для наших материальных глаз этот астральный план?
Физически и по аналогии астральный план может относиться к астрономическим данным следующим образом (см. рис. ниже):
1° Нижнюю часть астрального плана для жителей Земли составляет теневой конус, который Земля отбрасывает на небо; это то, что Моисей называл Эребом (вероятно, Моисей называл это “Шеол, т.к. “Эреб” из греческой мифологии), то, что древние называли Подземным миром (infera) или, вернее, входом в Подземный мир. Это область низших элементалей.
2° Вторую часть астрального плана составляет подлунная область, сфера притяжения Земли к Луне, ее спутнику.
3° Наконец, верхнюю часть астрального плана составляет поле притяжения Солнца — на планетах его системы (поле притяжения Черной звезды для посвященных). Это область, которую Моисей назвал “Адама” (“Adamah”), если соотнести предание о земном рае с нашей вселенной.
Давайте теперь посмотрим на связь эволюции души с каждой из трех астральных областей. Т — нижняя земная или астральная область; Л — подлунная или средняя астральная область; S — верхняя солнечная или астральная область (см. следующий рисунок).
Первая смерть, смерть физического тела, происходит в Эребе, и именно там происходят самоубийства, и все астральности (astralites) имеют абсолютное устремление вниз. Именно после того, как их бросили в астральные волны этой области, эволюция в сторону лунной области мало-помалу возобновляется.
***
Вторая смерть, смерть растворения скорлупы, происходит в подлунной области, и оттуда Дух, облаченный в свое светящееся тело (3-е тело), устремляется в солнечную область.
Я отправляю обратно на Солнце бессмертные Души
Тех, чей Дух обрел крылья
Чтобы спастись от потока Поколений.
Тех же кто не обрел, глубоко в космосе,
Я привязываю к Женщине, и они возвращаются к Судьбе.
В игре моих вихрей2.
Таким образом: реинкарнация происходит лишь для того, чтобы очистить разум от стойкой флегмы и добавим, что эта реинкарнация может произойти на всех обитаемых планетах нашей системы. Но это предмет, который выходит за рамки нашего исследования: поэтому давайте вернемся к нашей теме.
Состояние смятения продолжается от начала агонии до освобождения духа и исчезновения скорлупы, то есть до конца второй смерти. Именно поэтому посвященных Египта, практиковавших полный выход в астрал, называли дважды рожденными.
Чтобы не удлинять это исследование неоправданно, позвольте закончить двумя замечаниями:
1° Влияние погребения, кремации и бальзамирования на физическое тело;
2° Изменения, внесенные в астрал человека в результате преступления.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И ПОСМЕРТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Мы видели, что флюидическая связь, соединявшая человеческое существо с физическим телом, сохраняется до тех пор, пока не завершилось растворение этого физического тела. Отсюда легко вывести ответ на вопрос, заданный М. Э. Бозе по этому поводу.
ПОХОРОНЫ
При погребении физического тела эволюция человеческого существа, особенно если устремления, желания личности были материальными и земными, тесно связана с медленным растворением физического тела. В этом случае разрыв флюидической связи происходит постепенно и без больших моральных страданий со стороны индивида, за исключением тех случаев, когда астральность совершенно плоха.
Сжигание. — Кремация — это хирургическая операция. Личности мало развитые испытывают значительные моральные страдания, ощущая разрушение этого тела, единственного объекта их поклонения, но все это компенсируется полным разрывом флюидической связи, которая все еще связывала Дух с материальным миром.
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ
(мумификация).
Посвященным не приходится принимать во внимание материальные обстоятельства, которые останавливают большинство вульгарных людей. Также после смерти посвященный быстро освобождается от своего физического тела, затем от второго тела, которое он принял в подлунном мире для запуска в сферу солнечного притяжения. Однако, поскольку ни одно существо не может преступить законы природы, развившийся таким образом дух связан двумя флюидическими звеньями с телами, которые он только что покинул. Одно звено соединяет физическое тело с астральной душой, а другое — астральную оболочку с Духом. Никакие моральные страдания не могут существовать в таких условиях.
Египетские жрецы, прекрасно зная эти данные и желая сконцентрировать в своих храмах значительную сумму астральности, покрывали в процессе мумификации физическое тело посвященных (жрецов и царей) своего рода материальным астральным телом или, скорее, защитной оболочкой, действующей после смерти на органические клетки так же, как действовало астральное тело при жизни. Таким образом, физическое тело не разлагалось, астральная флюидическая связь все еще существовала, и отношения между живыми посвященными и мертвыми посвященными все еще были возможны.
Отметим важность этого действа, причина которого так легко ускользнула от внимания всех писателей, незнакомых с эзотерическими традициями.
МУЧЕНИЧЕСТВО
Каждый человек, убитый за идею, тем самым увековечивает идею, одушевляющим началом которой он становится в незримом. Проанализируем немного состояние астральной атмосферы двух личностей: убийцы и жертвы.
Что делает убийца? Он внезапно останавливает движение полной эволюции. Поскольку законы механики универсальны во всех плоскостях, убийца действует как человек, который свободно останавливает летящее пушечное ядро, то есть приобретенная сила, внезапно остановившаяся, конденсируется в точке остановки. Астрально убийца немедленно берет на себя управление всем нижним астралом, которым могла обладать его жертва, становящаяся мучеником. Образ, порожденный этим убийцей в момент преступления, настолько материализован, что проявляется даже при жизни под именем “угрызений совести”. А что будет после смерти!
С другой стороны, жертва видит свою астральную атмосферу освобожденной от всех слоев, которые ее затемняли, и посмертная эволюция оказывается необычайно прогрессивной. Нанесение вреда кому-либо астрально означает принятие на себя ответственности за все проступки, совершенные жертвой, на которую воздействуют. Так что величайшее умение – быть честным как на астральном плане, так и на физическом плане.
Вот почему мы увидим всех великих посвященных, которые никогда не боялись смерти, даже насильственной смерти. Воистину божественны и слова ессея Иисуса, когда, зная через посвящение астральную судьбу, ожидавшую его преследователей, он ходатайствует за них, говоря: «Прости их, отец мой; они не ведают, ЧТО ТВОРЯТ».
По этой же причине папа и король, соглашаясь убить членов Ордена Храма, не подозревали об особой астральности, которую они порождали для королевской семьи и папства в будущем.
Но давайте не будем настаивать; мы дали элементы исследования, которые наши читатели смогут развить посредством медитации. Возможно, мы вернемся к этой теме через некоторое время.
Папюс.
___________
Примечания:
1) Voy. Magie pratique, p. 60-74.
2) Saint-Yves d'Alveydre, la Lune dans l'Initiation (juin 93):
Je renvoie au Soleil Les Ames immortelles
Dont I'Esprit a gagne ses ailes
Pour s’enfuir du torrent des Generations.
Autrement, au fond de I’espace,
Je les noue a la Femme et leur Destin repasse
Dans le jeu de mes tourbillons