Глава 2: Логика (отрывок из «Философии оккультиста» Папюса)
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Глава 2: Логика (отрывок из «Философии оккультиста» Папюса)

Философия оккультиста

Папюс

 

ГЛАВА II

ЛОГИКА

 

Метод или логика оккультизма. - Аналогия и аналогические таблицы. - Устройство мира. Макрокосм или природа.

 

Подробнее изучение астрального тела было необходимо для выяснения цели, преследуемой оккультизмом, изыскивающим связующие элементы, соединяющие взаимно-противоположные начала.

Так, например, мы не можем сделать однородной смеси из воды и масла. Мы можем получить только эмульсию, в которой мельчайшие частицы воды и масла будут расположены вперемешку. Однако достаточно прибавить немного соды, чтобы эти несмешивающиеся вещества соединились в совершенно однородное мыло.

Такую же роль играет астральное тело по отношению к маслу - духу и воде - материи, из которых оно образует мыло - жизнь (да простит нам читатель это техническое уподобление).

Подобную же роль играет в оккультизме его излюбленный метод - аналогия. Она занимает промежуточное положение между индукцией и дедукцией; пользуясь поочередно то тою, то другою, она не замыкается в тесные рамки одной из них, как это практикует университетская наука. Аналогия, как метод, также тесно связана с оккультизмом, как кожа - с телом.

Но употребление этого метода требует не только особого уменья, чтобы не заблудиться в фантастических построениях, но и ежеминутного контроля (для получения серьезных результатов). В этом деле числа окажут нам неоцененные услуги, и мы можем лишь пожалеть, что Евклидовы трактаты о числах не пользуются таким же распространением, как его геометрия.

Лучший способ познакомиться с применением аналогического метода - это дать несколько примеров, чем мы сейчас и займемся.

 

*   *

*

 

Закон аналогии следующим образом формулируется Гермесом Трисмегистом (египетским университетом) в его “Изумрудной Скрижали”:

 

“Все сущее наверху 

аналогично

всему сущему внизу

Ради совершения чуда единства”...

 

С самого начала автор “Изумрудной Скрижали” говорит об аналогии, которую нельзя смешивать с подобием, как это часто делают начинающие. Вещи, аналогичные между собой, далеко не всегда бывают подобны друг другу. Так, например, состав человека из духа, души и тела аналогичен составу упряжки, и эта аналогия позволит нам решить много трудных задач по физиологии и психологии, - но, несмотря на точность этой аналогии, подобие между человеком и упряжкой весьма сомнительно.

Поэтому-то Гермес Трисмегист говорит: “Все сущее наверху аналогично всему сущему внизу”, а не говорит “Все сущее наверху подобно всему сущему внизу”. Этим он заранее протестует против несправедливого обвинения в пантеизме, всегда обращаемого богословами против оккультистов.

Итак, первое учение “Изумрудной Скрижали” - это аналогия противоположностей: верхнего и нижнего, обладающих общим элементом, характер которого определяется далее герметическим текстом.

Далее речь идет о приведении противоположностей к единству - о слиянии взаимно-противоположных низших элементов в единицы высшего порядка. Это слияние Гёне Вронский называет “Мировым законом”. Таково теоретическое обоснование. РАссмотрим теперь несколько приложений. 

Прежде всего Гермес Трисмегист советует восходить путем аналогии от известных нам физических фактов к неизвестным метафизическим законам, вернее сказать, от предметов видимого мира к предметам мира невидимого - это кажется наивным! Но в оккультизме невидимое столь же определенно как и видимое, и можно по своему выбору отыскивать формы, даваемые телу духом, по астрологической формуле этого духа (что значит переходить от невидимого к видимому), или же отыскивать астрологический характер духа по формам, сообщенным им т елу (это будет переход от видимого к невидимому). Этот последний метод и рекомендуется Клодом де Сен-Мартеном, когда он говорит: “Следует изучать природу по человеку, а не человека по природе”.

В самом деле, по аналогии и ее основному закону, человек, природа и Бог аналогичны (но не сходны) между собою, и принципы строения любого из них можно найти в двух других. Откуда и идет выражение, что человек есть малый мир, или мир в малом виде (микрокосм), а природа - великий мир, или человек в большом виде (макрокосм), и оба они выражают собою закон божественного существования: “Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию”. Вот аналогическая формула Библии, служащая точкой отправления всех аналогий, существующих между Творцом и тварью. И при всем том никому не придет в голову смешивать их одного с другим. 


Back to Top