Беседа о Граале — Джек Кертис
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Беседа о Граале — Джек Кертис

 

Беседа о Граале

Джек Кертис

 

Поиски Святого Грааля - система самопреобразования, которая может быть сравнена с другими подобными системами Западной тайной традиции. Это - космологическая схема, которую можно сопоставить с Таро, Каббалой и Астрологией. Есть также намеки на связь с Алхимией. Все эти системы или схемы следуют за принципом объединения, который указывает на одну основную реальность. Святой Грааль в его пяти Преобразованиях является одним из подходов к той реальности. Чтобы достичь Грааля, следует понять реальность. Чтобы понять реальность, следует преобразиться и спастись.

Основной пункт традиции Чаши Грааля состоит в том, что каждый из нас может сделать первый шаг к спасению своими собственными силами. Это не согласуется с учением Церкви о Божественной Милости. Однако, наши собственные усилия, направленные к спасению, лишь доведут нас до Тиферет на Дереве Жизни, в этой схеме, известной как Замок Чаши Грааля. Важно упомянуть уже в начале, что эффект достижения Грааля идентичен истинному эффекту Святого причастия. Парадокс состоит в том, что придется объяснить себе, почему Рыцарь Грааля считает необходимым продолжить поиски чего-то, что он или она может, по-видимому, получить в любой церкви в любое время. Ответ на этот парадокс состоит в том, что Рыцарь Грааля ищет тот уровень мистического опыта, который не может быть найден в Церкви.

Запад впервые встретился с Граалем между 11 и 13 веками, в форме ряда записей, сделанных в различных стилях и интерпретациях. Существует шестнадцать основных литературных работ этого периода. Самые важные из них: "Le Conte del Graal" Кретьена де Труа и "Парциваль" Вольфрама фон Эшенбаха. Целью этих бесед не является цитировать литературу о Граале. Искатель, предпринявший Поиск, должен сам найти и прочитать этот материал. Наши беседы укажут одно направление во внутреннем ландшафте. Объяснение будет исходить из этого ландшафта, который придаст ему особое значение. В конце концов, легенда – это только миф, но Поиск - это процесс достижения.

Все мы разделяем ландшафт Грааля. Важно понять, что рыцари и леди, которых мы встречаем, замки и леса, которые мы обнаруживаем и ритуальные объекты, которые мы используем, являются символами нашего собственного внутреннего духовного государства. Как глупый рыцарь Парсифаль, мы начинаем Поиск, обнаруживая Пустынную Землю. Мы должны спасти Землю, но мы можем сделать это, лишь если спасем раненного короля. Мы можем сделать это, лишь если спасем самих себя. Позвольте же нам приступить к Поискам, начав с короткого пересказа описания Кретьеном опыта Парсифаля в Замке Грааля.

Парсифаль начал свое обучение как рыцарь, но ему еще многому предстоит научиться. Скорее через удачу (или божественное провидение), чем через здравое суждение, он натыкается на Короля Рыбака, который ведет его к Замку Грааля. Парсифаль не знает где он, ведь он всего лишь встречает короля, который страдает от ужасной раны. Короля терзают ужасные муки. Он не может быть исцелен и он не может умереть. Однако, один раз в день процессия Грааля прибывает к нему и дает временную помощь. Это то, что видит Парсифаль.


Раненный король лежит на кушетке в зале, окруженный 400 мужчинами. Раненный король дает Парсифалю Меч, который он принимает довольно легкомысленно. Затем процессия проходит через зал. Во главе идет сквайр, несущий Копье, с которого капает кровь. Два сквайра следуют за ним, каждый из них несет подсвечник, с десятью ответвлениями. Затем прибывает девица, несущая Чашу, которая сверкает ярким светом. Наконец прибывает девица, несущая Блюдо. В своей глупости, Парсифаль не в состоянии задать Вопрос. Он выброшен из Замка Грааля и в отчаянии, он начинает свое собственное искупление.

Только когда Парсифаль оказывается не в состоянии задать Вопрос, он способен испытать возможность страдания со злыми и искупительными последствиями. Как глупый рыцарь, он является и невинным, и наказуемым. В итоге, Парсифаль преуспевает именно благодаря его невинности и невежеству. Он испытывает все христианские инициации, подражая Христу.

Стоит отметить, что Вольфрам отличается от Кретьена рядом пунктов, самый важный из которых в том, что Вольфрам видит Грааль как Камень (Философский Камень Алхимии; Куб Пространства Каббалы?) или изумруд (Изумрудная Скрижаль Гермеса?). Это важно, поскольку в одном из последних произведений о Поисках, "Перлесваусе", говорится, что Грааль подвергается пяти удивительным изменениям. Автор говорит нам, что Грааль не имеет постоянной формы. Он находится в непрерывном изменении. Вот – одна из версий того, что это может обозначать:



Если Камень Вольфрама, как предполагают, является кубом, то это немедленно коррелирует с Кубом Пространства Каббалы и вмещает все 22 буквы и 22 пути Древа Жизни. Если Камень рассматривается с позиции Кретьена, как два подсвечника с десятью ответвлениями, то это - 10 Сефирот Древа Жизни в его мужских/женских аспектах. Какой бы Путь мы ни избрали, нас ведут к тому же самому принципу объединения, который подразумевается в Поисках. Нас мудрено подводят к неясным значениям, но не к объяснения. Теперь 22 главных аркана Таро появляются для того, чтобы мы рассмотрели их. Алхимически, это - Квинтэссенция, которая активизирует 4 элемента - Огонь, Воздух, Воду и Землю. Она ведет нас к ритуальным объектам: Копью, Мечу, Чаше, Блюду.


ГРААЛЬ      АЛХИМИЯ        ТАРО          ХРИСТИАНСТВО          КАББАЛА
Копье           Огонь           Посох                Лев                     Эманация
Меч             Воздух            Меч               Ангел                    Творение
Чаша             Вода             Чаша               Орел                Формирование
Блюдо          Земля          Пентакль            Бык                      Действие

Каждый ритуальный объект отображает в символической форме один из наших активирующих принципов. В Поисках они используются в ритуале Грааля. Это указывает нам в том же самом направлении. Пять Преобразований Грааля предлагают нам наше собственное преобразование.


Камень/Подсвечники - это Айн Соф Аур. Другие четыре ритуальных объекта указывают на четыре Мира Эманации, Творения, Формирования и Действия. Они - принципы, которые активизируют осознание нашего существования, наши психические центры. Как они работают? Как часть ритуала, каждый объект действует как центр внимания и спусковой механизм для эффективного воображения. В свою очередь, воображение - это проживание мифа. Реальность объясняется мифом. Контролировать реальность означает испытать преобразование. Вот - один пример мифа внутреннего ландшафта:

 

 

Позвольте теперь нам исследовать землю Грааля и встретить действующих лиц.

САРРАС
Это - святой город Грааля. Он находится "за морем", которое может пересечь лишь избранный. Это - Новый Иерусалим, которых охраняется от нас бездной. Мы можем перейти через пропасть только после опыта "темной ночи". Когда мы входим в этот город, мы находимся в хорошей компании. Только Галахад, Борс и Парсифаль были избраны и предстали перед хранилищем высшей тайны.

Галахад, Борс и Парсифаль отправляются в Саррас на судне, сделанном из древесины, которая была взята от Дерева Жизни. Это то же самое дерево, от которого была взята древесина, пошедшая на крест для распятия Христа. Судно для Рыцарей Чаши Грааля, это их путь к Богу.

У нас есть выбор - служить Граалю или пойти выше, достигнув еще больших тайн. Возможно, мы можем возвратиться к внешнему миру, принеся с собой свет Грааля. Мы входим в Саррас, зная совсем немного; мы возвращаемся в мир с тем, что мы узнали. Мы обязаны показать путь всем Искателям.

Саррас не единственное пристанище Грааля. Он также найден в Пустынной Земле, так же как и в Замке Грааля. Грааль - это принцип цельности и, следовательно, это весь внутренний ландшафт, так же как индивидуальные местоположения. Но зачем начинать с Сарраса? Почему мы начинаем с конца Поисков? Потому что так устроено Древо Жизни.

ЗАМОК ГРААЛЯ
Вне замка является Король Рыбак. Он тихо наблюдает как мы приближаемся к острому как бритва мосту, который ведет нас к залу раненного короля. Но сначала мы должны пройти мимо привратника, который знает нашу истинную природу и наши реальные цели. Эта тройка является тремя различными аспектами одной и той же фигуры. Это - тайна.

В замке, мы видим процессию Грааля. Мы должны действительно увидеть, чтобы понять с мудростью и быть мудрыми с пониманием. Только тогда можем мы знать. Со знанием мы можем задать Вопрос. Тогда раненный король будет излечен и Пустынная Земля исцелена.

Замок Грааля, как часто считают, является церковью. Однако скорее это центр для священной преданности. Его жители обладают великим сокровищем, которое является жизнью, дарующей тайну. Женщины - носители тайны Грааля, и мужчины - опекуны той тайны. Это сокровище является тайным, потому что оно дает жизнь и смерть, радость и страдание, потому что как сосуд оно пусто и способно к наполнению чем угодно.

Поиски Грааля должны быть рассмотрены в контексте западной Церкви, которая подчеркивает искупление грехов через жертвенную смерть Христа. Этому противопоставляется взгляд восточной Ортодоксальной Церкви, которая подчеркивает воскрешение человека для священной жизни. Поиски Святого Грааля могут быть описаны, как скорректированные западным излишним упором на грех, с элементами восточного понятия "теозис" (Становление богом). Этот союз с Богом определенно является пунктом Поисков.

Давайте визуализируем Храм Грааля. Это - внутренний аспект Замка Грааля. Храм стоит на вершине горы, окруженной непроницаемым лесом. Путь к нему один – через острый как бритва горный хребет. Храм увенчан большим куполом. У него 22 часовни в форме восьмиугольника. У каждой пары часовен стоит восьмиугольная колокольня. На вершине каждой башни - рубин, увенчанный крестом из белого кристалла, к которому прикреплен золотой орел. В каждую из часовен ведут две двери. Каждая часовня содержит алтарь из сапфира и направлена на восток. Самая главная часовня стоит на востоке и она в два раза больше прочих. Она посвящена Святому Духу, который является покровителем Храма. Часовни на каждой стороне посвящены Святой Деве и Святому Иоанну.
Это то место, где все мифы верны, и вся правда обретена должным образом.

ПУСТЫННАЯ ЗЕМЛЯ
Ей когда-то правил Король Рыбак. Это то место, где начинаются Поиски. Земля сделалась пустынной из-за легкомысленного поступка одного из рыцарей, который наносит Болезненный Удар, он калечит раненного короля ударом в пах. Его бесплодие отражено состоянием земли.

Конечно, Пустынная Земля - это наше собственное внутреннее государство. Это - то бесплодное место, где воображение и любовь прекратили существовать. Это - шрам на нашей душе, оставленный неким неправомерным действием, нанесенный себе самим же собой или кем-то другим. Это - также мир, в котором мы живем, нелюбящие и несчастные. Все мы знаем это место, потому что у каждого из нас есть свои беды и печали.

И все же Грааль существует здесь. Способность увидеть Грааль в Пустынной Земле, является истинной мудростью.

Это та работа, которая будет сделана - отбросить приличия и увидеть реальность. Мы должны принести реальность вовне, чтобы разделить ее со всеми. Таким образом, когда Искатель задает Вопрос, раненный король излечивается и земля возраждается.

"Поиски" и "Вопрос" по правде говоря, идентичны.
В мифе, развиваемом в этих беседах, есть три места и семь персонажей, которые соотносятся с Сефиротами на Древе Жизни. Мы рассмотрели места. Позже мы будем рассматривать персонажей.

 

 

Поиски происходят на собственном ландшафте, в мире, который все мы разделяем. Кроме того, это мир, который является совместимым со всеми другими внутренними мирами. Таким образом, Каббала дает удобную структуру для сравнения и хорошее указание направления для Искателя, который потерян в Пустынной Земле. В этих беседах миф о Граале принимает форму согласно каббалистическим воззрениям. Таким образом, существует десять первичных идей; три места и семь персонажей. Значение этих чисел - предмет Поисков. Пока же, позвольте нам отправиться в Пустынную Землю.

 

ПАРСИФАЛЬ

Парсифаль - глупый рыцарь, потому что он начинает Поиски в полной невинности и полной наивности. Он даже не знает свою собственную идентичность или наследие. Он - Дурак из Таро, и он - каждый из нас. Мы все участвуем в Поисках, знаем мы это или нет. Ни один из нас на самом деле не знает, кем мы являемся или почему наши жизни стали пустынной землей сломанных мечтаний, бед и разочарований. Многие из нас натыкаются на Замок Грааля, но в своем невежестве мы проваливаем испытания и нас изгоняют.


Не ошибитесь, Поиски - это не милая сказка для детей. Это - серьезное свершение. Процесс полон испытаний и несчастий. Нас проверяют строго и безжалостно, но с милосердием. Ибо нам разрешают попробовать еще раз.
Именно это случается с Парсифалем. Из-за невежества невинности он не в состоянии задать Вопрос и изгоняется. Все же, в конечном счете, он одерживает победу. Он достигает Грааля и в  награду он становится Стражем Грааля. Он делает это, пройдя каждый из утомительных путей и выполнив каждую задачу, потребованную от него. Древо Жизни дает нам хорошую карту внутреннего мира, таким образом, мы можем последовать за ним. Он остается Стражем в течение семи лет, а затем отшельник забирает его к себе в лес. Парсифаль приносит с собой туда Чашу, Копье и Блюдо. Он живет как отшельник в течение десяти лет.


Другая версия его имени - Персиваль, что может интерпретироваться как, "Проникающий–через-завесу" (Pierce-the-veil). Он также является Сыном Вдовы. Это - тайна и часть начального процесса. Изначально, Вдова в западной мистической традиции была символом Исиды. В настоящее время она упоминается просто как Богиня. Она управляет физической вселенной и ее тонкими царствами. Она появляется перед неофитом, частично покрытая черной завесой, которая является тканью пространства и времени. Плетение нитей завесы объединяет все существование в ЕДИНСТВО. Их переплетения в настоящее время исследуется материалистической наукой в рамках поисков единой теории квантовой механики с одной стороны, и теории пространства/времени Эйнштейна с другой. Как и Парсифаль, мы ищем Бога, но видим только завесу. Когда мы смотрим на материальную вселенную, мы можем увидеть лишь деревья, океаны, здания и т.д. Но посвященный, который уже возвысился над обыденным миром, должным образом начав свои Поиски, увидит материальную вселенную, как частично сокрытую женщину. Посвященный видит частично, но не полностью, всю красоту и правду. Когда посвященный достигает реальности, завеса оказывается снятой.
Посвященный становится адептом. Он видит правду и понимает природу в ее истинной форме. Он может приблизиться к Богу без разделения, наложенного континуумом пространства/времени, и переплетениями квантовой механики.


Парсифаль проникает через завесу, а не приподнимает ее. В проникновении через завесу он ищет Бога, а не Богиню. Это важное различие, поскольку в нашем мировоззрении Бог, как считают многие, является непостижимым, и поэтому попытка ощутить себя вне творения Бога считается высокомерной. Однако Парсифаль - Дурак и не знает этого. Соответственно, он не ограничен верой, что он не имеет права искать Бога. Именно поэтому Дурак становится обладателем Чаши Грааля. Быть Дураком не означает быть глупым!


Парсифаль - живой мост между нашим обыденным уровнем реальности и более высокими ее уровнями, которые мы должны испытать, если мы хотим достигнуть конца Поисков. Парсифаль достигает этого единения в конце пути и становится Королем Чаши Грааля до тех пор, пока мы не достигнем замка Чаши Грааля, чтобы задать Вопрос и заменить его.


ГАЛАХАД
Галахад - высший фаворит Чаши Грааля. От рождения ему предначертано преуспевание. Его отец - Ланцелот, и его мать - Принцесса Чаши Грааля. В начале своих Поисков, как и Артур, он вытаскивает меч из красного камня. В его случае, меч найден плавающим в реке, вне Камелота.
Галахад постигает тайны, излечивает раненного короля и восстанавливает Пустынную Землю. Наконец, он идет в священный город Саррас, где он видит Чашу Грааля и умирает. Почему? Чаша Грааля приносит противоположности, жизнь/смерть, добро/зло, и т.д. Галахад сбалансировал их и, таким образом, выходит за границы материального существования.


Используя Древо Жизни, как карту внутреннего мира, мы тут же постигаем, что противоположности составляют в его структуру. Следовательно, они являются фундаментальной частью Поисков и их нельзя избежать. Они должны быть примирены. Именно так ведутся Поиски. Как иначе Галахад может достигнуть Чаши Грааля? Это - тайна Превосходящего (трансцендентного) Бога и Постоянного (имманентного) Бога. Говоря языком Каббалы, речь идет о трех Завесах Отрицательного Существования и четырех Мирах. Часть тайны открыта, хотя мы неправильно поняли истинную природу дуальности и продолжаем Поиски с убеждением, что дуальность означает противопоставление противоположностей. Фактически, противоположности находятся в символических отношениях. Между ними тонкое и трудное для понимания различие. Это - часть того целого, что мы должны изучить во время Поисков. Если противоположности находятся в оппозиции, они вызывают разрушение. Если они находятся в символических отношениях (как, например, инь и ян) тогда, они создают цельность, понимание и исцеление.


Однако, мы должны подражать Галахаду. Как однажды сделал он, мы должны взять Чашу Грааля в свои руки в святом городе Саррасе, только там мы примем из рук истинного владельца Чаши Грааля хлеб жизни. Чтобы сделать это, мы должны разделить особые качества Галахада. Сначала мы должны понять различие между мистикой и религией. Мистика направлена в сердце жизни, тогда как религия говорит о появлении жизни. Во-вторых, мы должны познать искреннее стремление к цели. Никакие трудности не должны беспокоить нас, и никакие искушения не должны сбивать нас с пути. В-третьих, мы должны постигнуть тайны Поисков таким же образом, как делал Христос в своем пастырстве. В-четвертых, мы должны испытать боль раненного короля и излечить его и Пустынную Землю. Наконец, мы должны достигнуть теозиса: Становления Богом.


БОРС
Борсу не предназначена утомительная судьба Парсифаля или славная судьба Галахада. Он - обычный человек. Он постоянно кажется скорее озадаченным событиями его Поисков. Ему постоянно приходится делать выбор и обычно он принимает правильные решения. Борс никогда не стремится к великим свершениям, но все же достигает Чаши Грааля. Его признаки - мудрость, верность, дисциплина и способность рассуждать здраво даже в критических ситуациях. Он наименее романтичный из трех героев. Он женат, и к тому моменту, как начинаются Поиски, у него уже есть ребенок. Именно благодаря этому, он понимает природу и тайну человеческой любви, желания и произведения потомства так, как ни Парсифаль, ни Галахад не смогут понять никогда. Он уже находится в мире, тогда как они бегут из него. Это дает Борсу особое понимание тайны в целом, той тайны, которая делает его человеком, возвращающимся в Камелот после завершения Поисков, чтобы сыграть свою роль во всем, что случилось с Артуром.


Борс - обычный человек, его цели не столь высоки как идеалы его соратников. Однако, он вознесен Чашей Грааля к постижению, благодаря которого он может засвидетельствовать и познать великие тайны. На самом деле он не совсем похож на героя, и все же он преуспевает в Поисках. Сама заурядность Борса и величие его достижения, являются важными. Он видит Чашу Грааля и остается в живых.
Почему?


Борс не знает, почему он был избран и даже для чего он был избран. Однако он охотно принимает эту судьбу и ступает на дорогу. Для него это очень трудно, поскольку он менее духовно развит, чем другие рыцари. Его искушения всегда сильнее. Однако он точно знает то, что является правильным согласно его внутренним убеждениям и прилагает все усилия, чтобы достигнуть цели. Он движется устойчиво и осторожно, с целеустремленной преданностью Поискам. Он доверяет внутренним указаниям во время Поисков и часто платит цену, после этого долго не осознавая, насколько мудр его выбор.


Есть лишь три фаворита Чаши Грааля: Парсифаль, Галахад и Борс. Все прочие не преуспели в Поисках. Существенно то, что их трое. На Древе Жизни они окружают Пустынную Землю, как показано в нижеследующей диаграмме:

Эти три рыцаря - аспекты Христа. Борс - "тот, кто явился, чтобы засвидетельствовать истину"; Парсифаль - "тот, на ком зиждется тайна"; Галахад, подвергшийся преобразованию Чаши Грааля, которое близко любому человеку, поскольку каждый может разделить Распятие и Воскрешение.


Три фаворита Чаши Грааля действительно являются аспектами одного человека. Пустынная Земля окружает Замок Чаши Грааля, и в глубоком смысле они занимают одно и то же местоположение. Внутренний пейзаж постоянно изменяется, однако форма всегда остается постоянной. Она является чистой и древней, но кажется ненужной. Мы нуждаемся в проводниках, которые укажут нам путь.


НАСИЕН
Насиен - Отшельник Чаши Грааля. Он – проводник, указующий путь. Когда мы меньше всего ожидаем его, но в то же время нуждаемся в нем, он помогает и указывает дорогу к следующему испытанию и тесту. Он принимает множество форм, и мужских и женских. Насиен - наш личный духовный управитель, и мы можем призвать его в любое время. Он всегда говорит правду и видимо из-за этого мы не вызываем его слишком часто.


Отшельник тесно связан с Королем Рыбаком и раненным королем. Он – аспект их обоих. Он приказывает, чтобы мы следовали по пути так, как он показывает, и он же интерпретирует наши ошибки беспорядки. Он хорошо изображен на карте, которая носит его имя.


КУНДРИ
Кундри - самый таинственный персонаж в Поисках. В начале важно узнать, что она служит Чаше Грааля.
Она уродлива и обезображена. Она изображается как чернокожая ведьма, которая появляется после того, как Парсифаль не смог задать Вопрос. Она нещадно высмеивает его и все же дает ему хороший совет относительно того, что делать дальше. В итоге она сопровождает Парсифаля к Замку Чаши Грааля, когда он наконец достигает итога своих Поисков.


С ней очень трудно работать, но она дает мудрость, знание и помощь Ищущему. У нее ужасный внешний вид, но он, фактически, скрывает великую красоту и божественную любовь. Она такой же проводник, как и Насиен и, в действительности, его женский аспект.


На Древе Жизни, Насиен и Кундри присматривают за Замком Чаши Грааля и, в некотором смысле, они защищают его. Именно поэтому они могут провести нас туда.


Мы все еще должны узнать, как добраться до святого города Сарраса.


ДИНДРЕЙНА
Диндрейна - Дева Чаши Грааля и несет священную Чашку в процессии. Она путешествует с Парсифалем, Галахадом и Борсом на Корабле Соломона. Позже, она обрывает свою жизнь принесением кровавой жертвы и ее неразвращенное тело везут в Саррас на том же Корабле. Она подчеркивает мистическую важность крови и служения. Хотя она умирает, она указывает на Воскрешение. Она является аспектом Вдовы, потому что является таинственным образом связанной с Воскрешением.


Диндрейна является Кундри в ее более высоком аспекте и выполняет похожную функцию. Она – проводник на пути великих тайн. Замок Чаши Грааля не является окончанием Поисков. Мы должны поспешить в святой город.


ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
Иосиф берет Чашу, используемую во время Тайной Вечери, и присутствует при Распятии, где собирает в чашу несколько капель крови Христа. Позже, с 12 апостолами, он приезжает в Гластонбери и привозит Чашу с собой. Грааль это не только Чаша. Она постоянно преобразовывается и поэтому не может быть определена ни одной особой формой. Копье, которое пронзает Христа и проливает кровь и воду, является Копьем в процессии Грааля. Это еще одна форма Грааля. Иосиф столь же хранитель Копья, сколь и Чаши.


Он - опекун всех тайн и более высокий аспект Насиена. Он также является мужской копией Диндрейны.
Таким образом, мы видим трех фаворитов Грааля и четырех хранителей Грааля. Однако, хранителей на деле всего двое - мужчина (Иосиф/Насиен) и женщина (Диндрейна/Кундри). Позже, неким таинственным образом, мужское и женской становятся славными аспектами единственного, таинственного, того, кто урегулировал противоположности. Кто это может быть? Только тот, кто может сказать: "я - путь, истина и жизнь".


Мы видели обширную карту Поисков. Теперь мы должны изучить пути и искать приключений.

 перевод © Александр МакГрегор


Back to Top