Имена и числа — Ричард Кавендиш
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Имена и числа — Ричард Кавендиш

 Имена и числа

 

Вера в то, что имя того или иного предмета заключает в себе истинную сущность этого предмета, принадлежит к числу древнейших и самых важных магических представлений. Имена и названия служат для идентификации предметов. Вместо того чтобы приводить длинный, подробный перечень характеристик какого-нибудь животного, удобнее сказать, например, просто: «лягушка». Но идея необходимости разграничения между названием лягушки и самой лягушкой возникла сравнительно недавно. А для человека с магическим мышлением имя включает в себя все отличительные свойства животного, а потому является сущностью последнего. Если назвать это животное каким-нибудь другим именем (например, «жаба»), то оно и само окажется чем-то иным.

 

Таковы истоки магической теории, гласящей, что имя вещи есть малое подобие этой вещи, а потому может использоваться как ее замена. Чтобы причинить человеку зло, можно воздействовать на его имя - точно так же, как на изображающую его восковую или глиняную куклу; более того, когда в магии используют восковую куклу, ей обычно дают имя жертвы, на которую обращено колдовство. В древности, чтобы убить врага или наслать на него болезнь, его имя вместе с соответствующим проклятием писали на свинцовой, восковой или глиняной табличке, после чего зарывали табличку в землю. При раскопках было найдено множество таких табличек в гробницах и храмах Греции, Малой Азии и Италии. На одной из них написано, к примеру: «Как холодеет этот свинец, так пусть и он похолодеет». Иногда имя протыкали гвоздем, чтобы пронзить тело врага: «Я вбиваю гвоздь в это имя - в него самого». Многие такие проклятия относятся к судебным процессам: имя противника на суде зарывали в землю, дабы «связать» его язык - лишить его красноречия, другие проклятия предназначались для того, чтобы поразить врага болезнью: «Я посылаю на Аристона перемежающуюся лихорадку, чтобы он умер».

 

Одним из первых детищ магической теории имен стало понятие «истинного» имени. Если бы всякий человек подвергался магическому воздействию просто при употреблении его имени, то жизнь стала бы чересчур опасной; поскольку же на самом деле ничего подобного не происходило, то было очевидно, что знание имени еще не дает человеку магической власти над носителем этого имени. Чтобы объяснить это противоречие, стали считать, что обычные названия вещей - это всего лишь удобные условные обозначения. А подлинная сущность предмета или человека содержится в его «истинном» имени, которое окутано тайной.

 

Во многих первобытных обществах каждому человеку дают два имени. Одно употребляется в повседневной жизни, а второе, истинное, хранится в тайне.

 

Иногда доходит до того, что истинного имени не знает сам его носитель: мать один-единственный раз называет это имя на ухо новорожденному младенцу. Если колдун узнает истинное имя человека, он может убить его - к примеру, выложить это имя на земле из листьев или соломинок, а затем сжечь или разбросать их. Как только огонь обратит имя в золу, как только ветер унесет его, жертва начинает быстро слабеть и вскоре умирает. Истинное имя человека - это его сущность; как только его уничтожат, гибнет и человек.
Истинные имена богов, ангелов и демонов также хранились в тайне - по той же причине. Плутарх писал, что в древние времена имя бога-хранителя Рима тщательно скрывали. Было запрещено задавать вопросы об имени этого божества и о прочих его характеристиках (даже о том, какого оно пола): видимо, римляне боялись, что враги отнимут у бога силу или колдовством переманят его на свою сторону, если узнают его имя. В Откровении Иоанна всадник на белом коне, названный «Верным и Истинным», имеет и другое, подлинное имя: «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого».
Ангел, посетивший Маноя, отца Самсона, отказался открыть свое имя: «Что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно». Ангел, боровшийся с Иаковом, также не пожелал назвать, свое имя - видимо, потому, что Иаков мог бы воспользоваться этим именем, чтобы победить противника. Иудейские комментаторы полагают, что этого ангела звали Самаэлем. Самаэль был чудовищным ангелом смерти и яда; имя его означает «Яд Божий».

 

Верой в то, что имя вещи - и есть сама вещь, объясняется и частое употребление в Библии словосочетания «имя Божие» в значении «Бог». Господь говорит о Соломоне: «Он построит дом имени Моему» (в смысле «Мне»), - и велит Моисею повиноваться Ангелу-Хранителю, идущему перед израильтянами, «ибо имя Мое в нем» (в смысле «Я в нем»). Святой Павел говорит, что Господь возвысил Христа «превыше... всякого имени», имея в виду «превыше всего существующего в мире».

 

Египетский миф повествует о том, как богиня Исида решила отнять власть у солнечного бога Ра и воцариться над всем миром. Для этого ей нужно было узнать истинное имя Ра. Ра был уже стар, и изо рта у него текла слюна.

 

Исида собрала эту слюну (сохранявшую магическую связь с телом бога) и, смешав ее с землей, сотворила ядовитую змею. Змея ужалила Ра, и бога стали терзать мучительные боли. Безуспешно перепробовав все средства, он согласился отдать Исиде свое имя, чтобы исцелиться: «Пусть Исида поищет во мне, и мое имя перейдет из моего тела в ее». Забрав имя Ра, Исида фактически переняла сущность солнечного бога. Он сама стала Ра и получила верховную власть над миром.

 

До наших дней дошло множество пережитков древней веры в магическую значимость имен. Родители стараются как можно более тщательно выбирать имя для своего ребенка, подозревая в глубине души, что имя повлияет на его характер. В популярных оккультных книгах и журналах приводятся списки «значений» имен, по старинному еврейскому обычаю, который до сих пор часто соблюдают, ребенка нельзя называть именем живого родственника, потому что этот родственник может умереть, если его имя «перейдет» к ребенку.

 

Человек, вступающий в ряды религиозного общества или в оккультную организацию, берет себе новое имя в знак обновления и начала новой жизни; так же нередко поступали ведьмы, поклявшись служить Дьяволу. Кроме того, большинство из нас до сих пор склонны придерживаться глубоко укоренившегося в человеческом сознании магического представления о том, что значение слова не зависит от его употребления и что такие слова, как, например, «красота» или «демократия», являются названиями явлений, характеристики которых не зависят от нашего представления о них. Лишь сравнительно недавно философы поставили под сомнение подобные представления.

 © Ричард Кавендиш

Отрывок из книги «Магия Запада»

Редактура и оформление - Teurgia.Org, 2011 год


Back to Top