Девятнадцатый Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)
Девятнатцатый Аркан Г.О.М.
Курс Энциклопедии Оккультизма
Знак алфавита, соответствующий XIX-ому аркану, (Coph, Куф); числовое его значение = 100; астрологическое соответствие аркана – Знак Рыб.
Иероглиф аркана – топор: топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана.
Ученое название аркана – "Lux resplendens" (ослепительный Свет); вульгарное название – le Soleil.
Картинка аркана изображает двух голых маленьких мальчиков, резвящихся в каменной загородке и освещаемых яркими лучами Солнца, переходящими внизу в сплошной золотой дождь.
Три заголовка этого аркана достаточно объяснены в тексте X-го аркана. Это дает нам право приступить к арифмологическим разложениям числа XIX.
Эссенция Единства (1) и Тайны Иерархии (18) в совокупности представляют из себя лестницу восхождения к Плодотворной Истине (19).
Трехпланный человек (1), ознакомленный с тайнами энвольтирования (18), защитится от врагов, воспитав в себе истинную добродетель (19).
Активная натура (1), сеющая опасности (18) реализованным объектам, приведет к сознанию необходимости Великого Делания (19) в физическом плане.
Божественная Субстанция (2) и Надежда (17) приведут к Истине (19).
Тайна Полярностей (2) в человеческой природе вместе с Интуицией (17) породят Добродетель (19). Ибо, если вы поймете (-) хорошее и знаете, что помимо восприятий есть активное проявление (+), то вы будете и делать хорошее.
Готовые объекты в природе (2) вместе с пониманием Вторичных и Зодиакальных Причинностей (17) дадут ключ к Алхимии (19). Ведь исходным материалом Алхимического Делания могут служить самые неблагоприятные состояния материи, лишь бы вы умели читать в Природе.
Троичность Метафизической Натуры (3) вместе с приемами логического исключения (16) дадут плодотворные Истины (19).
Понимание тайны рождения (3) и тайны астральных принуждений (16) вынудит на добродетель (19).
Гностическое понимание Принципа Произвождения (3) и необходимость физического разрушения (16) определят одну из основных фаз Алхимического Процесса (19), а именно, фазу "головы ворона". Сначала гниение, потом возрождение.
Форма (4) с Логикой (15) дадут Плодотворные Истины (19).
Авторитет (4) и знание Бафомета (15) заставят торжествовать Добродетель (19), вопреки желанию пусть хоть даже Климента V и Филиппа IV.
Законы приспособления в Природе (4) и судьба материи (15) оправдывают Алхимическую Задачу (19).
Познание Добра и Зла (5) Дедукцией (14) приведет к Плодотворным Истинам (19).
Пентаграмма (5), установившая в себе Гармонию (14), добродетельна (19).
Чутье Великой Естественной Религии (5) и понимание обратимости процессов (14) создают Алхимика (19).
Сознание Перманентности Высших Начал (13) путем применения Закона Аналогии (6) приведет к Плодотворным Истинам (19).
Когда хотят обосновать добродетель (19) Масонского Мастера, то ему говорят: "Ты свободен (6), но помни смерть (13)!"
Знакомство со средой (6) и с энергетическими преобразованиями (13) дают ключ к Алхимии (19).
Если ты веришь в Мессию (12) и тебе дух дороже формы (7), то ты обладатель Плодотворных Истин (19).
Если ты победил (7) себя строгостью, а к другим милостив (12), то ты добродетелен (19).
Если ты сознаешь, что материя Зодиакального Плана (12) в твоем распоряжении по праву собственности (7), то ты в душе Алхимик (19).
Если ты зришь метафизически Либрацию (8) Великих Весов и сознаешь Силу (11) Высших Инфлуксов, то ты обладатель плодотворных истин (19).
Если ты моральную силу (11) Человечества направляешь к исполнению Законов (8), ты добродетелен (19).
Карма Природы (8) и ее силы (11) должны быть известны Алхимику (19).
Завет (10) и Протекторы (9) предохранят тебя от заблуждений и приведут к плодотворной Истине (19).
Посвященный (9) Школы Каббалистов (10), несомненно, добродетелен (19).
Осторожность (9) в пользовании Мировой Мельницей (10) характеризует Алхимика (19).
Вот общие указания. Теперь нам остается коротко характеризовать хотя бы с внешней стороны три таинственных процесса: добывание плодотворных истин (Великое Делание в области Идей); порождение Герметической Добродетели (Великое Делание Этического Герметизма); добывание Философского Камня (Алхимическое Великое Делание).
Нам уже много сказала Изумрудная Скрижаль. Дослушаем ее, ибо то, что мы еще не успели процитировать из ее текста, относится непосредственно к XIX-му аркану.
"Sic habebis gloriam totius mundi. Ideo fugiet a te omnis obscuritas.Hic est totius fortitudinis fortitudo fortis: quia vincet omnem rem subtilem, omnemque solidam penetrabit.Sic mundus creatus est. Hinc erunt adaptationes mirabiles, quarum modus est hic.Itaque vocatus sum Hermes Trismegistus, habens tres partes philosophiae totius mundi.Completum est quod dixi de operatione Solis".
Что в переводе значит:
"Таким образом ты овладеешь славой всего мира, и от тебя удалится всякая темнота.В этом заключается мощная мощь всякой мощи; ибо она победит все тонкое и проникнет во все плотное.Таким же образом создан мир. Отсюда вытекут чудесные применения, механизм которых заключен в том же.Вот почему я назван Гермесом Трисмегистом, владеющим тремя частями всемирной философии.То, что я сказал о Солнечном Делании, завершено (реализовано)".
Рассмотрим этот текст с точки зрения первого заголовка нашего аркана, т.е. с точки зрения разыскания Метафизически плодотворных Истин. Перед цитируемым текстом, как вы помните, стояла характеристика Бафомета. В этой характеристике предлагают искать элементы Мировой Славы и всяческого просветления. Иначе сказать – тайны Соломоновой Звезды и Гностического миросозерцания суть ключ к метафизическому всеведению.
Как это понять? В XIX-й главе "Догмы Высшей Магии" Элифас Леви остроумно говорит, что в метафизическом плане Философский Камень имеет форму куба. В этом кубе он предлагает вам рассматривать три пары взаимно-противоположных граней: на первой паре граней написаны – имя Соломона и имя Божие; на второй паре граней – имена (Adam) и (Heva); на третьей паре – имена AZOT и INRI. Он хочет этим сказать, что ключ к Плодотворной Истине дается тремя степенями Тамплиеровского Посвящения; что первая степень – степень Каббалистического Цикла – раскрывает Тайну взаимоотношений Архетипа и Посвященного Человека (Shlomoh); Имя Божие с умыслом не указано: почему – об этом знают Посвященные; что вторая степень – степень Магического Цикла – раскрывает Тайну влияния Активного на Пассивное; что третья степень – степень Герметического Цикла – раскрывает Тайны Универсального Растворителя (AZOT) и Универсального Обновителя (INRI).
Вот что я могу и что вправе сказать вам об этой части аркана.
Мы уже знаем задачу Этического Герметизма. В составе каждого человека есть материал, надлежащая группировка и цементирование которого позволяют Личности сделаться добродетельной. Отцом Добродетели будет Активность субъекта (Солнце); Матерью – Пассивность (Луна); выношена Добродетель будет Ветром астральной среды; упитана она будет Матерью-Землею, ибо проявиться может лишь в мире Жертвы – в мире Зодиакальном. Но вызвать процесс рождения ее, процесс вынашивания и процесс применения может только тот же Телесма, который является оболочкой Воли (Пентаграмма сама созидает собственную добродетель).
Как для выработки суждений в области Герметической Философии человеку необходимо отделить Веру от Знания и затем синтезировать их в стройное целое, так и в Этическом Герметизме нельзя не отдать себе отчета в том, какие побуждения принадлежат Верхнему и какие Нижнему Треугольнику. Надо довести себя до сознательного восприятия принципиальных советов Сверху и до вполне сознательной оценки грубых фактов внизу. Тебе говорят сверху: "Люби ближнего"; но как любить? в чем любить? что делать для этого? "Как самого себя". Но познать любовь к самому себе в полном объеме можно лишь в плане инволюции, в плане Нижнего Треугольника. Итак, надо раздельно познать Высокие Идеалы стремлений к Реинтеграции, параллельно этому изучить собственный грубый эгоизм, и связать оба элемента Великими Законами Этики; надо попеременно подниматься от Земли к Небу и снова возвращаться с Неба на Землю, черпая тезисы Вверху и сверяя их внизу. Тогда Добродетель получит полную силу, и в сердце не останется никакой темноты. Тогда твоя добродетель ассимилирует себе все тонкое, т.е. отчасти уже добродетельное, процессом составления Цепей и проникнет во все плотное, т.е. победит косность эгоизма масс и против их воли привьет им этические начала. Ведь в чистой Герметической Философии ум бродил от Неба (принципы) к Земле (факты) и обратно, от Земли к Небу, т.е. занимался дедукцией и индукцией. Здесь этим же занято сердце. Там наградой было полное прозрение Причинностей умом. Здесь наградой явится полный мир в сердце, полная гармония астросома, который проявляет себя активно милосердием и справедливостью постольку, поскольку он видит желания и нужды ближнего. Там ум решит всякую отвлеченную задачу (победит "тонкое") и проникнет в объяснительное толкование мира фактов ("плотное"). Здесь сердце сформирует Братство Добродетельных и повлияет на моральный уровень Общества. И тут, и там чудеса, тесно примыкающие к вопросам космогонического характера ("sic mundus creatus est"). И там, и тут три великих Принципа: Активная Сера стремления вверх; Пассивный Меркурий познания низов; Уравновешенная Соль гармонизации первых двух. И там, и тут четыре Элемента: в метафизике – желание найти Истину и желание ее передать; желание воспринять и желание закруглить в систему воспринятое; первые два суть (Jod) и (Vau); вторые два суть (He); в Этическом Герметизме Jod эволютивных поступков, Vau поступков инволютивных; правое He положительных аффектов и левое He аффектов отрицательных; и там, и тут пятый действующий элемент в роли оператора в центре Кватернера; в метафизике – ум падшего Адама, познавшего Добро и Зло Великой Либрации; в Этическом Герметизме – квинтэссенция Воли, играющей Герметическим Крестом. И там, и тут – монада, могущая прославиться универсальной славой ("sic habebis gloriam totuis mundi")
Заключительные фразы текста "Изумрудного Камня" утверждают, во-первых, что власть Гермеса простирается на все три плана; во-вторых, что Солнечное Делание завершено, т.е., что оно было реализовано не только в двух Высших, но и в физическом плане. Итак, Великая Скрижаль Египетской Традиции признает Алхимию.
Не буду посвящать здесь ни строки историческим подтверждениям того же тезиса. Желающих с ними ознакомиться отсылаю к сочинению Папюса "La Pierre Philosophale", Paris, 1889. Мое дело дать вам Картину Алхимического Делания, аналогичную высшим фазам Герметизма и позволяющую хотя бы отдаленным образом ориентироваться в трудностях изложения классических сочинений по Алхимии. Здесь Изумрудная Скрижаль пригодится каждой крупицей своего текста.
Первый стих ее провозглашает Закон Аналогий и тем самым разрешает нам перейти от Герметизма Высших Планов к Алхимии.
Второй стих провозглашает Единство Субстанций, а следовательно, в частности, и Единство Материи.
Третий стих ясно указывает нам на участие Золота (Солнца) и Серебра (Луны) в процессе Делания. Он же подчеркивает значение среды и значение материальной точки опоры (Земля).
Четвертый стих намекает на участие магнетизма оператора в процессе Делания (новейшие алхимики полагают, что этот астральный агент может быть заменен использованием ресурсов природного электрического Кабира).
Пятый стих указывает на твердое состояние Философского Камня или Порошка.
Шестой стих ясно указывает на основное воззрение Алхимиков на металлы, по которому вся совокупность известных металлов может быть расположена в прогрессивную шкалу биполярного характера; один полюс совершенства соответствует Серебру (может быть Платине), другой полюс – Золоту. В этих двух металлах наисовершеннейшим образом связаны два принципа – принцип Серы и принцип Меркурия, причем в Серебре эта связь реализована наисовершеннейшим образом для проявления Меркуриальных свойств, а в Золоте – для проявления Серных свойств. Остальные члены ряда металлов рассматриваются как соединения, не дошедшие в совершенстве до Серебра в отрицательном направлении, или не дошедшие в совершенстве до Золота в положительном направлении.
Выходит, что во всяком металле (если хотите – даже во всяком простом теле) реализована связь Серы с Меркурием, но только в золоте и серебре эта связь реализована герметически-совершенно. Чтобы трансмутировать другой металл в серебро или золото, надо прежде всего разрушить установившуюся в этом металле несовершенную связь, так сказать, отделить тонкое (Серу, Огонь) от плотного (Меркурия, Воды), а затем установить новую связь, совершенную, типа преобладания пассивности или типа преобладания активности, смотря по тому, в какой из благородных металлов хотят трансмутировать неблагородный.
Вот об этом-то отделении тонкого от плотного и говорит Изумрудная Скрижаль.
Принцип-Сера с Принципом-Меркурием нейтрализуются Принципом-Солью, соединяясь в общую шкалу, именуемую "Азотом Мудрецов".
На практике мы всегда имеем дело с Солью, как основой проявления тел, и с Азотом Мудрецов, как основой возможности освобождения планетных Принципов, связанных Солью.
Седьмой стих подчеркивает важность переходов самой Материи Делания от состояния тончайшего элемента (Огонь) до грубейшего (Земля). Этот стих охватывает область манипуляций перегонки соединений.
Восьмой стих просто ободряет Алхимика на Делание.
Девятый стих утверждает единство материала, добываемого Алхимическим Деланием. Одно и то же дитя операции в разных стадиях своего развития владеет различной силой и качественностью. Путь к приготовлению порошка, облагораживающего неблагородный сплав в серебро в количестве, превышающем его собственный вес в десять раз; путь к приготовления порошка, обращающего неблагородный металл в серебро в количестве, превышающем его собственный вес в 1000 раз; путь к получению золота пропорцией 1 на 100; путь к тому же в пропорции 1 на 10000 – один и тот же. Разность качественных и количественных свойств определяется лишь продолжительностью Делания, а не различием методов его проведения. Это все один и тот же Камень в разных фазах зрелости.
Десятый стих напоминает нам о сущности золота и серебра на Земле. Он говорит нам: "Природа своими собственными ресурсами довела одни химические соединения до одной степени совершенства, другие – до другой; в природе есть золото и серебро, т.е. есть металлы, достигшие полюсов совершенства. Почему же тебе не попробовать, вооружившись металлами, не дошедшими до полюса, довести их до него? Почему бы не уподобиться Творцу, разъединив два Принципа, вернув их к прежнему состоянию и вновь связав совершенным образом?". Для вящего поощрения этот стих добавляет: "Есть чудесные адаптации этого же Делания". И перед вами восстает традиционная картина приема внутрь Философского Камня с целью поднять жизненность устаревшего организма; приготовление Жизненного Эликсира; взращивание растений в очень короткое время и т. п.
Об одиннадцатом и двенадцатом стихах мы уже говорили.
Теперь, когда вы знаете, что в Алхимическом Делании тоже три Принципа (Сера – Соль – Меркурий), тоже четыре Элемента (Радиальное, Газообразное, Жидкое и Твердое состояние материи), я могу спокойно говорить вам о Динамическом Цикле Великого Делания, распадающемся на четыре фазы.
Эта подготовка сводится к приготовлению Меркурия Философов, иначе сказать – Универсального Растворителя; иначе сказать – Азота Мудрецов; если хотите – попросту того, что мы называем Астральным Светом в форме конденсации двойственнополяризованных вихрей. Для добывания этого деятеля служит особый минерал, именуемый "Магнезией Мудрецов", или "Маркасситом Мудрецов". Добывают "Азот" из "Магнезии" таинственной операцией применения электричества или личного магнетизма (отсюда упоминание о "Стали Философов" и о "Магните Философов").
Обыкновенные металлические золото и серебро подвергаются действию Азота Мудрецов, для освобождения из них Живого Солнца (металлогенной Серы) и Живой Луны (металлогенного Меркурия) в максимальных количествах. Можно было бы оперировать и над неблагородными металлами или только над одним золотом, но тогда бы дело шло медленнее.
Освобожденные Принципы в виде двух ферментов заключаются в стеклянную тюрьму, именуемую яйцом, и подвергаются медленному нагревания на слабом огне масляной лампы в так называемом "атаноре".
Время и теплота определяют целый ряд физических и химических феноменов в яйце. В первые недели обугливания материал принимает неопределенные цветовые оттенки. Эта эпоха называется "Царством Меркурия". Потом масса зеленеет и, наконец, чернеет. Сначала наблюдается чернота на поверхности ("Голова Ворона"), затем чернеет вся масса и начинается так называемое "Царство Сатурна". Масса помирает, чтобы возродиться, подобно масону в Ритуале Посвящения в Степень Мастера. Чернота, продержавшись довольно долгое время, переходит в коричневые тона, часто с синеватыми отливами. Наблюдается отделение паров, вновь ниспадающих в форме дождя. Это – "Царство Юпитера". Затем наступает "Царство Дианы", характеризуемое ослепительным белым блеском массы. Если нужен порошок для белой трансмутации (в серебро или платину), то вторая фаза операции закончена; но если мы стремимся к красной трансмутации, то нужно продолжать нагревание, не обращая внимание на переходы массы из жидкого состояния в твердое, и обратно. Масса зеленеет, синеет, делается темно-красной. Все это – "Царство Венеры". Потом масса принимает оранжевый оттенок, затем окрашивается, подобно "павлиньему хвосту", разом во все цвета радуги ("Царство Марса"). Наконец, в яйце над массой появляются пунцовые пары; они сгущаются, масса высыхает и, при охлаждении яйца, фиксируется в форме небольших зерен оттенка макового цвета. Это завершение последнего периода, называемого "Царством Аполлона". Теперь разбивают яйцо, и в нем находят кристаллический очень тяжелый порошок ярко-красного цвета с запахом обуглившейся морской соли. Этот порошок обладает свойством по прошествии двух часов кипячения обращать в золото ртуть или расплавленный свинец в количестве, равняющемся удесятеренному весу самого порошка.
Камень или снова подвергается действию Азота Мудрецов, или, что проще, просто заключается снова в яйцо вместе с количеством золота, в сто раз превышающим вес самого камня. Яйцо снова подвергается действию огня. Смена цветов возобновляется в строгом порядке, но происходит значительно быстрее. Новый Красный Камень гораздо тяжелее смеси прежнего Камня с расплавленным золотом, заключавшейся в яйце, а по своим трансмутационным свойствам в десять раз сильнее. Новое умножение снабжает камень коэффициентом 100 по отношению к первому Деланию. Обыкновенно делают лишь три умножения, так что окончательно полученный Камень может трансмутировать ртуть или расплавленный свинец в пропорции 1 на 10000.
Берется жидкая ртуть, или расплавленный свинец, или расплавленное олово в количестве, соответствующем силе Камня. Если Камня много, то им пользуются по частям. Кристаллы Камня толкутся в мелкий порошок. Небольшие количества этого порошка старательно заключаются в восковые пилюли, бросаемые в соответственный сосуд с неблагородным металлом, и последний подвергается кипячению, для золота в течение двух или двух с половиной часов.
Если речь идет не о красном порошке, а о белом, то для получения таким же методом серебра достаточно четверти часа кипячения.
Масса, эволюционирующая в яйце, называется Rebis.
Бессмертный очаг, или "атанор", представлял из себя в старину совокупность трех частей. В нижней части помещалась масляная лампа с четырехнитевым фитилем в начале (до "Головы Ворона"); потом с четырнадцатинитевым и, наконец, с двадцатичетырехнитевым (уже в фазе Дианы).
Средняя часть атанора содержала выступы для поддержки рода; жаровни или блюдечка. В это блюдечко насыпали песка, а в песок погружали яйцо до трети его поперечника. Масса – Rebis – в яйце возвышалась лишь до четверти такого же поперечника.
Верхняя часть атанора состояла из стеклянного купола, отражавшего теплоту внутрь прибора.
Еще раз напоминаю, что во второй фазе Делания нет прямой необходимости одновременного пользования золотом и серебром. Многие действовали Азотом Мудрецов на одно только золото и все же получали удовлетворительный Rebis.
Для лиц, намеревающихся читать сочинения по Алхимии, я должен прибавить, что в нашей терминологии Сера является Отцом; Меркурий – Матерью, а Соль – Андрогинным Ребенком. Если вы прочтете где-нибудь, что Соль есть Мать, Меркурий – Андрогинный ребенок, то это будет значить, что под Меркурием разумеют не Меркурий-Принцип, а Меркурий-Растворитель (Азот Мудрецов), добытый из Магнезии (готовая материя – следовательно, нечто такое, в чем оба принципа уравновешены в живом виде; но уравновесить их может только Соль; значит, в Магнезии Мудрецов доминирует живая соль), как ребенок добывается из матери.
Теперь нам понятна картинка аркана. Активное Солнце изливает Свет, материализующийся вплоть до состояния золотого дождя. На картинке держатся за руки два мальчика (хотите – мальчик с девочкой: Rebis изготовляется различно). Дети эти жизнерадостны; их обновляет Свет, падающий на них. И все это ограничено каменной загородкой, определяющей предел сгущения, интерпретируемого картинкой Дара Небес.
Итак – Топор Coph прорубил окно; остается умело воспользоваться этим окном, обновив себя и обосновав свою работу на прочных реализациях, способных обеспечить нам Триумф перехода в Мир Минорных Арканов.
Обновлению нас учит XX-й аркан. Постановке опорных точек – XXI-й, умению ориентироваться в собственном триумфе – XXII-й.
К этой Лекции Г.О.М. приводится в качестве иллюстрации один вариант изображения Девятнадцатого Аркана. Наверху, под заглавием, представлена работа, нарисованная неизвестным художником, для издания «Курса Энциклопедии Оккультизма», выпущенного в Шанхае Русским Оккультным Центром, что имело место быть в 1937 году.
|
© Г.О.М.
Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>