Двадцать Первый Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>
Двадцать Первый Аркан Г.О.М.
Курс Энциклопедии Оккультизма
В алфавите знаком этого аркана служит (Shin – Шин, иногда – Син). Числовое значение аркана – 300. Астрологических соответствий аркан не имеет.
Иероглифом служит стрела в колебательном движении.
Этот символ наводит нас на представление о чем-то предельном, малоуловимом без предварительного изучения непредельных, более общих фаз движения той же стрелы, встречавшейся в 7-м и 15-м арканах.
В седьмом аркане стрела летит прямолинейно по законам, метафизически необходимым и научно понятным. В пятнадцатом аркане она движется по окружности круга или, лучше сказать, по спиральной линии, определяющей узловые точки астрального вихря.
Здесь, в двадцать первом и таинственнейшем из арканов, это движение претворилось в колебательное.
По-видимому, колебание можно искусственно подвести под тип движения по замкнутой линии и считать каким-то очень частным проявлением, но это не помешает нам этой частности придавать большое значение в практической сфере осуществлений.
Научное название аркана – Furca (вилы) – дает лишь намек на форму самой буквы; вульгарное название – le Fou – относится лишь к картине.
Будем искать в последней разрешения вопроса об истинном значении аркана или, по крайней мере, об общем характере его истолкования.
По скале к обрыву спешно шествует человеческая фигура. На голове ее красуется дурацкий колпак; она смотрит не на обрыв, а куда-то в сторону, где ничего не виднеется, не замечает крокодила с отверстой пастью, притаившегося за обрывом; не обращает внимания на истерзанность и неприличие своего костюма, еще, вдобавок, раздираемого псом, следующим за ней по пятам. В правой руке (зеркально) безумного путника красуется прочный жезл, на который он не опирается и которым даже не пользуется, чтобы отогнать собаку. Левой рукой безумец придерживает конец палки, на которой за его плечами подвешен значительных размеров тяжелый куль.
Что это за путник?
Человеческая фигура служит указанием на индивидуализацию затрагиваемых арканом сил. Но как эти силы употреблены?
Телесный человек, по-видимому, создан для жизни в физическом плане, а на картине он идет к бездне, где вдобавок его ждет пасть крокодила.
Назначение одежды – прикрывать и защищать тело. Здесь одежда не выполняет своего назначения, как и посох странника.
Он торопится, но вместе с тем не догадывается бросить куль и отогнать собаку.
Словом – он ведет себя удивительно, неожиданно для зрителя.
Можно сказать, что в его поведении есть элемент какого-то чуда, для демонстрации которого надо отречься от собственных ресурсов, пользуясь своим телом и инструментами, находящимися в его распоряжении, противоположно их прямому назначению.
Эффект есть, но он добыт какими-то контрастами, желанием пренебречь нормальной логикой поступков.
Дополним впечатление арифмологическим анализом номера аркана.
Но что взять за номер?
Предлагают 0; предлагают и 21.
Нулевой номер следует понимать как намек на исключительное положение аркана и на нежелание выводить его из других.
Число 21 более плодотворно.
Уравновешенный, способный к проявлению Элемент (1) вводит условия существования нового мира, перемены положения вещей (20).
Например, Архетип эманирует ментальную сферу, или идея облекается формой ускользающего от нас в своей механической части процесса. Или – форма волютивного проявления таинственно вызывает
По этому разложению мы и составим заголовки аркана в областях проявления Элементов Теософического Тернера.
В проявлениях Архетипа арканом отмечается высокотаинственный процесс Эманации Мира Aziluth. Чисто духовное начало вдруг проявило себя какими-то весьма лучезарными, но вместе с тем ментальными, т.е. очень густыми по сравнению с Эссенцией Архетипа, излияниями Первичных Десяти Сефирот. Процесс этот озаглавлен Radiatio.
В плане Человечества аркан не менее таинственно отразился в процессе перехода от общечеловеческих ментальных манифестаций, к тому, что мы называем "Знаком". Под этим термином будем разуметь Элемент астральной сигнализации, т.е. того, что одна личность может формально познавать в других так называемым шестым чувством (чувство астрального восприятия). Впечатления, доставляемые этим восприятием, мы на языке физического плана передаем как цветовые, геометрические, акустические, осязательные, обонятельные, но дело не в том, как передается на условном языке астральный "знак", а в тайне проявления самого знака как оболочки идеи.
Итак, вторым заголовком будет – Signum.
В плане Природы нас с самого начала курса заинтересовал переход от учета Энергии, как астрального проявления, к учету накопления той же Энергии, оцениваемого органами чувств в области атрибутивностей так называемой материи.
Тайна перехода запаса кинетической энергии в атрибут твердости; тайна механизма вызова движения в пациенте при помощи затраты энергии воображения оператора,вот что нас давно интересовало и что составляет для плана Природы.
Та великая иллюзия, которую мы именуем материальным миром, своим существованием задает нам загадку для Природы и дает третий заголовок аркана – Materia.
Обратное разложение: "21 = 20 + 1", даст схему положения уравновешенной, принципиально способной к проявлению личности (1) в ту пору, когда она подавлена арканом двадцатым, т.е. элементами возрождения; когда эти элементы ей не под силу; когда она не может справиться с новизной задач, встречающихся на ее пути; когда она быстрым шагом идет не туда, куда нужно, имея при себе орган зрения; когда она не опирается на жезл доступных ей по существу Посвятительных Элементов; когда она даже не пользуется им против препятствий чисто внешних, нелогически дозволяя им задерживать ее на ее безумном пути (нелогичность в самом безумии); когда она думает прикрыться лжепреимуществами, лжезащитами, подобными разорванной одежде, не греющей и не обеспечивающей элемента приличия в сфере пусть хоть ошибочного, поступательного движения самой Личности; когда она старательно удерживает за плечами тяжелый куль суеверий, предрассудков и условностей, несоответствующих созревшей для нее задачи Возрождения (20-й аркан).
Как видим – картинка аркана иллюстрирует как раз отрицательную фазу ее первичного арифмологического разложения. Да оно и понятно: самый аркан относится к величайшим и опаснейшим Посвятительным Тайнам.
Крайне рискованно было бы дать ученику даже символическое указание на его механизм. А указание-то дать надо, раз аркан помещен в серии откровений. Вот Учителя и решили указать ученику на то, чего не надо делать, чтобы он своим умом дошел до схемы того, что нужно делать.
Какой же путь медитации избрать ученику для Посвящения в положительную фазу аркана?
Если он каббалист, то он начнет с изучения остальных арифмологических разложений числа 21 в положительных фазах проявления .
Последуем за ним и терпеливо углубимся в означенные разложения.
21 = 2 + 19, т.е. тайна опирается на Знание закона Аналогий и противоположений (2) + на тайну Великого Делания (19).
21 = 3 + 18; тайна предполагает полную метафизическую культуру в операторе (3) + полный учет Абсолютной Иерархии, оккультных сил и возможных противодействий в физическом плане (18).
21 = 4 + 17; хочешь владеть – изучи досконально арканы физико-химических явлений (4) вместе с арканами астральных влияний в Природе и их Ментальных Основ (17).
21 = 5 + 16; хочешь применить аркан – сознавай в себе неизмеримость Человеческой Свободы, могущество Человеческой Воли (5) и вместе с тем помни, что та же Свобода может быть источником Падения, Дифференциации, сопряженной с Материализацией (16).
21 = 6 + 15; знай, что всюду две тропы (6) и что всюду ты можешь стать или повелителем, или рабом Великого Бафомета (15).
21 = 7 + 14; когда будешь себя чувствовать победителем (7), умеряй, гармонизируй (14) проявления своей силы.
21 = 8 + 13; если ты работаешь в сфере установления закономерности (8), знай и помни, что конечная цель твоей работы есть подготовка к перемене плана (13); если ты можешь планомерно жить, поставь целью жизни достойную подготовку к смерти, т.е. к рождению в астральную жизнь; если ты ухаживаешь за беременной, то выбирай пищу и режим для плода, сообразуясь с необходимостью для него покончить утробную жизнь и начать жизнь в земной атмосфере; если ты устанавливаешь режим физического воспитания малолетнего, не забывай, что когда-нибудь придется перейти к воспитанию интеллектуальному, а воспитывая интеллектуально, не забывай, что ученик со временем обратится в деятеля. Но и обратно, имея дело с элементарием человека, не забывай, что он был воплощен; видя деятеля, учитывай предшествовавшие на него влияния школы, родителей, и т.п.
21 = 9 + 12; кто хочет применять Великую Тайну , тот пусть Посвятится (9) в соответствующих планах и будет готов на Жертву (12).
21 = 10 + 11; владеющий тайной опирается, с одной стороны, на автоматически действующую Мировую Мельницу (10), с другой стороны – на ресурсы мощных цепей (11) соответствующих планов.
Вот схема медитаций оккультиста, желающего проникнуть в область применений .
= 300; это – тройка, но тройка распространенная; тройка, проникшая в мир осложнений десятой Сефиры в десятом ее проявлении.
Скажу еще несколько слов о таинственном аркане механизмов инволюции и эволюции.
Важно самому не идти к пропасти, где вас ждет отверстая пасть крокодила; важно самому вовремя сбросить пресловутый куль, отогнать собаку, опереться на жезл, запастись приличной одеждой, сбросить дурацкий колпак и смотреть прямо перед собой. Тогда вы не будете объектом для чужих операций инволютивного . Напротив, – когда вам понадобится комбинировать реализации в низших подпланах того, в котором обитает ваша свободная Личность, вы сумеете надеть дурацкий колпак на сущностей этих подпланов и радоваться тому, что они не догадываются сбросить свой куль; сумеете избегнуть тех фаз, при которых они нечаянно могли бы воспользоваться своими жезлами; утилизировать то стеснение, которое они испытывают в удержанных ими неподходящих одеждах; натравить на них достаточное число собак, чтобы сбить с толку даже в тех непланомерных реакциях, которые они пытаются оказать, и в итоге спокойно, бесстрастно наблюдать, как они идут в пропасть вашей реализации, вампирически поглощающей их пастью астральной схемы вашего волютивного проявления.
Теперь уместно сказать, что аркан Shin планируется на картинке отрицательно не только для того, чтобы оккультист не давал другим надевать на себя дурацкий колпак, не только для того, чтобы он сам украшал им тех сущностей, над которыми собирается оперировать как над пассивным началом, но и для того, чтобы он сам умел вовремя надеть его на себя, подражая фигуре нашей картинки. Дело в том, что развитая Личность, сознавая иллюзорность физического плана, тяготится временами своей телесной оболочкой и лженаслаждениями, ею доставляемыми. Сбросить эту оболочку до предельного срока Личность не имеет права: Карма предначертала ей программу испытаний и жертв ее инкарнаций, и Курс Жизни должен охватить эту программу целиком. В эти-то моменты надо уметь закрыть глаза на несовершенство физического плана, надо уметь приохотить себя к жизни, увлекаясь ее побрякушками, надо уметь привить себе призрак счастья, которого, строго говоря, на земле не бывает. Но ведь такая прививка будет полным подражанием Шуту двадцать первого аркана, полным, но добровольным, отказом от материалов, добытых Посвящением. Она будет отдыхом на трудном пути жизни. А ведь путник должен не только уметь неустрашимо шагать, но и осмотрительно, своевременно и расчетливо располагать эпохами отдохновения, эпохами освежения сил. Скажу больше, кто никогда сам не отдыхает от мудрости, тот забудет обстановку личного эгоизма и не сумеет ориентироваться в жертвах, приносимых им ближнему; а ведь сказано: "люби ближнего, как самого себя". Это значит: "доставляй ближнему то, что ты самому себе доставляешь в минуты отдыха от Мудрости".
Как я уже намекнул, тайна механизма (или по крайней мере метода) инволюций есть вместе с тем тайна обратного эволютивного процесса. Вся разница в том, что падение совершается метафизически быстро, а возрождение – метафизически медленно. Я с умыслом прибавляю "метафизически", ибо речь, конечно, не о времени, а о том, что в процессе возрождения философски уместно отмечать как можно более фаз, тогда как в процессе падения на первом плане стоит учет причин и последствий такового.
Вот почему попытки каббалистического анализа процесса падения Человека нам кажутся осложненными, как бы искусственными тонкостями, тогда как схемы Возрождения Человечества Этическим Герметизмом нами легко и терпеливо усваиваются. Профан охотно, спокойно, без тревоги изучает Евангелие, что не мешает ему становиться в тупик при попытках анализа книги Бытия.
Вы видели, что – страшный аркан. Неумело или не вовремя его применить – значит задержать ход Мировой Эволюции. Вот почему его начертание пугает столь многих, даже Посвященных. А между тем Высочайшая, Могущественнейшая, Синтетичнейшая Пентаграмма Астрала именно своим знаком обеспечивает себе возможность инкарнации, этой опорной точки Искупления человеческих коллективностей, а следовательно, и Реинтеграции Первичного Совершенного Человека.
Не будем бояться реализаций, но будем в наших молитвах о Посвящении ставить на первый план наше стремление познать двадцать первый аркан не уловкой, не воровским способом, не ценой пакта с низшим астралом, а герметически честно, после систематического проникновения в предшествующие двадцать арканов.
Тогда он нас приведет не к пагубным ошибкам, не к пятнам на Карме, а к сознательному Триумфу Розенкрейцерской Реинтеграции процессом полного Тройственного применения Великого Аркана Магии.
К этой Лекции Г.О.М. приводится в качестве иллюстрации два варианта изображения Двадцать Первого Аркана. Наверху, под заглавием, представлена работа, нарисованная неизвестным художником, для издания «Курса Энциклопедии Оккультизма», выпущенного в Шанхае Русским Оккультным Центром, что имело место быть в 1937 году. Следующее изображение, в голубовато синих тонах, относится к тому же самому изданию, однако это непосредственно отсканированные изображения из самого шанхайского издания, в то время как первый экземпляр является черно-белой репродукцией. (Действительно, в оригинале данные изображения Старших Арканов были напечатаны синей краской).
|
© Г.О.М.
Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.
<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>