Концепция кармы — Baal-Hiram
Концепция кармы
Baal-Hiram
Говоря о вопросах «кармы», я могу уверенно утверждать, что не признаю эту концепцию в том виде, в котором она обычно излагается. В том числе в контексте моего материала о «пути правой/левой руки». Истоки этого представления лежат в индуизме, что сразу определяет данную теорию как нечто чужеродное для западной оккультной традиции. Ни у Агриппы, ни у более поздних оккультистов вплоть до Элифаса Леви ничего о карме не сказано, не упоминает карму и Станислас де Гуайта в своей книге «Змей книги Бытия». Это явное заимствование, привнесенное все той же Блаватской, и разошедшееся в оккультных кругах в толкованиях разной степени осмысленности. Да, безусловно, Григорий Оттонович Мебес в своей «Энциклопедии Оккультизма» использует это слово, и даже применяет в своем толковании данную концепцию, однако, это скорее следует отнести к его личным убеждениям и предпочтениям, чем к ядру традиции. В книге «Полная система магии Золотой Зари» слово «карма» упоминается 10 раз на все 1200 страниц, что также вполне ясно указывает на то, что понятие это чуждое и привнесенное, не очень активно приживалось даже в этой, вполне синтетической системе, вобравшей в себя разные восточные элементы например, таттвы. Сказанного достаточно, чтобы обрисовать общую картину отсутствия этого понятия в оккультной традиции изначально.
Теперь разберемся, почему же такие уважаемые авторы, как Г.О.М., Мазерс и Уэсткотт (во всей «Полной Системе» это слово используется дважды у Мазерса в двух документах и восемь раз у Уэсткотта в одном документе), все-таки пошли на столь неоднозначный шаг, и прибегли к использованию данного термина. Если обобщить, то все указанные с разной степенью ясности этим словом обозначали закон причинно-следственной связи, и смысл, вкладывавшийся ими в данный термин, от религиозного индуистского представления отстоял в разной степени удаленности. Разбирать подробности этой удаленности не имеет никакого смысла, поскольку само слово «карма» для обозначения закона причинно-следственных связей - крайне неудачное, создающее ненужную путаницу, и привносящее в силу этой путаницы в западный оккультизм шлейф религиозных поверий народов Индостана. Мы можем совершенно точно говорить о том, что есть причинно-следственные связи в течение нашей жизни, и принятые нами решения, равно как и совершенные нами поступки влияют на нашу дальнейшую жизнь. Но рассуждения о том, что если, условно говоря и примтивизируя - человек много ел в этой жизни, то в следующей он родится слоном, или если обижал кого-то, то в следующей жизни будут обижать его - за гранью области познания и не подлежат верификации, иными словами являются вопросами обычной веры, при том именно что религиозной, в силу истоков самой этой концепции. По этой причине, я лично предпочитаю не использовать это слово вообще.
Да, конечно, можно также указать что в древности у гностиков тоже были некоторые представления о последствиях, которые наступают для человека при метемпсихозе, мол тоже были идеи похожие на идею кармы. Однако, судить о таких представлениях следует ровно с той же позиции - это вопрос исключительно веры, никаких адекватных способов верификации для этого нет, и словом «карма» оно не называлось. И вообще, подобного рода представления не полезны, они ведут к бесплодному фантазерству, самообману и бестолковым якобы «воспоминаниям» прошлых жизней, в которых вспоминающие все в массе своей Цезари и Клеопатры, а крестьян и рабов, которые представляли абсолютное большинство населения, чего-то среди вспоминающих не наблюдается.
С уверенностью следует говорить о том, что человек не достигший в течении своей жизни силы и способности сохранить свою личность в посмертии, говоря языком посвятительных обществ - «не обученный правильно умирать» - после смерти растворяется в хаосе астрального плана, и из его клочков, перемешанных с клочками других ему подобных, коагулируется случайным образом, по мере надобности новый рождающийся человек. Точно также как тело, которое вбирает в себя по мере роста и жизни человека частицы материи, путем поглощения растений, мяса и т.п., которые в свою очередь ранее сами могли быть частями других людей. Конечно, в таких ситуациях, ни о какой «карме» накопленной в прошлых жизнях речи быть не может, хотя в целом и можно говорить о влиянии поступков каждого на общий ход жизни всего человечества, про тот самый так называемый «эффект бабочки», что конечно, никакого отношения к религиозным представлениям индусов не имеет.
Автор © Baal-Hiram, специально для Teurgia.Org, 2022